Проект «Северное сияние»

Наталья Луневская
Проект «Северное сияние»

Актуальность

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Поэтому нами разработан проектдля детей 3-7 лет «Северное сияние». Проект разработанв силу особой актуальности проблемы в развитии личностного потенциала подрастающего поколения в историко-культурной и природной среде, в патриотическом воспитании.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Наш современник академик Д. С. Лихачёв отмечал: - «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Нам, живущим на земле Ямала, стыдно не интересоваться его историей, народами, живущими здесь испокон веков и культурой, созданной этими народами.

Проблема.

Проблема заключается в том,что:

- дети практически не проявляют интерес к истории родного края, его природным и человеческим ресурсам;

- они не знают традиций, культурной самобытности народов Севера;

- у воспитанников не систематические знания о городе Муравленко и Ямале: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в регионе.

- в настоящее время большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию у ребенка чувства любви к своему региону, интересу к его истории и культуре.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к формированию у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре Ямала и к воспитанию чувства любви к своему региону, на основе разнообразных форм работы.

Задачи:

пополнение знаний воспитанников о городе Муравленко и Ямале: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вред и польза, экологической ситуации в регионе;

развитие у детей любви и бережного отношения к родному городу, родному Ямалу;

воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на ямальской земле; чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к Ямалу;

воспитание заботливого и бережного отношения к использованию природных ресурсов родного Ямала;

показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов, охотников, рыболовов, сохранять историю родного края, язык;

воспитание интереса к народному творчеству, любви к ручному труду, осознанного отношения к традициям своего народа;

создание условий для развития эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации каждого ребенка;

повышение уровня активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

Период реализации проекта:

I этап -аналитический (май – август)

Задача этапа: анализ ситуации, определение основных целей; определение представлений детей о городе Муравленко,Ямале: жителях, растительном и животном мире.

II этап - организационный (август – сентябрь)

Задача этапа:

1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с городом Муравленко, Ямалом.

2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с родным городом, Ямалом, привлечение родителей к предстоящей работе.

II этап - практический (учебный год: сентябрь - май)

Задача этапа: формирование знаний детей о неповторимости Ямальского края, особенностях жизни и быта оленеводов, воспитания чувства патриотизма.

IV этап - итоговый (май)

Задача этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги ДОУ, сотрудники интерната КНМС);

- по времени – долгосрочный (в течение года);

- по целевой установке – познавательно-информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, специалисты ДОУ, сотрудники интерната КНМС (воспитатели, директор, дети интерната.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня знаний детей к истории родного города и Ямала;

- формирование представлений о трудовых династиях, об особенностях труда оленеводов, охотников и рыболовов;

- формирование бережного отношения к неповторимой красоте родного края, его растительному и животному миру;

- повышение интересадетей к художественному и литературному творчеству народов Ямала, народным играм, художественным произведениям, отражающими жизнь и быт оленеводов, охотников и рыболовов;

- умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности;

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

- проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями;

- презентация проекта в конце учебного года (апрель – май).

После завершения проектаучащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

- умение действовать в интересах группы;

- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.

Метапредметные:

- умение работать с информацией и медиасредствами;

- умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

- умение оценить степень успешности своей деятельности;

- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать источники информации;

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А.Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160с.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (старшая и подготовительная группа). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

3. Ёлкина Н. В. 1000 загадок. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.

4. Лапцуй Л. В.Тундра:Стихи и поэма: Пер. с ненец. — М.: Сов. писатель, 1970.— 71 с.

5. Лапцуй Л. В. Рассказы о Ямале. –Тюмень: Кн. изд-во, 1962.

6. Лапцуй Л. В.Мой край: [Стихи]. –Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1973.— 56 с.

7. Набор открыток «Ненецкие орнаменты»

8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

9. Папка картинок «Национальная одежда народов»Рандин В. А.Орнаменты: Долганы. Нганасаны.Ненцы: [Альбом] / В. А. Рандин 55,[1] с. в основном ил., цв. ил. 22x29 см. – Санкт-Петербург.: Просвещение, 1992.

10.Птицы тундры: познавательная серия «Почемучкам обо всем на свете», №3, 2013.

11. Ширяев В. Л. Мы на северной сторонушке живем. Методическое пособие, 1997.

12. Ширяев В. Л. России Север – дальний край земли, 2000.

Публикации по теме:

«Северное Медведково» Тема: «Северное Медведково» Цель: воспитание патриотических чувств Задачи: Образовательная: закреплять знания об округе, учить узнавать.

Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное сияние»Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное сияние» Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации.

Конспект занятия по ИЗО «Северное сияние» Тема: «Северное сияние». Занятие №1. Техника: рисование по сырому, набрызг. Цель занятия: Воспитыть любовь к природе. Сформировать представление.

Семейный краткосрочный информационно-поисковый мини-проект «Наши имена» Мини - проект «Наши имена» Проект семейный, краткосрочный, информационно-поисковый. Цель: «Живое» общение детей, родителей и воспитателей.

Проект «Чудесные свойства воды» в рамках VII муниципального конкурса детских проектных работ «Мой проект» в 2015–2016 Направление: (познавательно- исследовательский.) Вид: среднесрочный (2 месяца: февраль – март 2016 г.) Участник (-и): Базаров Савелий.

Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!»Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!» Проект «Детский сад моей мечты!» (совместный семейный проект детей и родителей) Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с.

Проект формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект» .

Проект: «Летний дождик, он какой?» Краткосрочный музыкально-познавательный проект. В проекте участвовали: Музыкальные руководители МАДОУ "Детский сад № 11" г. Курчатов, Курской обл. - Степанова Н. Г., Нагорная Н. А. Воспитатели.

Проект «Сказка в музыке» Проект краткосрочный. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для подготовительной группы Музыкального руководителя Новосёловой Л. Е. Участники проекта: музыкальный.

Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Проект «Северное сияние»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 августа. День физкультурника

Во вторую субботу августа в России отмечают праздник, посвящённый всем, кто имеет отношение к физкультуре и спорту. Не только спортсменам и тренерам, но и всем, кто выбирает здоровый образ жизни и...

7 августа. День подсолнуха на МААМ

Подсолнечник во всех языках имеет похожие названия, связанные с солнцем. Да и сам он словно маленькое солнышко, от одного только взгляда на него становится радостно и тепло. Воспользуйтесь нашей...

Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция
Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание...
Рисование с элементами аппликации «Цветочная поляна» с детьми разновозрастной группы
Мастер-класс рисования на тему "Цветочная поляна" с детьми разновозрастной группы. Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов,...
Анкета для родителей «Значение художественно-эстетического развития ребенка в...
Воспитатель: Качотян С. Н. ГБОУ Школа №935 1. Как вы считаете, с какого возраста нужно развивать художественно-эстетическое развитие у ребенка? 2. Как вы...