Валентина Бузаева
Проект «Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой
Вид проекта – творчески-познавательный деятельности.
Участники проекта — воспитатель, дети 2-ой младшей группы,родители.
Продолжительность — долгосрочный (2020 – 2021 учебный год).
Публикация «Проект „Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Актуальность: данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, оно вытесняется «более важными» делами как компьютерные игры, многочасовые просмотры телепередач и т. д. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Игра- это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.
Теоретическое обоснование:
Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л. С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:
— Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.
-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
-Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.
Во время игры активно работают все психические процессы ребё нка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Цель: Внедрить в образовательный процесс различные виды игр, для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Активизировать познавательный интерес, привлекать детей к совместной и самостоятельной игровой деятельности.
• Целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей.
• Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковых игр.
• Развивать речь, дикцию, используя стихи, потешки, чистоговорки.
• Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умения согласовывать свои действия с другими детьми.
• Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Предполагаемый результат:
• Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
• Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
• Игровые центры пополнены новыми атрибутами: костюмами, масками для игр детей.
• У родителей появится интерес к играм и совместной с детьми игровой деятельности.
План проекта.
Подготовительный этап.
Цель: Повышение компетентности по теме проекта.
Изучение педагогической литературы:
— С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика»
— О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
— С. Н. Карпова, М. А. Степанова «Особенности связной речи дошкольников с взрослыми и сверстниками».
2. Изучение периодической печати:
— Журнал «Дошкольное воспитание».
— Журнал «Воспитатель ДОУ».
— Журнал «Ребёнок в детском саду».
Основной этап.
Цель: Развитие речевой активности детей. Включение каждого ребёнка в игровую деятельность.
1. Отбор материала
2. Анализ методов и приёмов
3. Распределение материала, составление плана – проекта.
— дидактические игры
— подвижные игры
— сюжетно-ролевые игры
Заключительный этап.
1. Период осмысления результатов.
2. Диагностика детей.
Перспективное планирование проекта
Этапы проекта Работа с детьми Работа с родителями
1. Подготовительный этап.
Сентябрь Подборка и изучение литературы по теме проекта.
Выявить уровень сформированности речевых способностей у детей на начало проекта. Донести до родителей важность темы об игровой деятельности детей.
Ежедневно
1. Пальчиковые игры
2. Беседы в соответствии с планированием
2. Основной этап.
Октябрь
Д/и «Овощи в загадках»,
«Расскажи про животное»,
«кто что умеет делать».
П/и «У медведя во бору»,
«Волк и зайцы», «Листопад».
Игра-драматизация «Репка».
С/р. и. «дочки матери», «Магазин». Родительское собрание, знакомство с темой проекта, распределение заданий между родителями (пополнение игровых центров костюмами, масками, атрибутами).
Чтение сказки «Репка».
Ноябрь Д/и «что лишнее, чего не хватает»,
«что надеваем», «накрываем на стол»
П/и «воробьи и автомобиль»
«Совушка — сова»
«лохматый пёс»
Мини – сказка на фланелеграфе «Теремок». Выставка совместных рисунков по русским народным сказкам.
Памятка для родителей
«Играйте вместе с детьми».
Декабрь Рассматривание иллюстраций:
«Узнай из какой сказки?»;
Д/и «запомни картинку»
Чтение сказки «Зимовье зверей» с использованием настольного театра.
П/и «Ловишка с ленточками» Изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».
Январь Д/и «подбери слово»
«что за предмет»
П/и «найди своё место»
«Самолёты»
«Съедобное – несъедобное»
С/р. и «детский сад»
«айболит». Консультация «Играйте вместе с детьми».
Ответы на вопросы родителей.
Февраль Д/и «назови части»
«четвертый лишний»
Игра – драматизация
«маша и медведь» Консультация «Художественная литература и дети».
Чтение сказки «Маша и медведь».
Март Д/и «Найди предмет по его части»
«Собери картинку»
П/и «мыши водят хоровод»
Игра – драматизация
«Волк и семеро козлят» Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
3. Заключительный этап.
Апрель-Май Совместный показ сказки «Колобок» на новый лад.
Заключение
Понимая значение игровой деятельности в развитии речи ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать её и дальше в своей работе, создавать условия для развития игровой активности, приобщать детей к различным видам игровой деятельности (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно – ролевым, обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Литература
Зацепина М. Б. «Развитие ребёнка в театрализованной
деятельности» обзор программ дошкольного образования «ТЦ Сфера»,2010 (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление Доу»).
Шипицина Л. М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». (для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2007 г.
Луфт Т. В. «Театр – детям: практические материалы для работы с детьми». ОмИПКРО – 1998 г. Научный редактор Т. А. Чернобай.
Михайленко Н. Я. «Как играть с ребёнком». – М. : Педагогика,1990г.
Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд. ,перераб. И доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000г.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».