Проект «Сбереги дерево»

Диана Сапожникова
Проект «Сбереги дерево»

Направление

«Думать и действовать лично –

хорошая эко-привычка!».

ПРОЕКТ «СБЕРЕГИ ДЕРЕВО!

ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»

Проект: среднесрочный (январь - март)

Тип: практико-ориентированный

Участники проекта: дети старшей группы – 10 чел., взрослые – воспитатели – 2 чел.: Гриб Л. М, Сапожникова Д. В.

Название команды: «Любознайки»

Эмблема:

Девиз: Природу надо нам хранить

Всегда сознательными быть

Проблема: дети задали вопросы, почему люди говорят, экономь бумагу, береги деревья, что такое макулатура, из чего делают бумагу?

Гипотеза:

Мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, а вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.

Формы реализации проекта:

• непосредственно образовательная деятельность (совместную деятельность взрослого и детей, продуктивная деятельность)

• самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность в предметно – развивающей среде (самостоятельные опыты)

• взаимодействие с семьей

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос: как разумно использовать бумагу?

Проблемные вопросы: как из деревьев получается бумага?

что делать с использованной бумагой, картоном?

как вырубка деревьев влияет на жизнь на земле?

Исследовательские вопросы: из чего состоит бумага?

каковы основные свойства бумаги? что происходит с макулатурой? как образуется вторичная бумага?

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к экономному использованию бумаги.

Задачи:

• изучить имеющуюся литературу по данной теме

• ознакомиться с историей возникновения бумаги

• сформировать систему элементарных научных экологических знаний о бумаге и ее свойствах

• познакомить с составом и технологией изготовления бумаги

• научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги

• развитие любознательности

• формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями

• сформировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения

• закреплять умение детей работать согласованно, развивать чувство коллективизма

• информировать общественность о результатах исследования с целью привлечения внимания к проблеме неэффективного использования бумаги

• пропаганда бережного отношения к природным ресурсам.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка», «труд».

Использование пособий ТРИЗ: Круги Луллия, «Составь вопрос для «Любознайки», «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», загадки и т. д.

Продукты проекта:

картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»

газета «Береги лес!»

коллаж «Сохрани дерево, «Раскрась мир!»

памятки «Экономь бумагу - береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный

альбом «Эко-мода», «Макулатура бережет деревья», «Что я знаю о бумаге», «Деревья нашей страны»

папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»

мультфильм «Экономь бумагу – береги деревья

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

• постановка и обсуждение целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта

• изучение методической литературы

• составление перспективного плана

• обновление предметно-развивающей среды

• подбор игр

Основной этап.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

• определяем состав бумаги, картона.

• выясняем, для чего используется бумага (первичная, вторичная).

• выносим предположения – куда можно использовать макулатуру?

• осуществляем эксперимент в условиях детского сада, делаем бумагу.

Рефлексивный (заключительный) этап.

Сбор и обработка практических материалов. В основе заключительного этапа лежит создание мультфильма «Береги бумагу, сохрани деревья. Закреплены знания о бумаге.

Ожидаемый результат: сформированность у детей ключевых представлений о свойствах бумаги, использование деревьев человеком, бережного отношения к природным ресурсам.

Перспективный план проекта

«СБЕРЕГИ ДЕРЕВО! ЭКОНОМЬ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ!»

№ Формы и методы работы Ответственные Сроки проведения

Подготовительный этап

1 Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Обновление предметно-развивающей среды

Подбор игр Воспитатели, ЯНВАРЬ

родители

Основной этап

Беседы, НОД, привлекались родители к участию в проекте (пополнение лаборатории приборами и материалами, костюмы из бумаги)

2 Образовательная область «Познание»:

проведение опытов и экспериментов в научной лаборатории при изучении свойств бумаги «Лотосы», «Снежинки», «Ветерок», игра «На что похоже?», игра «Отгадай-ка!», «Узнаем, какая бумага», «Окрашивание бумаги», «Изготовление вторичной бумаги», «Картон – какой он», «Тонет– не тонет», игра «Что случится, если исчезнут деревья, (ТРИЗ) - Круги Луллия, «Составь вопрос для Любознайки», Лото «Опиши объект», «Кольцо наблюдений», «Прошлое - будущее», «Опиши объект», «Что чем было - что чем стало», «Работа с картиной», игры с бумагой «Какие разные бумажечки», «Шуршалка», рассматривание на карте лесополос России с целью расширения знаний об их географическом положении, чтение стихотворений и рассказов о лесе, разучивание пословиц, отгадывание загадок, просмотров фрагментов мультфильмов. ФЕВРАЛЬ

3 Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

чтение «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева», «Жизнь дерева» А. Лопатина, заучивание стихотворений о лесе, о планете, об экологии.

4 Образовательная область «Музыка»:

хоровод «Березонька», песня «Калинка» в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей», Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. Воспитатели ФЕВРАЛЬ

5 Образовательная область «Социализация», «Труд»:

организация дежурства при проведении НОД, уход за деревьями, кустарниками на участке, сбор макулатуры.

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

родители

6 Образовательная область «Здоровье»:

подвижные игры «Листочки кружаться», «Мы - деревья», «Под кустом», «Тополек», «Найди пару», «Садовник». Воспитатели ФЕВРАЛЬ

7 Образовательная область «Безопасность»:

беседы «Наши потребности», «Необходимые для жизни природные ресурсы», «Не вырубайте леса», «Почему нельзя рубить лес?»

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

8 Образовательная область «Художественное творчество»:

выставка: поделки «Бумажная фантазия», рисунки «Деревце за деревце», аппликация «Соседи дерева», мозаика из кусочков бумаги «Ветви деревьев», рисование «Кисть рябины», коллаж «Сохрани дерево», «Раскрась мир».

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

родители

9 Образовательная область «Коммуникация»:

беседы: «Зачем деревья нужны человеку, «Из чего делают бумагу?», «Сколько лет потребуется, чтобы вырастить дерево НОД «День дерева» в рамках Всемирного дня защиты окружающей среды

- коммуникативная деятельность – развитие речи «Кто живет в лесу», «Друзья и враги деревьев», «Жители деревьев».

Воспитатели ФЕВРАЛЬ

Рефлексия (заключительный этап)

10 Создание мультфильма «Экономь бумагу – береги деревья»

Родители, МАРТ

воспитатели

11 Картотека опытов «Бумага – объект неживой природы»

12 Памятки «Экономь бумагу – береги деревья», распространение памяток по учреждениям ГО ЗАТО Свободный

13 Газета «Береги лес!»

14 Коллаж «Сохрани дерево «Раскрась мир!»

15 Папка – передвижка «Береги планету», «Береги природу»

Объект исследования: виды и возможности использования бумаги в современном обществе и быту.

Предмет исследования: вторичное использование бумаги в быту.

Цель исследования – познакомить и показать воспитанникам разнообразные методы и приемы работы с вторичной бумагой.

Задачи -

1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме.

2. Ознакомиться с историей возникновения бумаги.

3. Познакомить с составом и технологией изготовления бумаги.

4. Научиться применению различных видов техник для вторичного использования бумаги.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что одним из условий бережного отношения к природе есть разумное использование бумаги, вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы.

Практическая значимость – получение знаний о бумаге и возможности употребления вторичной бумаги в быту.

Результаты исследования:

В результате проведённой исследовательской работы мы изучили историю бумаги, узнали о её свойствах, разработали инструкции об экономичном использовании бумаги и, применив на практике такие техники, как оригами, мозаика, квиллинг и папье-маше, показали вторичное использование бумаги.

Надеемся, что эта работа позволит и детям, и взрослым по- новому взглянуть на использование бумаги и понять ценность и важность сохранения окружающей среды. При планировании исследования выдвигалась гипотеза: вторичное использование бумаги сохраняет наши ресурсы, которая подтвердилась в ходе исследовательской работы. Материалы нашей работы могут использовать на непосредственно-образовательной деятельности педагоги детских образовательных учреждений.

Что такое бумага?

Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых создана бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также технологии отлива и отделки.

Бумага является крайне древним изобретением, её знали ещё в Древнем Китае. Основоположником бумаги считают китайца Пай Луня, который изобрел бумагу в 105 году новой эры. Китаец Цай Лунь наблюдал за осой, строившей домик из древесной кашицы, и сам попробовал смешать древесину бамбука с водой. Первый лист был высушен солнечными лучами и получился коричневым и волокнистым. Изготавливали её тогда так: обрывки шелковой ваты, ветошь, старые рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Этот принцип функционирует, и сегодня, модифицировались только средства производства, масштабы, скорость и сырье.

С тех пор для производства бумаги были уничтожены миллиарды деревьев, пока люди не открыли технологию переработки макулатуры — использованной бумажной массы. В России бумага появилась в XIV веке, до этого времени у нас писали на пергаменте.

Что такое макулатура?

Макулатура (от лат. maculo - пачкаю) отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, изделия полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Где мы можем найти макулатуру?

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.

В тонне мусора, как правило, содержится более 4 килограммов бумаги, 17 килограммов алюминия, 260 килограммов пищевых отходов. Если извлечь из мусора бумагу и пустить ее в оборот, можно спасти от вырубки 5 деревьев и сэкономить 527 киловатт-часов электроэнергии. Но, к сожалению, в Беларуси такое обращение со вторсырьем пока не привилось. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.

Какую пользу нам приносит макулатура?

Выкидывая в мусор очередную коробку никто не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно или два дерева, ведь 1 тонной использованной бумаги можно заменить 4-5 куб. м древесины. А ведь давно подсчитано, что макулатура занимает около 40% всех твердых бытовых отходов. Учитывая это можно было бы представить себе, насколько были бы меньше свалки бытовых отходов, ведь заводов, которые сортируют и перерабатывают мусор единицы.

Деревья – символ жизни на планете.

Деревья выделяют фитонциды и кислород, и являются так называемыми «уборщиками планеты», домом для животных а, кроме того еще и ценным производственным материалом.

Дерево присутствует в нашей жизни практически везде. Это - книги, газеты и журналы, которые мы читаем; офисная бумага, с которой мы работаем; открытки, которые мы дарим нашим близким. А еще салфетки, туалетная бумага, одноразовая посуда, всевозможные упаковки для пищевых продуктов и изделий легкой промышленности, предметы интерьера, строительные материалы, топливные материалы и др.

Минимальный возраст дерева, используемого для промышленных целей должен составлять в среднем от 50 лет. Вот и представьте, мы вырубаем леса, и объем вырабатываемого кислорода сокращается.

1 дерево – это около 2000 тонких ученических тетрадей;

1 дерево – это около 2 книг;

1 дерево – это около 3 пачек листов А4.

В тоже время.

1 дерево – около 100кг макулатуры.

Переработка макулатуры – это перспективное направление в области утилизации отходов. Макулатура составляет ок. 40% общей массы твердых бытовых отходов.

Так, например, переработка макулатуры составляет от общего объема производимой бумажной продукции в Германии ок. 70%; в США ок. 50%, в странах Европы ок. 60%. Япония издревле занимается переработкой макулатуры и считается крупнейшим производителем лучших сортов потребительской бумаги с использованием макулатуры. А научные технологии в Финляндии позволяют при переработке, например, пакета из-под сока отделять бумагу и фольгу, бумагу отправляют в дальнейшую переработку, а из фольги делают алюминиевую пыль.

Планета в опасности!

Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы, и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Наблюдается процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Это вызвано увеличением в атмосфере содержания углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. И только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.

Охрана леса.

Под «охраной леса» понимаются мероприятия по предотвращению лесов от пожаров, незаконных рубок леса, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также по защите от вредителей и болезней леса. Охрана и защита лесов регламентируется Лесным Кодексом РФ.

С развитием в нашей стране массового туризма количество посетителей леса, настолько возросло, что превратилось в фактор, который нельзя учитывать при охране леса. Миллионы людей в летнее время, особенно в субботние и воскресные дни, выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или отпуск на лоне природы. Посетители леса вносят крупные изменения в его жизнь. Для установки палаток рубят подрост, снимают, ломают и губят молодую поросль. Молодые деревья гибнут не только под кострищами, но и под топорами, а то и просто под ногами многочисленных посетителей. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются мусором, несут следы больших и малых ран, что это отрицательно сказывается на естественном лесовозобнавлении.

Мы предлагаем всем беречь лес и окружающую его природу:

o не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками;

o перестать многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог, в том числе стихийные и неконтролируемые;

o не повреждать и губить леса в результате промышленного загрязнения;

o бесконтрольно самовольно не рубить деревья на хозяйственные нужды;

o охранять от лесных пожаров;

o более интенсивно работать по восстановлению лесов после рубок;

o усиленный контроль за туристами, охотниками, грибниками, ягодниками;

o чаще убирать гниющую древесину;

o стараться приостанавливать естественную гибель старых лесов и др.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о бумаге, познакомились с ее свойствами, научились бережно относиться к деревьям и экономить бумагу.

Узнали, что есть много способов использовать вторичную бумагу снова:

• чтобы написать списки или примечания, чтобы дети могли на ней порисовать, для распечатки неофициальных текстов и в качестве упаковки или раскромсайте бумагу и используйте ее как мульчу для сада.

• рулоны туалетной бумаги и рулоны бумажных полотенец могут использоваться для художественных проектов, а также использоваться для рассадки семян.

• упаковочная бумага для тканей может быть использована еще раз для того, чтобы обернуть другой подарок, как упаковочный материал или для защиты хранящихся новогодних украшений.

• почтовой бумагой можно воспользоваться, чтобы составлять списки, в качестве бумаги для записей, для рисования детей, для создания упаковки или садовой мульчи.

• Если у Вас есть бумага, которая не была вновь использована перечисленными выше способами, не выбрасывайте ее! Переработайте ее на дому или отнесите в местный пункт приема макулатуры.

Пусть признаком экологической культуры каждого станет привычка сдавать накопившийся в быту и на производстве мусор для вторичной переработки, после которой он мог бы вернуться к нам в виде газа для отопления, новых строительных материалов, тканей, бумаги и т. д.

Каждый из нас, наши семьи смогли бы внести вклад в экономию своего семейного бюджета и в экономику государства, а также в ухоженность наших улиц и дворов. Бережливость - это выгодно и комфортно!

Публикации по теме:

Проект «Книжное дерево»Проект «Книжное дерево» В наше время чтению художественной литературы детям уделяется мало времени. Родители предпочитают дать в руки детям планшет или телефон.

Проект «Дерево дружбы» для благоприятной адаптации детей раннего возрастаПроект «Дерево дружбы» для благоприятной адаптации детей раннего возраста Нетрадиционные формы работы с родителями: Родительское собрание – традиционный метод работы с родителями, но даже его можно провести необычным.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мое генеалогическое дерево» Актуальность на современном этапе: В современном.

Проект «Дерево сказало: SOS» Смирнова В. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 116 Выборгского района Санкт-Петербурга Исследовательские проекты в подготовительной группе.

Проект «Генеалогическое дерево моей семьи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название учреждения Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района.

Проект «Осенние дерево» Проект по теме: «осеннее дерево» Авторы разработчики: Романова Я. В. Кемерово 2018 Вид проекта: художественно.

Проект по экологическому воспитанию «Дерево — символ здоровой семьи»Проект по экологическому воспитанию «Дерево — символ здоровой семьи» Проект по экологическому воспитанию в младшей группе: «Дерево – символ здоровой семьи» Автор: Кудрявцева Екатерина Владимировна. Вид проекта:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Проект «Сбереги дерево»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 21:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Развлечение «Праздник летних дождей»
Развлечение «Праздник летних дождей» Ход развлечения: ( Дети под музыку входят в зал) Ведущий: Сколько солнца! Сколько света! Что же это? Дети: Это –...
Конспект занятия по лепке «Ежики» (из природного материала)
Программные задачи: продолжать учить детей использовать природный материал ( шишки) в лепке, дополняя его деталями из пластилина; развивать фантазию и...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Ветка рябины в вазе»
Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Фото отчет: занятия по рисованию «Ветка рябины в вазе» Педагога дополнительного образования...