Проект «Сбереги дерево»

Диана Сапожникова
Проект «Сбереги дерево»

Направление

«Думать и действовать лично –

хорошая эко-привычка!».

ПРОЕКТ «СБЕРЕГИ ДЕРЕВО!

ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»

Проект: среднесрочный (январь - март)

Тип: практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы – 10 чел., взрослые – воспитатели – 2 чел.: Гриб Л. М, Сапожникова Д. В.

Название команды: «Любознайки»

Эмблема:

Девиз: Природу надо нам хранить

Всегда сознательными быть

Проблема: дети задали вопросы, почему люди говорят, экономь бумагу, береги деревья, что такое макулатура, из чего делают бумагу?

Гипотеза:

Мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, а вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.

Формы реализации проекта:

• непосредственно образовательная деятельность (совместную деятельность взрослого и детей, продуктивная деятельность)

• самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность в предметно – развивающей среде (самостоятельные опыты)

• взаимодействие с семьей

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос: как разумно использовать бумагу?

Проблемные вопросы: как из деревьев получается бумага?

что делать с использованной бумагой, картоном?

как вырубка деревьев влияет на жизнь на земле?

Исследовательские вопросы: из чего состоит бумага?

каковы основные свойства бумаги? что происходит с макулатурой? как образуется вторичная бумага?

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к экономному использованию бумаги.

Задачи:

• изучить имеющуюся литературу по данной теме

• ознакомиться с историей возникновения бумаги

• сформировать систему элементарных научных экологических знаний о бумаге и ее свойствах

• познакомить с составом и технологией изготовления бумаги

• научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги

• развитие любознательности

• формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями

• сформировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения

• закреплять умение детей работать согласованно, развивать чувство коллективизма

• информировать общественность о результатах исследования с целью привлечения внимания к проблеме неэффективного использования бумаги

• пропаганда бережного отношения к природным ресурсам.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка», «труд».

Использование пособий ТРИЗ: Круги Луллия, «Составь вопрос для «Любознайки», «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», загадки и т. д.

Продукты проекта:

картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»

газета «Береги лес!»

коллаж «Сохрани дерево, «Раскрась мир!»

памятки «Экономь бумагу - береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный

альбом «Эко-мода», «Макулатура бережет деревья», «Что я знаю о бумаге», «Деревья нашей страны»

папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»

мультфильм «Экономь бумагу – береги деревья

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

• постановка и обсуждение целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта

• изучение методической литературы

• составление перспективного плана

• обновление предметно-развивающей среды

• подбор игр

Основной этап.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

• определяем состав бумаги, картона.

• выясняем, для чего используется бумага (первичная, вторичная).

• выносим предположения – куда можно использовать макулатуру?

• осуществляем эксперимент в условиях детского сада, делаем бумагу.

Рефлексивный (заключительный) этап.

Сбор и обработка практических материалов. В основе заключительного этапа лежит создание мультфильма «Береги бумагу, сохрани деревья. Закреплены знания о бумаге.

Ожидаемый результат: сформированность у детей ключевых представлений о свойствах бумаги, использование деревьев человеком, бережного отношения к природным ресурсам.

Перспективный план проекта

«СБЕРЕГИ ДЕРЕВО! ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»

№ Формы и методы работы Ответственные Сроки проведения

Подготовительный этап

1 Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Обновление предметно-развивающей среды

Подбор игр Воспитатели, ЯНВАРЬ

родители

Основной этап

Беседы, НОД, привлекались родители к участию в проекте (пополнение лаборатории приборами и материалами, костюмы из бумаги)

2 Образовательная область «Познание»:

проведение опытов и экспериментов в научной лаборатории при изучении свойств бумаги «Лотосы», «Снежинки», «Ветерок», игра «На что похоже?», игра «Отгадай-ка!», «Узнаем, какая бумага», «Окрашивание бумаги», «Изготовление вторичной бумаги», «Картон – какой он», «Тонет– не тонет», игра «Что случится, если исчезнут деревья, (ТРИЗ) - Круги Луллия, «Составь вопрос для Любознайки», Лото «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», игры с бумагой «Какие разные бумажечки», «Шуршалка», рассматривание на карте лесополос России с целью расширения знаний об их географическом положении, чтение стихотворений и рассказов о лесе, разучивание пословиц, отгадывание загадок, просмотров фрагментов мультфильмов. ФЕВРАЛЬ

3 Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

чтение «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева», «Жизнь дерева» А. Лопатина, заучивание стихотворений о лесе, о планете, об экологии.

4 Образовательная область «Музыка»:

хоровод «Березонька», песня «Калинка» в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей», Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. Воспитатели ФЕВРАЛЬ

5 Образовательная область «Социализация», «Труд»:

организация дежурства при проведении НОД, уход за деревьями, кустарниками на участке, сбор макулатуры.

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

родители

6 Образовательная область «Здоровье»:

подвижные игры «Листочки кружаться», «Мы - деревья», «Под кустом», «Тополек», «Найди пару», «Садовник». Воспитатели ФЕВРАЛЬ

7 Образовательная область «Безопасность»:

беседы «Наши потребности», «Необходимые для жизни природные ресурсы», «Не вырубайте леса», «Почему нельзя рубить лес?»

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

8 Образовательная область «Художественное творчество»:

выставка: поделки «Бумажная фантазия», рисунки «Деревце за деревце», аппликация «Соседи дерева», мозаика из кусочков бумаги «Ветви деревьев», рисование «Кисть рябины», коллаж «Сохрани дерево», «Раскрась мир».

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

родители

9 Образовательная область «Коммуникация»:

беседы: «Зачем деревья нужны человеку, «Из чего делают бумагу?», «Сколько лет потребуется, чтобы вырастить дерево НОД «День дерева» в рамках Всемирного дня защиты окружающей среды

- коммуникативная деятельность – развитие речи «Кто живет в лесу», «Друзья и враги деревьев», «Жители деревьев».

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

Рефлексия (заключительный этап)

10 Создание мультфильма «Экономь бумагу – береги деревья»

Родители, МАРТ

воспитатели

11 Картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»

12 Памятки «Экономь бумагу – береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный

13 Газета «Береги лес!»

14 Коллаж «Сохрани дерево «Раскрась мир!»

15 Папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»

Объект исследования: виды и возможности использования бумаги в современном обществе и быту.

Предмет исследования: вторичное использование бумаги в быту.

Цель исследования – познакомить и показать воспитанникам разнообразные методы и приемы работы с вторичной бумагой.

Задачи -

1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме.

2. Ознакомиться с историей возникновения бумаги.

3. Познакомить с составом и технологией изготовления бумаги.

4. Научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.

Практическая значимость – получение знаний о бумаге и возможности употребления вторичной бумаги в быту.

Результаты исследования:

В результате проведённой исследовательской работы мы изучили историю бумаги, узнали о её свойствах, разработали инструкции об экономичном использовании бумаги и, применив на практике такие техники, как оригами, мозаика, квиллинг и папье-маше, показали вторичное использование бумаги.

Надеемся, что эта работа позволит и детям, и взрослым по- новому взглянуть на использование бумаги и понять ценность и важность сохранения окружающей среды.При планировании исследования выдвигалась гипотеза: вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы, которая подтвердилась в ходе исследовательской работы. Материалы нашей работы могут использовать на непосредственно-образовательной деятельности педагоги детских образовательных учреждений.

Что такое бумага?

Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых создана бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также технологии отлива и отделки.

Бумага является крайне древним изобретением, её знали ещё в Древнем Китае. Основоположником бумаги считают китайца Пай Луня, который изобрел бумагу в 105 году новой эры. Китаец Цай Лунь наблюдал за осой, строившей домик из древесной кашицы, и сам попробовал смешать древесину бамбука с водой. Первый лист был высушен солнечными лучами и получился коричневым и волокнистым. Изготавливали еётогда так: обрывки шелковой ваты, ветошь, старые рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Этот принцип функционирует, и сегодня, модифицировались только средства производства, масштабы, скорость и сырье.

С тех пор для производства бумаги были уничтожены миллиарды деревьев, пока люди не открыли технологию переработки макулатуры — использованной бумажной массы. В России бумага появилась в XIV веке, до этого времени у нас писали на пергаменте.

Что такое макулатура?

Макулатура (от лат. maculo - пачкаю) отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, изделия полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Где мы можем найти макулатуру?

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.

В тонне мусора, как правило, содержится более 4 килограммов бумаги, 17 килограммов алюминия, 260 килограммов пищевых отходов. Если извлечь из мусора бумагу и пустить ее в оборот, можно спасти от вырубки 5 деревьев и сэкономить 527 киловатт-часов электроэнергии. Но, к сожалению, в Беларуси такое обращение со вторсырьем пока не привилось. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.

Какую пользу нам приносит макулатура?

Выкидывая в мусор очередную коробку никто не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно или два дерева, ведь 1 тонной использованной бумаги можно заменить 4-5 куб. м древесины. А ведь давно подсчитано, что макулатура занимает около 40% всех твердых бытовых отходов. Учитывая это можно было бы представить себе, насколько были бы меньше свалки бытовых отходов, ведь заводов, которые сортируют и перерабатывают мусор единицы.

Деревья – символ жизни на планете.

Деревья выделяют фитонциды и кислород, и являются так называемыми «уборщиками планеты», домом для животных а, кроме того еще и ценным производственным материалом.

Дерево присутствует в нашей жизни практически везде. Это - книги, газеты и журналы, которые мы читаем; офисная бумага, с которой мы работаем; открытки, которые мы дарим нашим близким. А еще салфетки, туалетная бумага, одноразовая посуда, всевозможные упаковки для пищевых продуктов и изделий легкой промышленности, предметы интерьера, строительные материалы, топливные материалы и др.

Минимальный возраст дерева, используемого для промышленных целей должен составлять в среднем от 50 лет. Вот и представьте, мы вырубаем леса, и объем вырабатываемого кислорода сокращается.

1 дерево – это около 2000 тонких ученических тетрадей;

1 дерево – это около 2 книг;

1 дерево – это около 3 пачек листов А4.

В тоже время.

1 дерево – около 100кг макулатуры.

Переработка макулатуры – это перспективное направление в области утилизации отходов. Макулатура составляет ок. 40% общей массы твердых бытовых отходов.

Так, например, переработка макулатуры составляет от общего объема производимой бумажной продукции в Германии ок. 70%; в США ок. 50%, в странах Европы ок. 60%. Япония издревле занимается переработкой макулатуры и считается крупнейшим производителем лучших сортов потребительской бумаги с использованием макулатуры. А научные технологии в Финляндии позволяют при переработке, например, пакета из-под сока отделять бумагу и фольгу, бумагу отправляют в дальнейшую переработку, а из фольги делают алюминиевую пыль.

Планета в опасности!

Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы, и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Наблюдается процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Это вызвано увеличением в атмосфере содержания углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. И только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.

Охрана леса.

Под «охраной леса» понимаются мероприятия по предотвращению лесов от пожаров, незаконных рубок леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также по защите от вредителей и болезней леса. Охрана и защита лесов регламентируется Лесным Кодексом РФ.

С развитием в нашей стране массового туризма количество посетителей леса, настолько возросло, что превратилось в фактор, который нельзя учитывать при охране леса. Миллионы людей в летнее время, особенно в субботние и воскресные дни, выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или отпуск на лоне природы. Посетители леса вносят крупные изменения в его жизнь. Для установки палаток рубят подрост, снимают, ломают и губят молодую поросль. Молодые деревья гибнут не только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочисленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются мусором, несут следы больших и малых ран, что это отрицательно сказывается на естественном лесовозобнавлении.

Мы предлагаем всем беречь лес и окружающую его природу:

o не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

o перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

o не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;

o бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

o охранять от лесных пожаров;

o более интенсивно работать по восстановлению лесов после рубок;

o усиленный контроль за туристами, охотниками, грибниками, ягодниками;

o чаще убирать гниющую древесину;

o стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о бумаге, познакомились с ее свойствами, научились бережно относиться к деревьям и экономить бумагу.

Узнали,что есть много способов использовать вторичную бумагу снова:

• чтобы написать списки или примечания, чтобы дети могли на ней порисовать, для распечатки неофициальных текстов и в качестве упаковки или раскромсайте бумагу и используйте ее как мульчу для сада.

• рулоны туалетной бумаги и рулоны бумажных полотенец могут использоваться для художественных проектов, а также использоваться для рассадки семян.

• упаковочная бумага для тканей может быть использована еще раз для того, чтобы обернуть другой подарок, как упаковочный материал или для защиты хранящихся новогодних украшений.

• почтовой бумагой можно воспользоваться, чтобы составлять списки, в качестве бумаги для записей, для рисования детей, для создания упаковки или садовой мульчи.

• Если у Вас есть бумага, которая не была вновь использована перечисленными выше способами, не выбрасывайте ее! Переработайте ее на дому или отнесите в местный пункт приема макулатуры.

Пусть признаком экологической культуры каждого станет привычка сдавать накопившийся в быту и на производстве мусор для вторичной переработки, после которой он мог бы вернуться к нам в виде газа для отопления, новых строительных материалов, тканей, бумаги и т. д.

Каждый из нас, наши семьи смогли бы внести вклад в экономию своего семейного бюджета и в экономику государства, а также в ухоженность наших улиц и дворов. Бережливость - это выгодно и комфортно!

Публикации по теме:

Проект «Книжное дерево»Проект «Книжное дерево» В наше время чтению художественной литературы детям уделяется мало времени. Родители предпочитают дать в руки детям планшет или телефон.

Проект «Дерево дружбы» для благоприятной адаптации детей раннего возрастаПроект «Дерево дружбы» для благоприятной адаптации детей раннего возраста Нетрадиционные формы работы с родителями: Родительское собрание – традиционный метод работы с родителями, но даже его можно провести необычным.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Актуальность на современном этапе: В современном.

Проект «Дерево сказало: SOS» Смирнова В. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 116 Выборгского района Санкт-Петербурга Исследовательские проекты в подготовительной группе.

Проект «Генеалогическое дерево моей семьи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название учреждения Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района.

Проект «Осенние дерево» Проект по теме: «осеннее дерево» Авторы разработчики: Романова Я. В. Кемерово 2018 Вид проекта: художественно.

Проект по экологическому воспитанию «Дерево — символ здоровой семьи»Проект по экологическому воспитанию «Дерево — символ здоровой семьи» Проект по экологическому воспитанию в младшей группе: «Дерево – символ здоровой семьи» Автор: Кудрявцева Екатерина Владимировна. Вид проекта:.

Социально-экологический проект «Сдай бумагу — спаси дерево!» «Сдай бумагу – спаси дерево!» Социально-экологический проект «Сдай бумагу – спаси дерево!» Автор проекта: Воспитатель Жуковская.

Экологический проект «Дерево жизни» Экологический проект «Дерево жизни» Возраст: II младшая группа. Воспитатель: Волкова Лидия Вячеславовна. Вид проекта: познавательно творческий.

Экологический проект «Спасем дерево» Экологический проект «Спасем дерево» Вид проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Проект «Сбереги дерево»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 21:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

В честь этого дерева устраивают фестивали, а мы посвящаем ему целый тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о каштанах и увлечь их «каштановым»...

21 октября. День хохломы

В традиционной хохломской росписи очень много золотых осенних красок. Не случайно познавательные и творческие занятия, посвящённые хохломе, мы проводим именно осенью. Предлагаем сделать хохлому «героиней»...

Дидактическая игра «Запусти ракету» для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра "Запусти ракету" для старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление состава чисел в пределах десяти. Задачи: -Продолжать закреплять...
Фотоотчет с тематического дня посвященного профессии повара «Мы веселые ребята —...
В нашей группе прошел тематический день, посвященный профессии повара Наша Анюта, будущий повар, решила с друзьями приготовить разные вкусняшки для игры...
Осенний утренник «Цыплят по осени считают»
Осень в самом разгаре, а это значит, что настала пора первых, в этом учебном году, утренников и развлечений. Для наших деток этот праздник стал первым в...