Проект «Сказка в музыке»

Татьяна Алхасова
Проект «Сказка в музыке»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет! (А. С. Пушкин)

О чем это стихотворение? (О сказке. ) Ребята, а что такое сказка? Это – волшебные приключения с добрыми, весёлыми, а иногда и злыми, страшными героями

А кто сочиняет сказки? А музыку? А как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот добрые и смелые. И вот мы начнем знакомство не просто со сказками, а сказкой в музыке.

[ В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ

«Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ

Цель: уметь различать изобразительность музыки, смену настроений

-Итак, ребята, я знаю, что вы любите сказки – веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Но знаете, ребята, что музыка без слов тоже может рассказывать сказки? И рассказывает она сказки звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.

Вот скажите, пожалуйста, а каких персонажей сказок вы знаете (Ответ детей)

Из ваших ответов мы можем сделать вывод, что персонажи бывают добрые и злые.

Назовите злых персонажей. (Ответы)

А теперь скажите мне, кто такие гномы? (Ответы)

-Да, гномы это фантастические существа, некрасивые и уродливые карлики. (Но не всегда). В сказках говорится, что они охраняют богатство - клады с сокровищами, которые прячут под землей.

Ребята, а сейчас послушайте пьесу “Шествие гномов”, которое сочинил норвежский композитор Эдвард Григ (портрет композитора, аудиозапись) Как вы думаете, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига “Шествие гномов”? Про добрых, или про злых? (Ответы)

- Да, музыка загадочная, устрашающая и даже злая. Мы можем представить, как маленькие человечки спешат к королю.

- Ребята, мы с вами слушали пьесу, и воображение нам рисовало разных гномов. А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который сняли по произведениям Э. Грига «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля». После просмотра вы расскажите мне, каких гномов нарисовал нам художник. Согласны?

Видеоролик «В пещере горного короля»

-А теперь я хочу предложить вам игру «Угадай эмоцию». Сейчас мы с вами постараемся определить настроение у гномов.

Задание №1 «Угадай эмоцию»

Карточки эмоций выкладываются на столе картинками вниз. Детям предлагается брать по очереди любую карточку и называть эмоцию, которую видят на картинке. Затем предложить им вспомнить ситуацию, когда они были в подобном настроении.

-Ребята, давайте вспомним, что наша пьеса называется «Шествие гномов» Кто такие гномы, мы вспомнили. А что такое «шествие»? Вспомните, на что похожа музыка?

Конечно, музыка напоминает нам марш. Но необычный, а сказочный марш маленьких человечков. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, будто гномы прихрамывают, даже подтанцовывают.

Задание №2 Лото «Музыкальные жанры»

Перед вами 6 больших карт с веселыми китами и черно-белыми рисунками, а также маленькие цветные карточки (24 шт.)

Правила игры: (играют от 1 до 6 человек и ведущий)

1 вариант. «Раскрасим музыку» Большие карты раздаются поровну между игроками. Отдельные цветные карточки у ведущего. Ведущий выбирает наугад одну из карточек и показывает ее игрокам. Выигрывает тот, кто быстрее соберет цветные карточки для своего кита.

2 вариант. «Музыкальная карусель» В этой игре участвуют только отдельные цветные карточки. Задача каждого игрока собрать слово «МАРШ», «ПЕСНЯ» или «ТАНЕЦ» из карточек-картинок.

Ведущий раздает всем игрокам по одной карточке (фрагмент слова у всех игроков разный по цвету). Дети определяют сами или с помощью ведущего название какого кита они собирают. После этого играющие по очереди передают по одной карточке в каждый ход своему соседу слева по кругу. Карточки, подходящие по смыслу и по цвету букв, игрок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберет все 4

карточки и получит слово

-Молодцы, вот мы и вспомнили наши жанры ПЕСНЯ,ТАНЕЦ, МАРШ.

-А теперь давайте вспомним наше видео, всегда ли там музыка звучит однообразноугрожающе? (Нет)

-Да, музыка стала другой. Она спокойная и нежная, как будто волшебная.

-Мы сегодня узнали, что у музыки есть чудесное свойство. Она способна изобразить с помощью звуков сказку и сказочных героев. Скажите, а откуда берутся эти звуки?

(музыкальные инструменты)

Верно, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о музыкальных инструментах

Задание №3 «Отгадай загадки»

- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Я предлагаю вам посмотреть интерактивную игру про музыкальные инструменты (видеоигра) .

Ну, а наше путешествие по замечательным музыкальным страницам сказок великих композиторов продолжается.

ТАЙНА ФЕИ ДРАЖЕ.

Танец Феи Драже из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Цель: знакомство с музыкой балета, сюжетом сказки

-Итак, в одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, она нам расскажет о Фее Драже. Какая красивая музыка! Давайте поговорим о ней. (музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная (Аудиозапись)

Давайте представим портрет Феи Драже (маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она всех угощает горошинами драже).

-Вы молодцы. Действительно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно, но вот сама фея появилась не сразу, а во вступлении звучат таинственные звуки, словно открываются двери сказочного дворца. А сейчас мы посмотрим видеосюжет «Танец Феи Драже»

-Ребята, скажите, а вы знаете, как называют человека, который сочиняет (придумывает) музыку? (Композитор)

-Верно. (портрет П. И. Чайковского)

Перед вами портрет великого русского композитора П. И. Чайковского. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с его творчеством и почитаем одну маленькую, необычную книжку «Тайна Феи Драже». Присаживайтесь удобнее и слушайте меня внимательно!

(рассказать историю «Тайны феи Драже», создании балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»)

-А вы знаете, что немецкий писатель Эрнст Гофман является автором сказки «Щелкунчик и мышиный король». А вот композитору П. И. Чайковскому очень нравилась эта сказка, и он сочинил музыку. А теперь давайте вспомним, что в нашем видео делала артистка (танцевала)

-Ребята, скажите, а вы знаете что такое балет? (Ответы детей)

Балет - это спектакль, где артисты передают образ героя в танце. Можно сказать, что балет – это дружба музыки и танца. Предлагаю вам выполнить наше следующее задание.

Задание №4 «Что лишнее?

Педагог раскладывает карточки (содержимое маленького конверта) на столе картинкой вниз. Ребенок берет карточку и называет то, что изображено на карточке, при этом уточняя, что относится к балету, а что нет. (Например: «пуанты», «балерина», «сцена» и т. д. - это балет)

- Ну, что ж! Вы отлично справились с заданием!

Сейчас вам надо закрыть глазки, внимательно послушать музыку, и постараться услышать, какие инструменты исполняют это музыкальное произведение. Готовы? Закрываем глаза, слушаем. (Слушают Танец Феи Драже).

Какая музыка по характеру? Что можно представить, слушая это произведение? (Ответы детей)

Очень хорошо, молодцы.

-Ребята, а вы заметили, что звучание одного из инструментов было очень необычным? Было похоже на звон колокольчиков.

Этот инструмент называется челеста, его звучание напоминает звон колокольчиков. Я предлагаю посмотреть, как он выглядит (Рассматривают картинку).

Челеста – это небольшой клавишный ударный инструмент, похожий на фортепиано, звучащий наподобие колокольчиков. (видео)

Задание №5 «Найди половинку» (собрать из половинок картинок изображение инструментов)

Задание №6 «Логические цепочки» (выстроить поезд из вагончиков с инструментами; главное, чтобы следующий инструмент походил или по форме, по классу или по цвету. Если ребенок не назвал этих признаков, он пропускает ход)

Сказка –балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Цель: знакомить с музыкой балета и сюжетом сказки, учить чувствовать характер музыки.

Давайте вспомним, что такое балет? (Ответы) Представьте старый замок, бал в честь дня рождения принца, который должен выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей и предложили поохотиться на них. После охоты все вернулись домой, и только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу,где скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказал а принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг. Принц полюбил девушку и обещал спасти ее и её подруг. Об этом узнал злой колдун. Он решил привести на бал свою дочь. Похожую на девушку – лебедя. И когда в окне мелькнула девушка –лебедь, принц понял, что его обманули

фрагмент «Лебеди»

Мелодия такая длинная, как будто не имеет конца. Начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит напряженнее, беспокойнее. Мелодия очень красива и выразительна

Теперь послушаем ещё фрагмент из балета: сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде

«Танец лебедей»

Музыка веселая, радостная. Это вальс.

А сейчас послушаем танцы, которые звучат в балете. «Чардаш» -нежный, легкий грациозный. Испанское «Болеро»-огненная, ритмичная музыка., «Русский танец»- плавный неторопливый. «Неаполитанский танец» для гостей из Италии. Польская «Мазурка» -яркая, праздничная.

«Спящая красавица»

Цель: познакомить с сюжетом, музыкой вступления.

В этой сказке добро опять сталкивается со злом. преодолевая его. В королевском дворце дается бал в честь дня рождения принцессы. На бал приглашены добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят подарки Вдруг раздается шум- появляется злая фея Карабос в колеснице, запряженной шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью принцессы и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и уснет навеки. Все в ужасе от этих слов. Но фее Сирени удается смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснет не навсегда. Ее сможет спасти принц, который полюбит и разбудит ее своим поцелуем. Шли годы. На очередной день рождения принцессы во дворце появилась старуха с веретеном, которую никто сначала не заметил. Принцесса заинтересовалась веретеном и попросила его у старухи. Она стала с ним танцевать и укололась. Старуха превратилась в фею Карабос и тотчас исчезла. Вдруг всё освятилось т появилась озаренная волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что все тоже заснут до пробуждения принцессы.

Прошло много лет, пока молодой принц во время охоты не увидел принцессу и полюбил ее. Колдовство здой феи Карабос было побеждено. Очнулись ото сна и все придворные. Поздравить принуа и принцессу пришли сказочные герои: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик-с-пальчик со своими братьями

Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе

Звучит адажио из III действия.

А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь какая фея изображена вначале вступления, а какая –во второй ее части? (Сначала звучит грозная, злая, колючая, а потом- нежная, добрая, ласковая.)

Цель: закрепить знание двух основных лейтмотивов балета, дать представление об окестровых красках, помогающих передать эти образы.

Мы познакомились с балетом «Спящая красавица» Попробуйте узнать музыку, которую вы слушали. (Звучит вступление)Почему вы не ошибаетесь в определении фей. Да, тема злой феи звучит тревожно, громко, отрывисто, а доброй-плавно, тихо, напевно. Музыка Карабос звучит в исполнении всего оркестра причудливо, угловато

В противовес ей тема Сирени звучит мягко, красиво, трепетно. Музыка постепенно как бы набирает обороты. Мелодия сначала звучит у флейт, деревянных духовых, затем струнные и, наконец весь оркестр.

А теперь постарайтесь узнать другой фрагмент из балета (звучит адажио)

Цель: познакомитьс вальсом из II действия, дать возможность передать его характер в двигательных импровизациях.

Сегодня мы побываем на балу в честь 16-летия принцессы. Все гости поздравляют принцессу с днем рождения, звучит музыка. Какой танец играет оркестр? (Вальс)

Какой характер этого вальса? (светлый, счастливый, праздничный)А какие инструменты ведут? (сначала струнные, затем духовые)

Давайте попробуем станцевать. Дети импровизируют движения.

На балу произойдут самые страшные, драматичные события сказки- появится старуха с веретеном. Тема танца с веретеном –стремительная, быстрая. Так музыка рассказывает нам о том, что предсказания злой волшебницы сбылись,

Цель: познакомить с музыкальными образами сказочных героев, способствовать умению различать изобразительность музыки, побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных героев.

Давайте отправимся на другой бал, который был дан в честь пробуждения принцессы. На этот праздник пришли сказочные герои- Кот и кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик-с-пальчик, который перехитрил Людоеда.

Послушайте музыку танца Кота и Кошечки (то ласковая, то нежно мяукает, то царапается, шипит и лезет в драку)

Вы правильно услышали в музыке нежные, вкрадчивые интонации. Давайте сейчас выберем исполнителей ролей главных героев и попросим их станцевать его еще раз.

А теперь послушаем танец Красной шапочки и Волка, Как звучит музыка?

А кто хочет побыть Красной Шапочкой? А кто Волком? Пришли на бал и Мальчик-с пальчик со своими братьями.

В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ЯГИ.

П. И. Чайковский «Баба Яга» («Детский альбом», А. К. Лядов- симфоническая поэма «Баба Яга», М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: учить сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.

-Ребята, вы наверное догадались о ком мы сейчас будем говорить? (О Бабе Яге).

-Да, сегодня мы поговорим об одном из главных сказочных персонажей - Бабе Яге. Вы все, наверное, знаете, где живет Баба Яга? (В избушке на курьих ножках)..

Да, а окружает эту избушку густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает тревожное настроение.

Я предлагаю послушать пьесу "Баба Яга". В этой сказке вы не встретите добрую фею или принцессу. Здесь главной героиней является сама Баба Яга. Послушайте, как композитор изобразил ее музыкальным языком. Музыка громкая, колючая, слышится в ней и полет Бабы Яги, и таинственное колдовство.

(Дети слушают пьесу П. И. Чайковского «Баба Яга»).

Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга? (видео). (Ответы детей).

Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. А сейчас я вам приготовила видеосюжет по этой пьесе (видео).

Задание №5 «Собери пазлы»

Пазл состоит из 48 элементов, в собранном виде имеет формат А4.

Я предлагаю вам в группе собрать пазлы «Баба Яга»

.

Задание №6 «Цветовосприятие»

Посмотрите в конверте лежат карточки разного цвета. Подумайте и покажите, карточка какого цвета соответствует характеру данного произведения

Проводится дидактическая игра «Цветовосприятие».

-Но не только П. И. Чайковский изобразил Бабу Ягу в своем произведении.

(Слушание А. Лядова «Баба Яга»).

Скажите, какой можно представить себе Бабу Ягу в этом произведении? Баба Яга не кажется страшной. Она скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. Покажите, карточка какого цвета соответствует характеру музыки?

(Обобщает ответы детей).

-В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много? (Много). Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, такой коллектив называется Оркестр.

- А теперь давайте посмотрим, какие инструменты играют в этом оркестре? (струнные, ударные духовые). Такой оркестр называется симфоническим.

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Задание №7«Найди половинку» (собрать из половинок картинок изображение инструментов)

Задание №8 «Логические цепочки» (выстроить поезд из вагончиков с инструментами; главное, чтобы следующий инструмент походил или по форме, по классу или по цвету. Если ребенок не назвал этих признаков, он пропускает ход)

Молодцы, все справились!

- В нашем лэпбуке есть портрет ещё одного композитора. М. П. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках». А история создания её была такова: композитор был на выставке у своего друга, художника Гартмана. Он нарисовал эскиз с изображением часов, в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая Баба Яга может быть, что она чувствует, когда её никто не видит. Давайте, послушаем эту пьесу и увидим, как её исполняет музыкант.

А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трёх музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

(Ответы детей).

-Сегодня, мы узнаем о помощниках, которые помогают музыке изменяться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.

Задание №9 «Цветик-семицветик»

-Перед вами волшебный цветок- «Цветик-семицветик», найдите лепесток фиолетового цвета и загляните с обратной стороны. Что мы видим?

Картинку петушка и мышонка.

Как поет петушок? - Громко.

А как разговаривает мышонок?- Тихо.

Да, музыка никогда не звучит одинаково, так же как и мы с вами не говорим одинаково.

Изменение силы звука называется -Динамика.

-А сейчас, послушайте, я простучу ритмический рисунок, а вы его повторите. Чередование долгих и коротких длительностей - это Ритм!

Открываем лепесток синего цвета и что же мы видим на обратной стороне лепестка?

Музыкальные инструменты и поющих детей (голос).

Тембр – это окраска голоса, которая есть у каждого музыкального инструмента и у каждого из нас. Благодаря тембру, мы узнаем друзей по голосу, инструменты по звуку.

Дружба звуков,говорят, называют

Словом Лад

Светлый мир, просторный

Рисует нам лад - Мажорный.

А мир в темноту погруженный

Лад нам рисует Минорный.

Ребята вы употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость – Темп.

А теперь посмотрим ещё картинки. Что же здесь? Птичка, зайчик и мишка (высокий, средний и нижний звук). Это - Регистр!

Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поет,

Но волшебные звуки мелодий,

Композитор для нас создает.

Ребята, мелодия - эта ряд звуков, в которых выражено настроение музыкального произведения. Но мелодия бывает разной, -зигзаги, линии, черточки? Как вы думаете, что это такое? (прерывисто, волнообразно, скачкообразно, поступенно вверх и вниз).

Замечательно! Молодцы! Что же мы сегодня узнали? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки?

ТЕМП, ТЕМБР, ЛАД, ДИНАМИКА, РИТМ, РЕГИСТР, МЕЛОДИЯ.

Вот такое путешествие получилось у нас в мир сказки и музыки!

Публикации по теме:

Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора»Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора» Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».Формировать у детей творческую фантазию, устойчивый.

Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке» Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке»Сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями,.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Мини-проект «Осенняя сказка» Направление деятельности: познавательно-речевое Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Сказка в искусстве Палеха. Дополнительный материал к проекту «Сказка в музыке» Презентация «Сказка в искусстве палеха» - дополнительный материал к проекту «Сказка в музыке»Палехская миниатюра — народный художественный.

Проект «Рождественская сказка» МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» «Рождественская сказка» информационно - творческий проект. составили: Денисенко О. В. Харюткина Л. Н.

Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!» Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 Обоснование актуальности и социальной.

Проект «Сказка в гости к нам пришла»Проект «Сказка в гости к нам пришла» Автор проекта: Дегтерева Елена Степановна Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели. Тип проекта: творческий, групповой. Участники.

Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке»Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке» Проект «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших и.

Сценарий отборочного тура муниципального конкурса «Рождественская сказка в музыке»Сценарий отборочного тура муниципального конкурса «Рождественская сказка в музыке» В прошлом году наш сад принимал гостей - участников отборочного тура муниципального фестиваля-конкурса "Рождественская сказка в музыке".

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Сказка в музыке»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 18:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки