Получи документы

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук»

Надежда Мальцева
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук»

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук»

I. Введение

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Публикация «Проект „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук“» размещена в разделах

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игр

II.Основная часть

Цель проекта: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;

2. Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

4. Организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;

5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Для успешного решения этих задач была подобрана и изучена методическая литература по этой теме, а также периодические издания.

Реализация этих задач, также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми.

2. Индивидуальная работа с детьми

3. Cамостоятельная деятельность детей.

Для самостоятельной деятельности детей мы постоянно работаем над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

4. Взаимодействие с семьей: привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, наглядная информация.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений использованы разные методы и приемы работы:

1. Пальчиковый игротренинг

•массаж кистей рук;

•пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

•пальчиковые игры, с использованием нетрадиционного оборудования;

•пальчиковый театр;

•массаж пальцев и кистей рук;

2. Игры с различными материалами

•лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

•нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, пробкой от фломастера и т. д.

•работа с конструктором.

•различные виды аппликаций

•игры с песком, крупой, водой.

3. Дидактические игры

•шнуровки М. Монтессори

•игры с мелкими предметами

•пазлы, мозаика

•вкладыши

•лабиринты

•волшебный мешочек

•бусы

Для эффективного результата в развитии мелкой моторики я использую двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

- массажные мячики;

- платочки;

- коврики;

- крупные бигуди;

- прищепки;

- счетные палочки;

- шестигранные карандаши;

4. Аква гимнастика для пальчиков

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Реализация проекта

Продолжительность проекта: 2 месяца (февраль 2015-март2015)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 1, 6 - 3 года.

Перспективный план по развитии речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

1-2 неделя

1. Игры с песком «Найди шарик»

2. Д/и «Угости кукол»

3. Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с решеткой для раковины»

4. Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

5. Лепка «Покормим курочку»

6. П/игра «Куры и кошка»

7. Игры с водой «Достань игрушку»

8. Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка»

9. Д/и «Волшебная шкатулка»

10. Лабиринты «Лабиринт для карандаша»

11. Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»

12. Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика?» "Игры и упражнения для развития мелкой моторики".

3-4 неделя

1. Игры с песком «Печенье»

2. Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

3. Д/и «Волшебные шнурки»

4. Пальчиковый театр «Репка»

5. Игры с водой «Рыбалка»

6. Упражнения пальчиковой гимнастики «Колечко»

7. Д/и «Сортируем макароны»

8. Лепка «Блинчики»

9. П/игра «Блин и оладушки»

10. Лабиринты «Лабиринт для пальчика»

11. Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»

12. Раскрась картинку

13. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

5-6 неделя

1. Игры с песком «Найди игрушку»

2. Дорисуй дождик

3. Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с массажными мячиками».

4. Игры с водой «Водяные мельницы»

5. Д/и «Волшебный мешочек»

6. Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»

7. Лабиринты

8. Сюжетно-ролевая игра «Семья» - готовим блинчики

9. Д/и «Бусы»

10. Лепка «Божья коровка»

11. Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

12. Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»

13. Изготовление родителями совместно с детьми книжки для развития мелкой моторики «Мои любимые игрушки»

7-8 неделя

1. Игры с песком «Рисование на песке»

2. Д/и «Попробуй расстегни»

3. Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».

4. Дорисуй ежику колючки

5. Игры в водой «Достань, что скажу»

6. Упражнения пальчиковой гимнастики «Шла собака через мост»

7. Лабиринты «Узоры»

8. Сюжетно-ролевая игра «Семья» - готовим пирожки

9. Д/и «Крутится?»

10. Игры с прищепками

11. Буклеты для родителей

III. Заключительная часть

По результатам проекта разработан:

•Перспективный план по развитии речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук

•Систематизированы игры, развивающие мелкую моторику ребенка

•Дополнена развивающая предметно-пространственная среда нестандартным дидактическим материалом,

•Оформлена картотека пальчиковых игр со стихами, упражнений с массажными мячиками.

•Совместно с родителями изготовлены 2 книжки по развитию мелкой моторики «Моя любимая игрушка»

•Информация в родительском уголке по теме проекта

•Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Проект по инновационной работе. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Актуальность и перспективность опыта работы В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь.

Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Моя деятельность плотно связана с детьми младшего дошкольного возраста, так как я педагог. Дети этого возраста очень любопытны и окружающий.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе НОД УДК___ А. Ф. ЗАРИПОВА г. Уфа РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством потешек приобщение детей к истокам русской народной культуры. вторая младшая группа. Задачи Знакомить детей со значением и содержанием потешек.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. «Ни искусство, ни мудрость, – утверждал Демокрит,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством нетрадиционной техники в аппликации Актуальность: Я считаю, что выбранная мною тема развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по средствам нетрадиционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук»
Опубликовано: 14 октября 2015 в 20:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД