МААМ-картинки

Проект «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»

Александра Депутатова
Проект «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Публикация «Проект „Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что чем проворнее пальчики у ребёнка, тем более развита его речь.

Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) - всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию творческих способностей и художественного вкуса у детей через кружковую работу.

Название проекта : «Роль оригами в развитии конструктивного мышления

детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:

Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Оригами :

• Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,

развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,

• концентрацию внимания,

• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,

• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,

• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Тип проекта : познавательно-творческий

Масштаб проекта : 9 месяцев.

Сроки реализации проекта : 1 сентября 2021- 31мая 2022г.

Участники проекта : дети старшей группы, педагог группы, родители.

Продукт проекта : миниатюры выполненные в нетрадиционной технике оригами

Объект исследования: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук.

Необходимые ресурсы.

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.

Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.

Цель проекта сформировать конструктивные способности детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Задачи:

1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами

2. Формировать навык самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами.

3. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами.

4. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление.

5. Создавать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной деятельности.

6. Показать способы использования поделок оригами в самостоятельной деятельности детей.

7. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Общие правила при обучении технике оригами. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

• Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цвет-ной.

• Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для пока-за должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

• При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ од-ного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

• Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

• Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изгото-вить поделку от начала до конца.

Формы работы по проекту :

1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3. Проведение с родителями беседы, консультации

4. просмотр видеороликов с детьми.

5. Целевые прогулки на территории детского сада.

Необходимые материалы:

• Подборка материалов по технике оригами.

• Выставка «Бумажная вселенная»

• Альбом детских творческих работ.

Стратегия достижения поставленных целей:

Первый этап: подготовительный.

1. Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.

2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

3. Обогатить развивающую среду в группе, составить картотеку игр.

4. 4Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно

5. Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

Второй этап: основной.

1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3. Дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;

4. У детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.

5. Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

6. Проявление творчества при изготовлении поделок;

7. Применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Третий этап: заключительный.

Анализ проделанной работы проекта «Волшебный мир оригами»

Четвертый этап: презентационный

Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Содержание проекта :

Познавательное и речевое развитие.

Беседы:

«Давайте вспомним, что мы знаем о бумаге?»

«Игрушки в технике оригами»

«Из чего делают бумагу?»

«Квадрат - основная фигура оригами».

Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из оригами.

Экспериментальная деятельность:

Опыт «Бумага намокает»

Опыт «На бумаге остаются следы»

Опыт «Опыт с бумагой и стаканом воды»

Опыт «Капиллярность бумаги»

Опыт «Исследование режущих свойств бумаги»

Опыт «Мост из бумаги»

Опыт «Как перенести горох с помощью листа бумаги»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Попробовать изготовить поделку в технике оригами свмостоятельно.

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры:

«Бумажный лабиринт»

«Внештатная ситуация»

«Загадка»

«Обезьянка»

«Покажи такую же»

«Танграм»

«Узнай по описанию»

«Кто больше?»

Сюжетно – ролевые игры:

«Конструкторное бюро»

Просмотр презентации «Откуда появилась бумага»,«Базовые формы оригами». .

Художественно – эстетическое развитие :

Коллективная работа «Сказочная страна».

Физическое развитие :

Подвижные игры: «Страна геометрических фигур».

Работа с родителями:

Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с оригами.

Консультации для родителей : «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте», «Для чего детям надо заниматься оригами»

Ожидаемый результат:

1. Дети умеют пользоваться пооперационной картой, применяют полученные знания в самостоятельной деятельности.

2. Знают специальные термины и условные обозначения, стараются применять их при изготовлении поделки.

3. Знают базовые формы, как основу поделки.

4. Знают геометрические понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и т. д.).

5. Умеют ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника.

В результате обучения по данной программе дети:

• научатся различным приемам работы с бумагой;

• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

• научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие спо-собности и фантазию.

• познакомятся с искусством оригами;

• овладеют навыками культуры труда;

• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы реализации проекта

Срок Тема Содержание работы Практический

выход Отметка о выполнении

Сентябрь- октябрь 2021г. Знакомство детей с с техникой оригами, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций картин выполниных в технике оригами, а так же готовых изделий.

Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами. Формировать навык самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление. Создавать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной деятельности. Показать способы использования поделок оригами в самостоятельной деятельности детей. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Беседы:

«Давайте вспомним, что мы знаем о бумаге?»

«Игрушки в технике оригами»

«Из чего делают бумагу?»

«Квадрат - основная фигура оригами».

Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из оригами.

Ноябрь

декабрь

2021г. Изготовление поделок к Новому году «Новогодний калейдоскоп» Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства оригами, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства оригами, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами

Январь февраль 2022 г. Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.

. «Бумажный лабиринт»

«Внештатная ситуация»

«Загадка»

«Обезьянка»

«Покажи такую же»

«Танграм»

«Узнай по описанию»

«Кто больше?»

Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики рук через оригами.

Март апрель 2022 г. Эксперементальная деятельность. Подбор материала по данной теме и его изучение. Проведение опытов:Опыт «Бумага намокает»

Опыт «На бумаге остаются следы»

Опыт «Опыт с бумагой и стака-ном воды»

Опыт «Капил-лярность бумаги»

Опыт «Исследо-вание режущих свойств бумаги»

Опыт «Мост из бумаги»

Опыт «Как пере-нести горох с по-мощью листа бу-маги»

Май

2022 г. Изготовление итоговой работы «Сказочное лето» Повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность Выставка работ в группе.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 октября 2021 в 15:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Депутатова (УИ 458947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД