Наталья Матросова
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в
значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с
речевой патологией испытывают чувство неуверенности,
закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение
Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не
только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой
дискомфорт.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывает игровая деятельность, которую надо проводить каждый день.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные
педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения.
Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. Огромно и воспитательное
значение игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Задачи:
1. Преодоление застенчивости, нерешительности, скованности, формирование самоконтроля у гиперактивных детей.
2. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других детей.
3. Развитие навыков совместной деятельности, воспитание навыков
доброжелательного отношения друг к другу.
4. Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания,
отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и
взрослыми.
5. Развитие связной, диалогической, монологической речи (пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок, на отвлеченные темы, диалогов с взрослыми и детьми.)
Срок реализации: 25.11.2019 г. – 23.12.2019 г.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, учитель - логопед, воспитатели группы.
Подготовительный этап :
- подборка игр для развития фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями;
- составление рекомендаций для родителей, воспитателей;
- разработка бесед с детьми;
-составление календарно-тематического плана.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя: - взаимодействие логопеда с воспитателями, это совместное составление перспективного планирования игровой деятельности на текущий период по всем направлениям; - обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; - оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении играми; - совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
Календарно-тематический план на декабрь
№ п\п Название игры Программное обеспечение
1. Игра «Я и моя семья» Цель: приучать детей отвечать на вопрос полным предложением.
2. Игра «Салат» Цель: научить ребенка прислушиваться к вопросу, чтобы дать совершенно противоположный ответ, т. е. невпопад.
3. Игра «Автоответчик» Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения.
4. Игра «Машина времени» Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации.
5. Игра «Доскажи словечко» Цель: помочь ребенку начать полный ответ, используя часть вопроса
6. Игра «Комплимент» Цель: помочь ребенку научиться вежливо говорить о других ребятах, описывая их внешность, не стесняться своих речевых дефектов.
7. Игра «Зеркало» Цель: способствовать развитию навыков сотрудничества через подражание действиям партнера.
МЕТОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ
Дидактические игры Наблюдения Заучивание наизусть
Игры-драматизации Использование макетов и пособий Пересказ
Инсценировки Рассматривание картинок, репродукций Беседа
Хороводные игры Показ действий Рассказывание без опоры на наглядность
Средства развития коммуникации :
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи на занятиях.
- Занятия по другим разделам программы.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Речевая готовность детей 6-7 лет к обучению.
Словарь: дети старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) 6-7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.
Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения, доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.
Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.
Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.
Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л,реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.
Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Перечень методик коммуникативного развития :
Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс.
Методика «Закончи историю» Р. Р. Калинина.
Методика «Интервью с ребенком» А. И. Захаров.
Методика «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» А. Г. Арушанова.
Методика «Игровая комната» А. М. Щетинина
Картотека коммуникативных игр
(подготовительная к школе группа)
«На балу у короля»
Цель: способствовать развитию уверенности в себе и формировать навыки общения с взрослыми.
Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, различные танцы и игры.
«Клубочек»
Цель: развить умения выражать свои чувства, учить говорить комплименты.
Дети по кругу передают друг другу клубочек, и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание. Можно, чтобы пожелания были сказаны каждому участнику, если их не много. Если играющих много, то пожелание говорится сразу всей группе.
«Радио»
Цель: развивать слуховое внимание, воспитывать наблюдательность.
Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка ( подробно описывает чей-то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Задача играющих – определить, о ком идет речь, назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.
«Продолжи слово»
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.
Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий произносит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен его закончить. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.
Возможен и более сложный вариант игры, когда взрослый произносит половину слова, а дети придумывают как можно больше вариантов окончания (теле-граф, теле-фон, теле-мост и т. д.)
«Я знаю что ты любишь»…
Цель: расширять словарный запас детей, развивать быстроту реакции.
Дети садятся кругом и поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю что ты любишь»… Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.
«Пресс-конференция»
Цель: учить задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствовать развитию речи.
Каждый из ребят становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.
Темы пресс-конференций должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «На прогулке» и т. д.
«Ау!»
Цель: развивать интерес к сверстникам, развивать слуховое восприятие.
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенок, стоящий спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Улитка»
Цель: Закреплять звук [С] в словах, расширять словарный запас, развивать фонематическое восприятие.
На лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером 2х2.
Участники игры получают фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеток, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.
«Найди пару»
Цель: Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком,
развивать фонематический слух.
Старая пластинка, обклеенная самоклеющейся пленкой, разделена на две половины разного цвета. По краю которого в верхней и нижней частях наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки (на кругах такого же размера как круги на пластинке) подклеены с обратной стороны бархатной бумагой.
Коза – коса, трава – дрова,
Уточка – удочка, бочка – почка,
Мишка – мышка, крыша – крыса,
Мак – рак, рожки – ложки,
Жар – шар, лук – люк,
Софа – сова, кот – год.
Перед детьми помещается пластинка с картинками (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе.
- Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок надо поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
«Передай сигнал»
Цель: учить преодолевать защитные барьеры, отгораживающих сверстников друг от друга.
Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
«Моё начало – твой конец»
Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника.
Оснащение: игрушки.
Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: Развивать слуховое внимание, развивать навыки дифференциации речевых звуков по тембру голоса.
Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать навыки слуховой дифференциации длинных и коротких слов, развивать слухо – речевую память.
Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак - бак - так - банан
Сом - ком - индюк - дом
Лимон - вагон - кот - бутон
Мак - бак - веник - рак
Совок - гном - венок - каток
Пятка - ватка - лимон - кадка
Ветка - диван - клетка - сетка
Заключение.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.
Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.
Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.