Папки-передвижки

Проект «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста»

Наталья Попонина
Проект «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста»

Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и безопасных условий для каждого малыша.

Публикация «Проект „Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы педагогического проекта.

Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям и педагогам-психологам предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика работы дошкольной образовательной организации показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной образовательной организации, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей воспитанников и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации. Данный педагогический проект решает проблему создания комплекса педагогических условий, способствующих повышению адаптационных возможностей воспитанников.

Степень разработанности проблемы в теории.

Под адаптационными возможностями ребенка понимается сама сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение».

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф. Кумарина, Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов. По мнению некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др., сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в группе детского сада.

Выделяют три степени адаптации к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

• быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

• проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

• наличие интереса к предметному миру;

• частота и длительность острых вирусных заболеваний.

1) Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10 – 15 дней;

2) Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца;

3) Тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями данного возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются :

- развитие предметной деятельности;

- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста?

Опираясь на положения ФГОС ДО выделим три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога в области применения современных подходов к организации образовательной деятельности.

3. Третья группа условий связана с организацией работы с родителями и другими субъектами образования.

Можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).

Объект педагогического проекта - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Предмет педагогического проекта – проектирование системы педагогической поддержки младших дошкольников в период их адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель проекта : повышение адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через проектирование системы педагогической поддержки.

Основные задачи, решаемые проектом :

- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста;

- повысить педагогическую компетенцию в области применения современных образовательных технологий;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Гипотеза: предполагается, что целенаправленная работа по повышению адаптационных возможностей младших дошкольников окажет положительное влияние на их успешную адаптацию к условиям дошкольной образовательной организации.

Этапы проекта

Подготовительный этап предполагает:

Изучение литературы на заданную тему;

Создание условий и методической базы для реализации проекта;

Подбор методической и художественной литературы, ресурсного материала;

Разработка анкет для родителей;

Экскурсия родителей по ДОО, знакомство с группой, сотрудниками, специалистами, воспитателями;

Разработка конструктов адаптационных мероприятий, совместных мероприятий с родителями;

Создание развивающей предметно – пространственной среды;

Составление перспективного плана работы;

Знакомство участников проекта с предстоящей деятельностью.

Основной этап предполагает:

Постепенный приём детей в группу;

Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОО;

Взаимодействие с родителями;

Развивающая среда и корректировка игровых центров в группе;

Индивидуальные консультации по возрастным и индивидуальным особенностям развития детей (по запросам родителей);

Заключительный этап предполагает:

Анализ проведённой работы;

Диагностика адаптации детей к условиям ДОО;

Обобщение результатов проделанной работы;

Презентация результатов проекта для родителей и педагогов;

Публикация проекта на блоге интернет – сайта.

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей младшего дошкольного возраста;

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду;

Привлечение родителей к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико – психолого – педагогической службы ДОО;

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОО и семьями воспитанников;

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО.

В ходе внедрения и реализации проекта возможны негативные последствия:

Биологические факторы, негативно действующие на ребёнка;

Неверный педагогический подход;

Недостатки в воспитании ребёнка;

Состояние эмоционального дискомфорта;

Возникновение соматической и нервно – психической патологии.

Однако, предполагаем, что снятие негативных последствий компенсируются мероприятиями заложенными в программу реализации педагогического проекта «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Конспект организации дидактической игры «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста. Аннотация Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами».

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Проект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возраста Проект : «Мы играем в математику»Номинация: «Дошкольный возраст» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в №10 Колмычек Юлия Викторовна.

«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль взрослого в организации адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 10:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД