Приложение МААМ

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для подготовительной к школе группы

Наталья Матросова
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в

значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с

речевой патологией испытывают чувство неуверенности,

закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение

Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах

стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не

только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой

дискомфорт.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывает игровая деятельность, которую надо проводить каждый день.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения.

Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. Огромно и воспитательное

значение игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Задачи:

1. Преодоление застенчивости, нерешительности, скованности, формирование самоконтроля у гиперактивных детей.

2. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других детей.

3. Развитие навыков совместной деятельности, воспитание навыков

доброжелательного отношения друг к другу.

4. Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания,

отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и

взрослыми.

5. Развитие связной, диалогической, монологической речи (пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок, на отвлеченные темы, диалогов с взрослыми и детьми.)

Срок реализации: 25.11.2019 г. – 23.12.2019 г.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, учитель - логопед, воспитатели группы.

Подготовительный этап :

- подборка игр для развития фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями;

- составление рекомендаций для родителей, воспитателей;

- разработка бесед с детьми;

-составление календарно-тематического плана.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя: - взаимодействие логопеда с воспитателями, это совместное составление перспективного планирования игровой деятельности на текущий период по всем направлениям; - обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; - оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении играми; - совместное проведение интегрированных комплексных занятий.

Календарно-тематический план на декабрь

№ п\п Название игры Программное обеспечение

1. Игра «Я и моя семья» Цель: приучать детей отвечать на вопрос полным предложением.

2. Игра «Салат» Цель: научить ребенка прислушиваться к вопросу, чтобы дать совершенно противоположный ответ, т. е. невпопад.

3. Игра «Автоответчик» Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения.

4. Игра «Машина времени» Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации.

5. Игра «Доскажи словечко» Цель: помочь ребенку начать полный ответ, используя часть вопроса

6. Игра «Комплимент» Цель: помочь ребенку научиться вежливо говорить о других ребятах, описывая их внешность, не стесняться своих речевых дефектов.

7. Игра «Зеркало» Цель: способствовать развитию навыков сотрудничества через подражание действиям партнера.

МЕТОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ

Дидактические игры Наблюдения Заучивание наизусть

Игры-драматизации Использование макетов и пособий Пересказ

Инсценировки Рассматривание картинок, репродукций Беседа

Хороводные игры Показ действий Рассказывание без опоры на наглядность

Средства развития коммуникации :

- Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

- Обучение родной речи на занятиях.

- Занятия по другим разделам программы.

- Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Речевая готовность детей 6-7 лет к обучению.

Словарь: дети старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) 6-7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения, доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.

Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.

Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.

Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л,реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Перечень методик коммуникативного развития :

Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс.

Методика «Закончи историю» Р. Р. Калинина.

Методика «Интервью с ребенком» А. И. Захаров.

Методика «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» А. Г. Арушанова.

Методика «Игровая комната» А. М. Щетинина

Картотека коммуникативных игр

(подготовительная к школе группа)

«На балу у короля»

Цель: способствовать развитию уверенности в себе и формировать навыки общения с взрослыми.

Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, различные танцы и игры.

«Клубочек»

Цель: развить умения выражать свои чувства, учить говорить комплименты.

Дети по кругу передают друг другу клубочек, и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание. Можно, чтобы пожелания были сказаны каждому участнику, если их не много. Если играющих много, то пожелание говорится сразу всей группе.

«Радио»

Цель: развивать слуховое внимание, воспитывать наблюдательность.

Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка ( подробно описывает чей-то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Задача играющих – определить, о ком идет речь, назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

«Продолжи слово»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий произносит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен его закончить. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.

Возможен и более сложный вариант игры, когда взрослый произносит половину слова, а дети придумывают как можно больше вариантов окончания (теле-граф, теле-фон, теле-мост и т. д.)

«Я знаю что ты любишь»

Цель: расширять словарный запас детей, развивать быстроту реакции.

Дети садятся кругом и поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю что ты любишь»… Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.

«Пресс-конференция»

Цель: учить задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствовать развитию речи.

Каждый из ребят становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Темы пресс-конференций должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «На прогулке» и т. д.

«Ау!»

Цель: развивать интерес к сверстникам, развивать слуховое восприятие.

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий : игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенок, стоящий спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Улитка»

Цель: Закреплять звук [С] в словах, расширять словарный запас, развивать фонематическое восприятие.

На лист формата А2 приклеены маленькие картинки размером 2х2.

Участники игры получают фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеток, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.

«Найди пару»

Цель: Упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком,

развивать фонематический слух.

Старая пластинка, обклеенная самоклеющейся пленкой, разделена на две половины разного цвета. По краю которого в верхней и нижней частях наклеено по семь кругов из бархатной бумаги. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки (на кругах такого же размера как круги на пластинке) подклеены с обратной стороны бархатной бумагой.

Коза – коса, трава – дрова,

Уточка – удочка, бочка – почка,

Мишка – мышка, крыша – крыса,

Мак – рак, рожки – ложки,

Жар – шар, лук – люк,

Софа – сова, кот – год.

Перед детьми помещается пластинка с картинками (в верхней половине). Остальные картинки лежат на столе.

- Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок надо поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

«Передай сигнал»

Цель: учить преодолевать защитные барьеры, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

«Моё начало – твой конец»

Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника.

Оснащение: игрушки.

Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: Развивать слуховое внимание, развивать навыки дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать навыки слуховой дифференциации длинных и коротких слов, развивать слухо – речевую память.

Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак - бак - так - банан

Сом - ком - индюк - дом

Лимон - вагон - кот - бутон

Мак - бак - веник - рак

Совок - гном - венок - каток

Пятка - ватка - лимон - кадка

Ветка - диван - клетка - сетка

Заключение.

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для подготовительной к школе группы
Опубликовано: 2 июня 2020 в 20:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» для подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Матросова (УИ 362872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД