Баландина Елена
Проект «Снеговик» по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами снега
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта познавательно-исследовательский.
Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта : групповой.
Длительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Снеговик“ по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами снега» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Проекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Ребенок с самого рождения пытается исследовать мир, который его окружает, являясь своего рода первооткрывателем, ведь для него все происходит впервые. Возникает множество вопросов, на которые необходимо найти ответ: почему идет дождь, что такое снег, как растут деревья и многое другое. В 2-3 года ребенок лучше воспринимает информацию, если у него есть возможность увидеть, потрогать предмет, попробовать его на вкус, поиграть с ним. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет как в условиях организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных процессов расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге, будет способствовать развитию интереса к экспериментированию со снегом, водой и льдом.
Объект исследования: снег
Предмет исследования:
Показать детям, что снеговик – это постройка из снега. Снег может превращаться в воду, а вода – в лед.
Обоснование темы проекта (проблема) : Часто замечали, как на улице детки пробовали снег. Мы всегда говорим, что нельзя есть снег, но почему именно. Вот и мы решили провести опыт со снегом.
Во время прогулки дети пытались слепить комочки из снега, но снег рассыпался и ничего не получалось. Возникли вопросы: Почему? Как можно слепить комок? Что такое снег? Чтобы ответить на эти вопросы, был создан проект «Снеговик».
Цель проекта : Познакомить детей со снегом как объектом неживой природы и его свойствами.
Задачи проекта :
• Формировать представление о сезонных изменениях в природе.
• Развивать коммуникативные умения.
• Способствовать развитию у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, мышления, внимания, воображения, сенсорных понятий, двигательной активности.
• Закреплять умение слушать произведения художественной литературы и понимать их смысл.
• Воспитывать умение работать коллективно.
• Обогащать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Дети: узнают, что снег белый, холодный, мягкий, пушистый, тает в теплых ладошках и теплом помещении; при таянии снег превращается в воду, вода замерзает и превращается в лед; снеговик – это постройка из снега; научатся лепить снеговика из пластилина, составлять его из кругов, называть части снеговика; запомнят стихотворение М. Познанской «Снег идет»; пополнится активный и пассивный словарь.
- Родители: будут активнее использовать время общения с детьми для их развития.
- Воспитатель: создает условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по его реализации.
Методы и приемы обучения
- создание игровой ситуации
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме
– презентация по НОД;
- педагогическая диагностика;
Методические рекомендации
в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Работа с детьми:
- Беседы с детьми для выявления степени их осведомленности.
- Подбор художественной литературы и иллюстративного материала по теме.
- Рассматривание сюжетных картин о зиме и зимних забавах.
- Слушание песен и музыкальных произведений о зиме.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр.
- Консультация на тему «Зимняя прогулка: интересно и полезно»
Основной этап.
План-схема содержания работы по реализации проекта
1 неделя.
Дни недели Содержание работы
Понедельник Наблюдение из окна «Какая зима?»
Слушание песенки «Пришла зима» муз. Раухвергера, сл. Т. Мираджи
Чтение стихотворения О. Высотской «На санках»
Вторник
Рассматривание альбома «Зимние забавы»
Прогулка «Наблюдение за снегопадом»
Подвижная игра «Снег кружится» по стихотворению А. Барто
Рисование ватными палочками «Снегопад»
Среда Опыт №1 «Снег и его свойства»
Пальчиковая игра «Что мы делали?»
Игра на развитие речевого дыхания «Погреем ручки»
Стихотворение М. Познанской «Снег идет»
Четверг Опыт №2 «Что такое снег?»
Дидактическая игра «Сложи снеговика»
Лепка снеговика на участке во время прогулки
Развлечение «Как снеговик друзей искал»
Пятница Лепка из пластилина «Комочки для снеговика»
Чтение стихотворения А. Рождественской «Звездочка – малютка»
Рассматривание снежинок на прогулке
Подвижная игра «Снежинки кружатся»
2 неделя
Дни недели Содержание работы
Понедельник
Опыт №3 «Почему снег мягкий, а лед твердый»
Дидактическое упражнение «Найди отличия»
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Вторник
Беседа «Осторожно, сосульки»
Театр игрушек «Зимовье зверей»
Рисование «Комочки для снеговика»
Среда Наблюдение на прогулке «Сугробы»
Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки и ветер»
Чтение стихотворения О. Высотской «Снежный кролик»
Четверг Аппликация из ватных дисков «Друзья для снеговика»
Составление рассказа по картинке «Зимняя прогулка»
Хороводная игра «Снеговик»
Пятница Наблюдение за льдом на прогулке
ОД «Пирожки для Снеговика»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Заключительный этап:
• Подведение итогов проекта
• Презентация проекта на педсовете, показ открытого занятия
• Оформление наглядной информации для родителей по итогам реализации проекта
Итог проекта :
Проект «Снеговик» длился две недели. В рамках данного проекта дети узнавали о свойствах снега в групповом помещении и на территории участка во время прогулок. Они имели возможность потрогать снег руками, понюхать, послушать хруст ломающихся под ногами снежинок в морозный день, проводили опыты совместно с воспитателем, делали выводы.
Дети принимали участие в лепке снеговиков на участке, учились составлять его из комочков, вылепленных из пластилина, составляли плоскостное изображение из готовых форм, рисовали комочки на бумаге.
Проект помог вызвать у детей интерес к исследовательской и творческой деятельности, они узнали, что снег белого цвета, холодный, тает в теплом помещении, превращается в воду, вода на морозе превращается в лед.
Малыши научились элементарному сравнению: холодный – теплый, снег рыхлый – влажный.
Итогом проекта стало мероприятие, в ходе которого дети помогли Снеговику слепить пирожки для угощения его друзей.
В течение всего времени проекта дети играли в подвижные игры, что способствовало сплочению детского коллектива и физическому развитию, дидактические игры, развивающие умственные способности, рассматривали иллюстрации и картинки, развивая речевые навыки, знакомились с новыми литературными произведениями, выучили стихотворение М. Познанской «Снег идет».
Таким образом, работа над проектом помогла укрепить здоровье детей, сплотить детский коллектив, повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности, пополнить словарный запас.
Перспектива развития:
Данный проект позволил детям получить новые знания в процессе игр, экспериментов и творческой деятельности. Процесс обучения происходил естественно и непринужденно.
В дальнейшем планирую продолжить опытно-экспериментальную деятельность со льдом, водой и песком.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта : групповой.
Длительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта :
Ребенок с самого рождения пытается исследовать мир, который его окружает, являясь своего рода первооткрывателем, ведь для него все происходит впервые. Возникает множество вопросов, на которые необходимо найти ответ: почему идет дождь, что такое снег, как растут деревья и многое другое. В 2-3 года ребенок лучше воспринимает информацию, если у него есть возможность увидеть, потрогать предмет, попробовать его на вкус, поиграть с ним. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет как в условиях организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных процессов расширить, обогатить и систематизировать знания детей о снеге, будет способствовать развитию интереса к экспериментированию со снегом, водой и льдом.
Объект исследования: снег
Предмет исследования:
Показать детям, что снеговик – это постройка из снега. Снег может превращаться в воду, а вода – в лед.
Обоснование темы проекта (проблема) : Часто замечали, как на улице детки пробовали снег. Мы всегда говорим, что нельзя есть снег, но почему именно. Вот и мы решили провести опыт со снегом.
Во время прогулки дети пытались слепить комочки из снега, но снег рассыпался и ничего не получалось. Возникли вопросы: Почему? Как можно слепить комок? Что такое снег? Чтобы ответить на эти вопросы, был создан проект «Снеговик».
Цель проекта : Познакомить детей со снегом как объектом неживой природы и его свойствами.
Задачи проекта :
• Формировать представление о сезонных изменениях в природе.
• Развивать коммуникативные умения.
• Способствовать развитию у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, мышления, внимания, воображения, сенсорных понятий, двигательной активности.
• Закреплять умение слушать произведения художественной литературы и понимать их смысл.
• Воспитывать умение работать коллективно.
• Обогащать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Дети: узнают, что снег белый, холодный, мягкий, пушистый, тает в теплых ладошках и теплом помещении; при таянии снег превращается в воду, вода замерзает и превращается в лед; снеговик – это постройка из снега; научатся лепить снеговика из пластилина, составлять его из кругов, называть части снеговика; запомнят стихотворение М. Познанской «Снег идет»; пополнится активный и пассивный словарь.
- Родители: будут активнее использовать время общения с детьми для их развития.
- Воспитатель: создает условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по его реализации.
Методы и приемы обучения
- создание игровой ситуации
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме
– презентация по НОД;
- педагогическая диагностика;
Методические рекомендации
в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Работа с детьми:
- Беседы с детьми для выявления степени их осведомленности.
- Подбор художественной литературы и иллюстративного материала по теме.
- Рассматривание сюжетных картин о зиме и зимних забавах.
- Слушание песен и музыкальных произведений о зиме.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр.
- Консультация на тему «Зимняя прогулка: интересно и полезно»
Основной этап.
План-схема содержания работы по реализации проекта
1 неделя.
Дни недели Содержание работы
Понедельник Наблюдение из окна «Какая зима?»
Слушание песенки «Пришла зима» муз. Раухвергера, сл. Т. Мираджи
Чтение стихотворения О. Высотской «На санках»
Вторник
Рассматривание альбома «Зимние забавы»
Прогулка «Наблюдение за снегопадом»
Подвижная игра «Снег кружится» по стихотворению А. Барто
Рисование ватными палочками «Снегопад»
Среда Опыт №1 «Снег и его свойства»
Пальчиковая игра «Что мы делали?»
Игра на развитие речевого дыхания «Погреем ручки»
Стихотворение М. Познанской «Снег идет»
Четверг Опыт №2 «Что такое снег?»
Дидактическая игра «Сложи снеговика»
Лепка снеговика на участке во время прогулки
Развлечение «Как снеговик друзей искал»
Пятница Лепка из пластилина «Комочки для снеговика»
Чтение стихотворения А. Рождественской «Звездочка – малютка»
Рассматривание снежинок на прогулке
Подвижная игра «Снежинки кружатся»
2 неделя
Дни недели Содержание работы
Понедельник
Опыт №3 «Почему снег мягкий, а лед твердый»
Дидактическое упражнение «Найди отличия»
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Вторник
Беседа «Осторожно, сосульки»
Театр игрушек «Зимовье зверей»
Рисование «Комочки для снеговика»
Среда Наблюдение на прогулке «Сугробы»
Игра на развитие речевого дыхания «Снежинки и ветер»
Чтение стихотворения О. Высотской «Снежный кролик»
Четверг Аппликация из ватных дисков «Друзья для снеговика»
Составление рассказа по картинке «Зимняя прогулка»
Хороводная игра «Снеговик»
Пятница Наблюдение за льдом на прогулке
ОД «Пирожки для Снеговика»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Заключительный этап:
• Подведение итогов проекта
• Презентация проекта на педсовете, показ открытого занятия
• Оформление наглядной информации для родителей по итогам реализации проекта
Итог проекта :
Проект «Снеговик» длился две недели. В рамках данного проекта дети узнавали о свойствах снега в групповом помещении и на территории участка во время прогулок. Они имели возможность потрогать снег руками, понюхать, послушать хруст ломающихся под ногами снежинок в морозный день, проводили опыты совместно с воспитателем, делали выводы.
Дети принимали участие в лепке снеговиков на участке, учились составлять его из комочков, вылепленных из пластилина, составляли плоскостное изображение из готовых форм, рисовали комочки на бумаге.
Проект помог вызвать у детей интерес к исследовательской и творческой деятельности, они узнали, что снег белого цвета, холодный, тает в теплом помещении, превращается в воду, вода на морозе превращается в лед.
Малыши научились элементарному сравнению: холодный – теплый, снег рыхлый – влажный.
Итогом проекта стало мероприятие, в ходе которого дети помогли Снеговику слепить пирожки для угощения его друзей.
В течение всего времени проекта дети играли в подвижные игры, что способствовало сплочению детского коллектива и физическому развитию, дидактические игры, развивающие умственные способности, рассматривали иллюстрации и картинки, развивая речевые навыки, знакомились с новыми литературными произведениями, выучили стихотворение М. Познанской «Снег идет».
Таким образом, работа над проектом помогла укрепить здоровье детей, сплотить детский коллектив, повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности, пополнить словарный запас.
Перспектива развития:
Данный проект позволил детям получить новые знания в процессе игр, экспериментов и творческой деятельности. Процесс обучения происходил естественно и непринужденно.
В дальнейшем планирую продолжить опытно-экспериментальную деятельность со льдом, водой и песком.