Получи документы

Проект «Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольниками»

Нина Подолина
Проект «Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире, к сожалению, нет массового интереса к поэзии. А именно в периоде детства остается не гаснущим и не восполненным до конца интерес к поэтическому слову и поэтическим литературным образам. Дошкольное детство, считают исследователи, это самый поэтический возраст, самый близкий к поэзии в развитии ребенка.

Актуальность разработки данного проекта вызвана некоторыми противоречиями. С одной стороны, в традиционно сложившейся системе не заостряется должного внимания на специфике лирики как важнейшего средства постижения ребенком мира человеческих отношений. С другой стороны, именно старший дошкольный возраст является самым сензитивным для восприятия поэзии. Упустить богатейшие возможности этого периода – упустить дальнейшее развитие ребенка. Во многих случаях это упущение ведет к тому, что ребенок, не получивший удовлетворения такого, впервые возникающего своего интереса остается как бы «бессловарным» для обозначения своих смутно ощущаемых переживаний и в дальнейшем может испытывать трудности, как в коммуникации, так и в процессе самопознания, самоконтроля и самоуправления сферой своих эмоций и чувств.

Публикация «Проект „Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольниками“» размещена в разделах

Проект «Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольников»

Цель: показать детям многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь ребенку понять содержание поэтических образов. Формировать эстетический вкус и выразительность чтения стихотворений.

Вид проекта : групповой

Длительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

День 1. Воспитатель рассматривает с детьми картину И. И. Левитана «Золотая осень». Затем сообщает, что познакомит их со стихотворением А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Вопросы к детям:

Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? Почему А. Толстой называет сад бедным? Какое настроение навевает вам это стихотворение? Какая осень в стихотворении поэта Алексея Толстого (печальная, тихая, задумчивая и т. д. ?

День 2. Воспитатель читает стихотворение без наглядного сопровождения и названия.

«Письмо»

Злой осенний ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся.

Над деревьями кружил,

А потом мне на колени

Желтый листик положил.

Тронул холодом лицо:

«Получите письмецо!

Это вам прислала Осень,

И еще охапку желтых,

Красных,

Разных писем

Бросил.

(Е. Авдиенко)

Вопросы к детям:

Какое это стихотворение: спокойное, тревожное, радостное? Как вы понимаете слова поэта «злой осенний ветерок»? как вы думаете, может ли быть ветерок злым? Как вы понимаете слова поэта «Получите письмецо! Это вам прислала Осень»? Как можно назвать это стихотворение (варианты обсуждаются? Какая осень у поэта Авдиенко (варианты обсуждаются?

В заключении детям предлагается нарисовать осень, опираясь на поэтические образы.

День 3. Воспитатель предлагает детям понаблюдать погоду за окном и рассказать о ней. Далее читает детям два стихотворения.

Ветрено,

Ветрено,

Вся земля

Проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый,

Берёзовый,

Жёлтый лист

И розовый,

Красный,

Разноцветный,

Старый лист газетный.

Солнечно,

Ветрено.

Ветрено!

Ветрено!

И. Томкакова («Ветрено»)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. А. Бунин. Листопад («Лес, точно терем расписной.»)

Вопросы к детям:

Какое стихотворение более всего подходит к сегодняшней погоде? Давайте поговорим о стихотворении Ирины Токмаковой «Ветрено». Можем ли мы определить в этом стихотворении время года? Как вы догадались, что это осень? Как вы понимаете слова И. Токмаковой «Солнечно, ветрено, ветрено…»? Какая осень в стихотворении И. Токмаковой (ветряная, разноцветная, солнечная, дождливая? Какое время года описывает поэт Иван Бунин в своем стихотворении? Как вы догадались, что это осень? Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает? Почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»? С чем поэт сравнивает елочки и почему? Какая осень в стихотворении поэта Ивана Бунина (светлая, нежная, тихая, расписная, лазурная и т. д.? сравните эти два стихотворения. Что общего и отличного? Как называют людей, которые пишут стихи? Как можно сказать об Иване Бунине, кто он? Как можно сказать об Ирине Токмаковой, кто она?

День 4. Воспитатель выставляет знакомые сказки А. С. Пушкина и его портрет. Дети вспоминают, называют знакомые сказки и стихи. Воспитатель читает одно из его стихотворений.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин».

Вопросы к детям:

О каком времени года А. С. Пушкин рассказывает нам в этом стихотворении? Какое это стихотворение по настроению: тревожное, печальное, радостное и т. д.? Как вы понимаете слова поэта «Уж небо осенью дышало»? Как поэт рассказывает нам об осени? Какая осень в стихотворении А. С. Пушкина (печальная, скучная, ленивая и т. д. ?

День 5. Воспитатель показывает детям картину И. И. Левитана «Золотая Осень» (или похожую по настроению картину, дети обсуждают ее (вариативно). Воспитатель читает детям стихотворения Плещеева, сообщает, кто их написал.

«Осень»

Я узнаю тебя, время унылое:

Эти короткие, бледные дни,

Долгие ночи, дождливые, темные,

И разрушенье — куда ни взгляни.

Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле, желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные…

Осень докучная. Да, это ты!

«Скучная картина…»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Вопросы к детям:

Опишите, какая осень в стихотворениях у А. Плещеева (грустная, скучная, серая, дождливая и т. д.). Опишите, какая осень на картине у Левитана (радостная, светлая, добрая, золотая и т. д.? Сравните стихи и картину (обсуждение ответов). Недавно мы читали стихотворение про осень А. С. Пушкина. Кто помнит его название («Уж небо осенью дышало»?

Воспитатель предлагает прочитать детям стихотворение А. С. Пушкина выразительно.

Дидактическая игра «Осень в картинках». Воспитатель еще раз читает стихи А. Плещеева, затем дает детям картинки с изображением голых деревьев, кустарников, дождя и просит сказать, какая картинка к какому стихотворению подходит.

Как заключительный, контрольный этап эксперимента, было решено использовать одну из форм организации деятельности дошкольников - конкурс чтецов, который дает каждому ребенку возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Задачи организации конкурса чтецов:

1. Привлечь внимание родителей к проблеме заучивания стихотворений.

2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Тематика конкурса выбрана в соответствии с темой, по которой работали.

Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители.

Важным является вопрос поощрения детей, как один из видов стимулирования дальнейшего участия в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. Но победители выделяются особенно.

Примерно за две недели до проведения объявляем тему конкурса, условия проведения, а также точную дату. В родительский уголок помещаем полезную информацию, которая в доступной форме поясняет родителям значение участия ребёнка в таком конкурсе. Родители дома вместе с детьми подбирают произведения и разучивают их, придают произведению художественный образ, то есть подбирают атрибуты, изготавливают поделки, рисунки или презентацию.

Родители принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, приходят в детский сад, чтобы поддержать своих детей. Ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.

По окончании нашего проекта можно сделать вывод, что поэзия весьма положительно воспринимается детьми и ее необходимо вводить в занятия ДОУ. Дети, которым была привита любовь к поэзии еще в дошкольном учреждении, смогут потом легче понимать поэзию, преподаваемую в школьном курсе литературы, они будут знакомы с образами поэтов-классиков и будут обладать высоким эстетическим вкусом.

В ходе проекта было важно не только познакомить детей с лирикой – нужно было научить ее выразительно читать. Это один из способов развития выразительности речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, поэтому она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.

В заключение хочется привести цитату известного русского писателя, критика и философа В. Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Публикации по теме:

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников» Районное методическое объединение воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники изобразительного.

Особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИОсобенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к ДПИ Воспитатель ИЗО МБДОУ № 51 : Леснюк С. В. г. Невинномысск Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста.

Проект «Роль экологическое образования в развитии дошкольников» Роль экологическое образования в развитии дошкольников Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская.

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Алексеева Татьяна.

Рекомендации педагогам по развитию художественного восприятия в эстетической деятельности 1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы.

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасностиРоль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность.

Роль фонематического восприятия в развитии речи и становлении правильного произношения Роль фонематического восприятия в развитии речи, становлении правильного произношения. Роль фонематического восприятия в развитии речи.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Чтобы воспитать настоящего.

Занятие с применением педагогической технологии развития музыкально-художественного восприятия в интегрированной деятельности Тема: «Музыкальные образы волшебного озера». Цель: Развивать музыкально-художественное восприятие в процессе интегрированной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольниками»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 20:19
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Роль лирических произведений в развитии художественного восприятия дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Подолина (УИ 1265053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД