Получи документы

Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Часть 1 (1 фото)

Светлана Бабурова
Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Часть 1

Проект «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Часть 1

Автор:

Бабурова Светлана Викторовна, воспитатель

База внедрения проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники:

педагоги, дети среднего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители.

Публикация «Проект „Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста“, Часть 1» размещена в разделах

Вид проекта:

по форме:

познавательный, интегративный;

по направленности:

предметный;

по продолжительности:

долгосрочный (июль 2020- май 2021г);

по количеству участников:

групповой.

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

- познавательное развитие;

- социально – коммуникативное;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Проблема:

необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр.

Актуальность проекта:

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является формирования познавательных способностей, через развивающие игры. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников— одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. На данный период эта проблема становится еще более актуальной и в нашем детском саду.

Актуальность выбранной темы обусловлена:

- низкими показателями освоения дошкольниками познавательной области «Познавательное развитие»

- сензитивностью дошкольного периода для развития познавательных процессов: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления. А ведущей деятельностью в данном возрасте является игра.

В связи с этим перед нами встаёт вопрос о создании системы работы с детьми среднего дошкольного возраста на основе использования развивающих игр, как средство формирования познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей при помощи развивающих игр.

Познавательные способности проявляются в играх умением выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е. А., Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Изучение методической литературы, а также опыта коллег, меня заинтересовала проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего познавательные способности ребенка развиваются в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

Поэтому мной была поставлена цель проекта – создание системы совместной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей у дошкольников посредством использования развивающих игр.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.

3. Создать условия для развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей посредством развивающих игр.

4. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

6. Изучить игровые технологии в развитии познавательных способностей.

7. Составить подборку развивающих игр

8. Исследовать эффективность использования развивающих игр для формирования познавательных способностей у средних дошкольников.

Новизна:

состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в ходе обучения их самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.

Предполагаемый результат:

1. применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;

2. планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

3. качественное функционирование системы работы по использованию дидактического материала (развивающих игр) для развития познавательных способностей детей;

4. проявление инициативы, любознательности, сообразительности;

5. возникновение устойчивого интереса к развивающим играм;

6. укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;

7. умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

8. сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.

План реализации проекта:

1. Организационный этап

июль 2020 г. Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; разработка перспективно-тематического планирования организации познавательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием развивающих игр, с учетом результатов диагностики.

август2020г.

Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих развивающие игры. составить перспективный план работы по познавательному развитию среднего дошкольников возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.

2 этап -Основной, практический,

Сентябрь 2020- май 2021г

Сентябрь 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игры и упражнения с блоками Дьенеша.

«Где спрятался ежик?»

Цель: Развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.

Кубики Никитина «Сложи узор»

«Чудо квадрат»

Цель: Развивает внимание, зрительную память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение, речь.

Ход игры:

Составляем по очереди однотонные квадраты (красный, белый, синий, жёлтый. Начинаем работу с 4 кубиков, затем составляем квадраты из 9 кубиков.

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

«У кого больше»

Цель: Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать

воображение.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

Вопросы

– Какого цвета треугольники?

– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

– Какие треугольники по величине?

– Почему получились разные треугольники?

– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы

(косынка, колпак, елка).

Совместная деятельность с родителями:

Выставка творческих семейных работ «Дары осени». Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Работа с педагогами:

Квест-игры для педагогов.

Тема: «Путешествие с колобком»

Октябрь 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

ООД: "В гостях у Зайчика"

Цель: развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Игры на составление плоскостных изображений

Игра-головоломка «Танграм»

Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Ход игры:

Составление фигур по расчленённым, а затем по нерасчленённым образцам.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша.

«Найди и покажи»

Цель:Выделять существенные признаки, называть их.

Ход игры:

Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.

2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры.

3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру.

4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же.

Совместная деятельность с родителями:

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Буклет: «Цвет, форма и величина в развивающих играх» Дать углубленные знания о математических развивающих играх для родителей.

Работа с педагогами:

Проведение семинара-практикума

Тема: «Логико-математические игры в развивающей среде ДОУ»

Ноябрь 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.

Разноцветные флажки

Цель: Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?»

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»

Кубики Никитина «Сложи узор»

«Разные дорожки»

Цель: Развивает внимание, зрительную память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение, речь.

Ход игры:

Составляем из кубиков однотонные дорожки разной длины (три дорожки из 3, 4, 5 кубиков, сравниваем, меняем методом переворота цвет дорожек.

Волшебный квадрат В. В. Воскобовича

ДОМИК

Цель: Способствовать развитию тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения.

Ход игры:

После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я смогу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.

Совместная деятельность с родителями:

Консультации: «Какие лучше купить настольные игры по математике».

Калейдоскоп добрых дел: «Наши меньшие друзья!», изготовление родителями и детьми кормушек для птиц.

Буклет: «Как провести выходной день с ребёнком?»

Работа с педагогами:

Консультация «Блоки Дьенеша как средство развития познавательного развития детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Мастер-класс «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Декабрь 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Головоломки с палочками

Равные фигуры

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Ход игры:

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек

«ЗАЙМИ МЕСТО»

Цель: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры:

На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.

Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша.

«Поможем белочке»

Цель: Развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.

Ход игры:

Надо помочь белочкам собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками и как найдете такой гриб, то быстро прячьте в мешочек. Затем проверяется «урожай» каждого ребенка. При повторении игры педагог называет другие свойства, меняет персонажей и приписывает блокам другие образные значения: цветы, листочки, рыбки.

Совместная деятельность с родителями:

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».

Детско-родительская творческая мастерская: «Новогодние чудеса» Активация родителей совместно с детьми продемонстрировать семейное творчество.

Родительское собрание «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Работа с педагогами:

Семинар для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Часть 1
Опубликовано: 30 марта 2021 в 21:25
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД