МААМ-картинки

Проект «Развитие эмоциональной лексики»

Юлия Бороздина
Проект «Развитие эмоциональной лексики»

Проект "Развитие эмоциональной лексики " направлен на развитие способностей детей мимическими средствами выражать эмоциональные состояния. (грусть, радость, страх, удивление, испуг.

Проектная деятельность

на тему:

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)

Учитель-логопед

Публикация «Проект „Развитие эмоциональной лексики“» размещена в разделах

Бороздина Юлия

Владимировна

Содержание

Введение

Глава 1. Методики исследования…. 6

1.1. Перспективный план коррекционно-логопедической работы…

11

Заключение… 16

Список литературы…

Введение

Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Эмоциональная лексика у детей с речевыми нарушениями используется выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, которая помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками. Изучение особенностей лексики у дошкольников и проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение [27].

Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, как известно, является практическое усвоение лексических средств языка.

Актуальность исследования: развитие лексической стороны речи, в том числе эмоциональной лексики, оказывает влияние на расширение детского лексикона, положительно отражается на точности выражения мыслей, правильном построении фраз и выразительности речи, влияет на адекватное понимание эмоциональных состояний, а также оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.

Объект проекта : процесс формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе упражнений без речевого сопровождения.

Предмет проекта : упражнения без речевого сопровождения как средство формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель проекта : изучение возможности использования упражнений без речевого сопровождения в процессе формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Гипотеза проекта : Мы предлагаем, что эмоциональная лексика будет формироваться успешно, если в логопедической работе будут использованы упражнения без речевого сопровождения.

Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить проблему формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Провести сравнительное изучение состояния эмоциональной лексики

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

III уровня и детей с нормальным речевым развитием.

3. Определить возможности упражнений без речевого сопровождения в процессе логопедической работы по формированию эмоциональной лексики.

4. Разработать и апробировать систему методических приемов,

направленных на формирование эмоциональной лексики у дошкольников

изучаемой категории.

5. Оценить эффективность использования упражнений без речевого сопровождения в процессе логопедической работы по формированию эмоциональной лексики.

Методики исследования

Методика 1. Исследование паралингвистических средств общения

(Кондратенко И. Ю.)

Цель — выявление способности детей правильно выразить или понять выраженное другим лицом эмоциональное состояние в лицевой экспрессии.

Исследование паралингвистических средств общения проводилось на основе задания (В. М. Минаева, направленного на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции. [27]

Содержание

Ребенку предлагалось изобразить радостного, грустного, злого, испуганного, удивленного мальчика (девочку). Средства лицевой экспрессии, используемые ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, фиксировались в соответствующем протоколе.

Критерии оценки:

2 балла – задание выполнено верно (Высокий уровень)

1 балл – задание выполнено с помощью (Средний уровень)

0 балл – задание выполнено неверно (Низкий уровень)

Методика 2. Обследование интонации

(Кондратенко И. Ю.)

В исследовании рассматривалось состояние интонационной стороны речи, служащей для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин). [27]

Содержание

Задание предполагает произнесение дошкольником предложения с разной интонацией, используя наглядный материал. Ребенку предлагается предметная картинка с изображением собаки (кошки, и он должен составить фразу, например: «У меня есть собака (кошка)». Затем создаются эмоциональные микроситуации и экспериментатор просит произнести высказывание радостно, грустно, зло, испуганно, удивленно. Адекватно переданная эмоция фиксируется в протоколе.

Критерии оценки:

2 балла – задание выполнено верно (Высокий уровень)

1 баллов – задание выполнено с помощью (Средний уровень)

0 балл – задание выполнено неверно (Низкий уровень)

Методика 3. Выявление особенностей развития эмоциональной лексики

(Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин). [27]

Цель — определение правильности называния детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний, доступных возрасту, и трансформация ими знаний об эмоциях в систему лексических значений, отражающих эмоциональные состояния.

Для выполнения поставленной цели используется серии последовательных заданий и разнообразные приемы.

Цель первой серии заданий состоит в изучении определения и называния детьми эмоциональных состояний. В связи с поставленной целью детям предлагается несколько заданий.

Задание № 1

Задача первого задания — определить и назвать эмоциональное состояние по фотографии.

Диагностический материал включает в себя пять фотографий с изображением детей старшего дошкольного возраста, лицевая экспрессия которых ярко выражает их эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, испуг, удивление).

Содержание

Показав ребенку фотографию, педагог задает вопросы: «Кто изображен на фотографии? Что он (она) делает? Какое у него (нее) лицо?»

Задание №2 [27]

Задача второго задания - определить и назвать эмоциональное состояние по картинке.

Опорный материал состоит из пяти картинок, на которых изображены мальчики и девочки — герои мультфильмов.

Содержание

Показав ребенку картинки, педагог задает вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он (она) делает? Какое у него (нее) лицо?»

Задание №3 [27]

Задача третьего задания - изучение восприятия и называния детьми графического изображения эмоций.

Наглядный материал — пять пиктограмм с графическим изображением на лице радости, грусти, злости, испуга, удивления (см. приложение 1).

Содержание

Предъявляют пиктограммы по одной, сопровождая вопросом: «Какое это лицо?

Критерии оценки:

2 балла – задание выполнено верно (Высокий уровень)

1 баллов – задание выполнено с помощью (Средний уровень)

0 балл – задание выполнено неверно (Низкий уровень)

Методика № 4. Подбор синонимов (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин). [27]

Цель - изучение синонимических отношений.

Содержание

Педагог просит подобрать к каждому слову (радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный) другие слова, похожие по смыслу, которыми можно данное слово заменить.

Методика № 5. Подбор антонимов (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин). [27]

Цель - изучение антонимических отношений.

Содержание

Педагог просит подобрать к каждому слову (радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный) другие слова, похожие по смыслу, которыми можно данное слово заменить.

Критерии оценки:

2 балла – правильный подбор антонимов

1 баллов – ошибочный подбор слов-антонимов

0 балл – отказ от выполнения задания

Методика № 6. Расскажи по серии сюжетных картин

(Кондратенко И. Ю.) [27]

Цель - изучение эмоциональной лексики при составлении дошкольниками связного рассказа.

Содержание

Для проведения обследования предлагается серия сюжетных картинок «Умная собака» (из четырех картин). Ребенку показываются перемешанные карточки и дается соответствующая инструкция: «На всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Слева положи первую картинку, на которой нарисовано начало, в центре — вторую, третью, а справа последнюю». После того как ребенок раскладывает все картинки фиксируются данные в протоколе. Затем предлагается составить рассказ с опорой на картинный материал. В том случае, если дошкольник распределяет картинки в другой последовательности, педагог внимательно прослушивает его рассказ и задает вопросы по поводу возникших противоречий в рассуждениях ребенка.

Критерии оценки

3 балла – Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей) (Высокий уровень)

2 баллов – Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету).

Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. (Средний уровень)

1 балл – Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. (Уровень ниже среднего)

0 баллов – задание не выполнено (Низкий уровень)

Перспективный план коррекционно-логопедической работы

по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

Таблица 13

Этапы Содержание. Цель Задания

Подготовительный

(первый блок) Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.

Цель: подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Во время разговора, на занятиях, в играх следует наблюдать за мимикой детей. Педагог отмечает особенности мимики дошкольников в соответствующем протоколе обследования (см. приложение 3)

Подготовительный-

(второй блок)

Развитие паралингвистических средств общения Цель осуществляется в процессе решения следующих задач:

• научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

• сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов. Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики, приведё м некоторые из них:

«Обезьянка»

«Художник»

«Я веселым буду, а кто будет веселее, тот и молодец!»

«Профессии»

«Кубик»

«Хоровод»

(см. приложение 4)

Подготовительный этап – (третий блок)

Формирование интонационной стороны речи.

Цель – формирование воспроизведения ритма речи; восприятия выразительности речи; умения пользоваться средствами выразительности экспрессивной речи; дифференциации интонационной выразительности экспрессивной речи.

Следует использовать специальные упражнения по развитию воспроизведения ритма речи:

1. Прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары:

!; !; !;

2. Отстучать по подражанию предъявленные простые ритмы:! !;! !;! !;

3. Отстучать по подражанию сложные ритмы:! ! !;! ! !;! ! !;

4. Отстучать по подражанию серию акцентированных ударов! громкий удар, - тихий удар) !-, -,---, ---, ---,, ---, --- и т. п.

С целью формировании умения различать эмоциональные оттенки в речи проводится ряд игр. 1. «Какое настроение у ежика»

2. «Какая маска говорит»

(см. приложение 5)

3. Отработка интонации на материале эмоциональных междометий. (см. приложение 6)

Основной этап – (первый блок)

Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Цель - формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Поставленная цель обуславливае выполнение следующих задач:

1. расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другого лица;

2. формирование синонимических и антонимических отношений;

3. развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

В целях более эффективного влияния на формирование эмоциональной лексики был дополнительно применён метод вербального воздействия. В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала применяется прием цветообозначения. Используются рисунки, фотографии, предметные картинки, сюжетные картинки, пиктограммы цветообозначения, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию.) (см. приложение 8)

Также в работе применяются следующие задания.

1. «Я начну, а ты продолжи»

2. «Замени слово»

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам

(см. приложение 9)

4. «Расшифруй письмо»

(см. приложение 11)

Основной этап – (второй блок)

Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.

Цель - формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.

Достижение поставленной цели зависит от выполнения ряда задач:

• обогащать словарный запас эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления лексически с положительной или отрицательной стороны;

• употреблять слова-оценки в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

Для успешного усваивания эмоциональной лексики в словосочетаниях, предложениях, связных текстах применяются следующие приёмы работы (см. приложение 12)

1. Добавление слов в словосочетание. 2. Составление словосочетаний.

а) Составление словосочетаний со словами противоположного значения. Игра «Скажи наоборот»

в) Составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени)

3. Составление предложений.

а) Составить предложение с заданным словом

б) Распространить предложение с помощью синонимов

в) Преобразовать деформированное предложение. (см. приложение 12. Лист 2).

г) Дополнить предложение словом с противоположным значением

е) Исправить ошибку и произнести правильно предложение.

4. Составление рассказов:

а) составление небольших рассказов с использованием слов-антонимов, слов-синонимов;

б) составление рассказов по серии сюжетных картин;

в) составление рассказов по картине. (см. приложение 12. Лист 2).

Основной этап – (третий блок)

Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований.

Цель — формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Задачи:

1. уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики, включающей слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается словообразовательно;

2. развитие связных самостоятельных высказываний, основанных на употреблении данной лексики.

В работе применяются следующие виды заданий. (см. приложение 13)

1. Образование слов.

а) Образование слов с ласкательными значением (игра «Скажи ласково»).

б) Образование слов со значением увеличительности.

в) Образование превосходной степени имен прилагательных

г) Образование имен прилагательных путем чистого или префиксированного повтора. 2. Образование словосочетаний.

а) Добавление главного слова к зависимому; б) Добавление зависимых слов к главному (см. приложение 13. Лист 2) 3. Составление предложений.

а) Составление предложений с указанным словом.

в) Дополнение и завершение предложений. 4. Составление рассказов.

а) Составление рассказов по серии сюжетных картин (см. приложение 13. Лист 3)

Заключительный этап

Цель состоит в разработке специальных методов к активизации эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Проведение в процессе коррекционного обучения индивидуальных и общих бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (мультфильмов, использование игр-драматизаций, а также составление описательных рассказов по игрушкам (картинам, рассказов из собственного опыта, творческих рассказов, организация разнообразных сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, систематическая, пошаговая, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) была направлена на расширение детского лексикона, что позволяет изменить уровень их лексического развития и речевого общения, положительно отражается на точности выражения мыслей, правильном построении фраз, влияет на адекватное понимание эмоциональных состояний, а также оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом. Кроме того, организованное обучение положительно влияет на развитие паралингвистических средств общения и выразительность речи.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие эмоциональной лексики»
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 12:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД