Приложение МААМ

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»

ЕЛЕНА КОЛЕДА
Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Воспитатели: Коледа. Е. С

Глушкова Т. В

Цель проекта :

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента. Задачи проекта :

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, воздух, вода).

Публикация «Проект „Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Привлекать родителей к совместной деятельности.

Описание проекта :

Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Общая характеристика проекта :

Тип проекта : Краткосрочный ( срок реализации: май –август) информационно-практикоориентированный.

Вид проекта : Исследовательский

Участники проекта : воспитанники младше- средней группы.

Формы взаимодействия:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

, Цели проекта :

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта :

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, воздух, вода песок).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

7. Актуальность. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

8. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

9. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира Методы проведения:

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта :

1) Подготовительный этап:

· создание технической базы для детского экспериментирования

(оборудование, природные материалы); · определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта :

1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.

2. практическая часть:

познавательные занятия с элементами экспериментирования : рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, аппликация.

Ожидаемые результаты:

· Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

· Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

· Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Реализация проекта :

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.3. Определение основных форм работы с детьми.

1.4. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов

1.5. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования : · специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); · природный материал (камешки, песок, семена и т. п.); · прочие материалы - лупы, термометры. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7. Подборка практического материала, включающего

· перспективный план по проведению непосредственно опытов и

экспериментов;

· картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

-консультации для родителей по данной теме; памятки. -Обмен опытом

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа); - совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный:В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в младше_ - средней группе Май: Подготовительный этап: Изучить и проанализировать методическую литературу по теме. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта. Систематизировать работу с родителями.

2 этап – Основной Июнь :Беседа «Вода – источник жизни»

Опыты и эксперименты : -«Вода бывает разная» -Беседа: Для чего вода нужна человеку? -Вода не имеет ни цвета, ни запаха, - Как вода меняет цвет?-Вода имеет свойства замораживаться превращаться в лед, и обратно оттаивать превращаться в воду.

- Какие предметы тонут в воде, а какие плавают? -Откуда берётся вода? -Дидактическая игра «Вода и её свойства»

-Рисование «Круговорот воды в природе»

Июль: Беседа «Бумага и её свойства -Опыты и эксперименты : Беседа: Какую роль бумага играет в жизни человека? Бумага (рвется, промокает, не прозрачная). Какая бумага легкая или тяжелая? -Можно ли склеить бумагу водой? Аппликация «Оригами из бумаги»

3 – этап Заключительный Август: Беседа «Что такое воздух» Опыты и эксперименты : Как надуть шарик? «Воздух есть везде», «Есть ли воздух внутри нас?» «Поймай воздух»Дидактическая игра «Свойства воздуха» Д/и «Кому нужен воздух?»

Вывод. Результаты работы показали динамику роста самостоятельности в опытнической деятельности у детей. Повышению уровня познавательной активности и уровня знаний об окружающем мире, повышение уровня заинтересованности к опытно-экспериментальной деятельности. В ходе реализации проекта дети также получили ряд знаний экологической направленности таких как: Уточнение первоначального представление о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ним – создании необходимых условий. Активно формировалось желание помогать воспитателю в уходе за растениями в уголке природы. Закрепляли умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировали знания о некоторых особенностях строения дерева. Формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия. Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту родного края; бережное отношение к природе.

Проводимые опыты с детьми, являются не только процессом сообщения новых знаний, но и значительно повысился интерес самостоятельности к новым знаниям. Мы будем продолжать опытническую деятельность с детьми в течении учебного года.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 13:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КОЛЕДА (УИ 183610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД