Получи документы

Проект «Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией»

Александра Депутатова
Проект «Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией“» размещена в разделах

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

Пластилинография это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

Рисование пластилином, увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии», формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников, а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии» в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму.

Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда. В нашем учреждении с детьми младшего возроста проводится проект «Картина пластилином». Он предполагает интеграцию таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», а также разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная деятельность.

Название проекта : «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»

Актуальность темы:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на п• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Тип проекта : творческий

Масштаб проекта : 9 месяцев.

Сроки реализации проекта : 1 сентября 2019- 31мая 2020г.

Участники проекта : дети второй младшей группы, педагог группы, родители.

Продукт проекта : миниатюры выполненные в нетрадиционной технике лепки – пластилинография.

Объект исследования:влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.

Цель проекта : Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи проекта :

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Формы работы по проекту :

1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3. Проведение с родителями беседы, консультации

4. просмотр видеороликов с детьми.

5. Целевые прогулки на территории детского сада.

Необходимые материалы:

• Магнитная доска.

• Готовые картины из пластилина.

• Зарисовки схем.

• Цветной пластилин;

• Раздаточный материал (шаблоны);

• Демонстрационный материал;

• Стеки

Стратегия достижения поставленных целей:

Первый этап: подготовительный.

1. Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.

2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

3. Обогатить развивающую среду в группе, составить картотеку игр.

4. 4Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно

5. Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

Второй этап: основной.

1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

4. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Третий этап: заключительный.

Анализ проделанной работы проекта «Картина пластилином»

Четвертый этап: презентационный

Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Содержание проекта :

Познавательное и речевое развитие.

Беседы:

«Что мы знаем о пластилине

«Волшебный пластилин»

«Из чего делают пластилин

«Из чего можно лепить?»

Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из пластилина.

Экспериментальная деятельность:

«Замена пластилина глиной»

«Замена пластилина соленым тестом»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Попробовать изготовить пластилин своими руками.

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры:

«Волшебные шарики»

«Отпечатки»

«Пластилиновые буквы»

«Геометрические фигуры из пластилина»

«Конфеты для кукол»

«Раскрась картину»

«Чьи следы»

«Вкусное яблоко»

«Украсим пирог»

«Елочка»

Сюжетно – ролевые игры:

«Магазин» учить детей лепить овощи и фрукты.

Постановка сказки «Репка» из пластилина

Просмотр презентации «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»

Художественно – эстетическое развитие :

Лепка «Божья коровка»;

Коллективная работа картина пластилином «На полянке».

Физическое развитие :

Подвижные игры: «Пластилиновый слоненок», «Пластилиновая ворона»,«Летает не летает»

Работа с родителями:

Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой.

Консультации для родителей:

«Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»

«Игры и упражнения с пластилином,способствующие развитию мелкой моторики руки».

«Что вы знаете о пластилине

Ожидаемый результат:

обретение опыта совместной деятельности в использовании метода пластилинографии;

овладение навыками и умениями и применение их в практической деятельности.

создание собственных картин методом пластилинографии.

у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Способы реализации проекта

Срок Тема Содержание работы Практический

выход Отметка о выполнении

Сентябрь- октябрь

2019 г. Знакомство детей с пластилинографией, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций картин из пластилина, а так же готовых изделий.

Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства пластилина, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

Беседы:

«Что мы знаем о пластилине

«Волшебный пластилин»

«Из чего делают пластилин

«Из чего можно лепить?»

Ноябрь

декабрь

2019 Изготовление поделок к Новому году «Новогодний калейдоскоп» Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Консультация для родителей «С пальчиками играем, стихи повторяем». Выставка детских работ в группе.

Январь февраль 2020 г. Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.

Совершенствовать навыки дидактических игр «Отпечатки»

«Пластилиновые буквы»

«Геометрические фигуры из пластилина»

«Конфеты для кукол»

«Раскрась картину» Игры-задания «Угадай-ка», «Что общего». Просмотр видео роликов «Развитие мелкой моторики руки посредствам занятий пластилинографией. Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.

Март апрель 2020 г. Подготовить презентацию «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией» Подбор материала по данной теме и его изучение. Показ презентации «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет по средствам занятий пластилинографией»

Май

2020 г. Изготовление картины из пластилина «Цветочная поляна»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. Воспитывать навыки аккуратной работы, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развитие фантазии, творчества, самостоятельности.

Выставка работ в группе.

Публикации по теме:

«Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста» «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания и.

Умелые руки — помощники в науке. Развитие мелкой моторикиУмелые руки — помощники в науке. Развитие мелкой моторики Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно.

Мастер-класс по развитию мелкой моторики детей 3–4-х лет «Наши руки не знают скуки»Мастер-класс по развитию мелкой моторики детей 3–4-х лет «Наши руки не знают скуки» Консультативный пункт для родителей Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет. «Наши руки не знают скуки» Воспитатель высшей.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда» Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г. Цель самообразования по теме:.

Проект долгосрочный «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»Проект долгосрочный «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Проект долгосрочный воспитателей ГБОУ Школа № 2122 ДОП «Аист» Шарова О. В., Золотовой Т. Н. Отчет Тема: «Развитие мелкой моторики у детей.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек» Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и игрушек. Задачи: Совершенствовать предметно – развивающую.

Консультация «Развитие мелкой моторики руки» Развитие мелкой моторики руки Рисование – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, оно развивает память, внимание, логическое.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Тема по самообразованию воспитателя Матвеевой Т. В. «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму» Цель:.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста» Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий.

Выпускная квалификационная работа «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму» Тема:Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Выполнила: Владимирова М. В., студент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 09:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД