МААМ-картинки

Проект «Русский самовар» для старшей разновозрастной группы

Захарова Екатерина
Проект «Русский самовар» для старшей разновозрастной группы

Проект : «Русский самовар»

Пояснительная записка

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? А как пьют чай в других странах? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…

Публикация «Проект „Русский самовар“ для старшей разновозрастной группы» размещена в разделах

В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, на чаепитие с настоящим русским самоваром.

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

Паспорт проекта :

Продолжительность проекта : одна неделя.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Участники проекта : воспитатель, дети старшей разновозрастной группы, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 5-8 лет.

Цель проекта : приобщать детей к русскому народному фольклору. Содействие развитию представлений о самоваре.

Задачи проекта :

Знакомить с элементами русского народного быта.

Обогатить и уточнить представления об истории возникновения самовара.

Совершенствовать умение: сравнивать и выделять разные по оформлению самовары (форма, узор). Знакомить детей с народными потешками, песенками.

Учить детей эмоционально к месту произносить, использовать потешки в повседневной жизни.

Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой, традициями.

Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.

Способствовать развитию творческого потенциала родителей.

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей элементарные знания о народных традициях;

Сформировать нравственно-патриотические чувства в процессе реализации проекта.

Заинтересовать детей темой о самоваре, активизировать их познавательную деятельность: вместе с родителями дети находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;

Продукт проектной деятельности

Создание альбома «Русский самовар».

Выставка художественных работ, выполненных детьми.

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап. Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Изучение сайтов с историей самовара, музеев самовара. Изучение литературы содержащий данный материал.

Основной этап. Чтение с детьми художественной и познавательной литературы. Беседы с детьми о русских традициях.

Завершающий этап. Выставка детских работ. Совместная с детьми деятельность.

План реализации проекта :

Подготовительный этап.

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

Подбор материалов по теме проекта Воспитатель

Родители Создание базы для реализации проекта

Составление плана основного этапа проектирования Воспитатель Разработана стратегия решения возникших проблем

Основной этап

Мероприятия Тема Задачи Ожидаемый результат Участники

Совместная деятельность Чтение сказки "Самовар", потешек, прибауток, просмотр мультфильмов о самоваре Продолжать обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста описание Дети имеют представления о предстоящем празднике. Дети, воспитатель

ООД «Русский самовар»;

«Как появился самовар Обогащать представления детей о материалах, из которых изготавливают самовары, об истории самовара.

. Дети имеют представления о самоваре, как о необходимом предмете русского быта.

о том, как и почему появился самовар и для чего он нужен был раньше и в настоящее время. Дети, воспитатель

Продуктивная деятельность Рисование. "Самовар"

Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности Дети научились рисовать самовар Дети, воспитатель

Музыкальная деятельность Прослушивание песни «Пых-пых, самовар» Знакомить с историей русского народа Дети заучивают песню Дети, воспитатель, музыкальный руководитель

Консультация «Волшебное чаепитие» Напомнить родителям, о том, что есть хорошая семейная традиция - чаепитие Дети совместно с родителями изучают предложенный материал, используют его в процессе проведения семейного досуга. Родители, воспитатель

Завершающий этап

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

Создание альбома «Русский самовар» Воспитатель.

родители Дети принимают активное участие в создании альбома

Оформление выставки детских работ Воспитатель, дети Дети принимают активное участие в создании выставки

Приложение 1

ООД «Русский самовар

Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре, воспитывать интерес к истории своего народа.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, самовар.

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Ответ детей: (Самовар)

Воспитатель: Да это самовар. Почему его так называют.

Ответ детей: (сам варит)

Воспитатель: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

Ответ детей (самый главный на столе)

Воспитатель: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.

Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).

Самовары искусно украшались.

-Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).

Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»

-Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы (ответы детей).

А теперь нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»

Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Воспитатель: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран

Воспитатель: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)

Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься)

Воспитатель: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)

Воспитатель: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

Воспитатель: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.

Воспитатель: «делу время, а потехе час». Выходи народ честной, будем веселится

Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли».

Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?

Воспитатель: Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Самовар»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре : познакомить с традицией чаепития на Руси.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

Средства обучения: самовар, альбомы, акварельные краски, кисти, ,салфетки, стаканчики с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Дети: - Это самовар.

Воспитатель: Правильно. Что есть у самовара?

(дети рассматривают самовар)

Воспитатель: Почему его так называют.

Ответ детей: (сам варит)

Воспитатель: Для чего предназначен самовар?

Дети: Для разогрева воды и заваривания чая.

Воспитатель: Ребята, вы бы хотели украсить свой собственный самовар? А каким орнаментом вы украсите самовар? (ответы детей).

Перед тем как мы приступим к работе, я вам предлагаю размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Самовар»

Мы играли в самовар (руки на поясе, поднимаем плечи)

Я пыхтел как самосвал (надуваем щеки)

Юля кружечкой была (загибаем 1 палец)

Оля ложечку взяла. (загибаем 2 палец)

Юра - главный по заварке, (загибаем 3 палец)

Коля нас снабжал водой, (загибаем 4 палец)

А близняшки, Таня с Валей, (загибаем 5 палец)

Взять хотели чай домой (делаем домик)

Воспитатель: Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир.

(Дети раскрашивают самовары, придумывая свой узор.)

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Педагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группеПедагогический проект «Новый год у ворот» в старшей разновозрастной группе Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома,.

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Проект для разновозрастной (3–5 лет) группы «Этих дней не смолкнет слава!» Никто не забыт, Ничто не забыто …» Актуальность 9 Мая весь народ нашей страны будет отмечать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Проект «Мои любимые игрушки» в старшей разновозрастной группеПроект «Мои любимые игрушки» в старшей разновозрастной группе Тема: «Мои любимые игрушки». Вид проекта: практико-информационный, фронтальный, краткосрочный (10 дней). Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект «Огород на подоконнике» в старшей разновозрастной группе Вид проекта: • По направленности: информационно-познавательный. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности: краткосрочный.

Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!»Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!» «Здоровью быть, дружок!»Актуальность. Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Русский танец «Самовар» исполняется под песню Д. Тухманова «Русский самовар» Исполняют 6-8 девочек и 1 мальчик-"самовар".Девочки в русских сарафанах, "самовар"-объемный.

Экологический проект «Осень золотая» в разновозрастной группыЭкологический проект «Осень золотая» в разновозрастной группы Экологический проект «Осень золотая» в разновозрастной группы Воспитатели: Молчанова Оксана Николаевна и Выграненко Вера Анатольевна 2016.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский самовар» для старшей разновозрастной группы
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 22:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД