Акопян Наира Григорьевна
Проект «Сохраним красоту природы» для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Сохраним красоту природы»
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр.
Только один!
И поэтому, читая её, Нужно беречь каждую страницу.
Тип проекта :
Публикация «Проект „Сохраним красоту природы“ для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• по виду проектной деятельности : социально-значимый • по составу участников: групповой; • по продолжительности: долгосрочный.
Объект проектирования : воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагоги группы, музыкальные руководители.
Актуальность
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения.
Современные дети растут в мире разнообразной информации, и системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения, а дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с ней помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Дети должны наблюдать и исследовать природу, но в то же время помнить, что уважения достойны каждый цветок, каждая былинка.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Цель проекта :
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире, воспитание у детей осознанно бережного отношения к природе родного края, как начальный этап формирования личности человека.
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи проекта :
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;
- формировать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Гипотеза
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Проект реализуется с помощью разных видов деятельности:
познавательной, поисково-исследовательской, коммуникативной, трудовой, игровой, изобразительной и включает в себя разные методы и приё мы:
- словесные (беседы и обсуждения, вопросы к детям, словесные игры и упражнения, загадки, чтение художественной литературы);
- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций,
использование схем, карточек, рассматривание тематических альбомов);
- практические (целевые прогулки, труд в природе по уходу за саженцами, игровые упражнения, опыты, поисково-исследовательская деятельность, моделирование, рисование, создание презентаций).
Ожидаемый результат: У детей сформируются :
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Социальные эффекты, которые могут быть получены от реализации проекта :
- объединение, сплочение всех его участников вокруг одной цели – сохранить растительный мир, что играет большую роль в формировании экологической воспитанности;
- рост профессиональной культуры педагогов ДОО;
- повышение уровня удовлетворённости услугами ДОО.
Этапы реализации проекта :
1 Этап (подготовительный) :
Работа педагогов
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы;
- консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями;
- составление плана реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
- поиск различных средств достижения целей;
- подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- создание дидактического и методического материала
- изучение материала, адаптирование его для детей старшего дошкольного возраста;
- разработка виртуальных экскурсий, итоговые мероприятия; Сотрудничество с родителями
- оформить наглядную информацию для ознакомления с целью и задачами проекта;
- анкетирование родителей;
- создание коллекции семян разных видов цветов; - приобретение саженцев растений. Работа с детьми:
- выявление знаний детей о растительном мире нашего края;
- прогулки по территории детского сада;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий, видеороликов;
- обследования и беседы с детьми;
- просмотр видеоролика «Из семени в цветок» презентация «Что растёт у нас в саду?» 2 этап:
Работа педагогов
- оформление выставки познавательной литературы о растениях и цветах на участке детского сада;
- разработка рекомендаций на тему: «Приобщение ребенка к природе»;
- презентация картотеки стихов, загадок, словесных игр о растительном мире;
- сочинение с детьми рассказов и сказок о растениях и цветах «Лесное путешествие», «Путешествие друзей», «Лесная история», «Цветочная полянка»;
- дидактические игры: «Какой это цветок?», «Подданные Растительного Царства», «Части растения и их назначение;
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»; оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!», оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания, информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет, участие в выставке поделок «Природа и творчество», в выставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!», «Цветущий май» привлечение к участию в природоохранных акций, проведение праздников, развлечений, привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе.
Работа родителей с детьми
-рисование с детьми «Наш любимый цветок»;
-посадка цветов и саженцев деревьев на территории ДОУ;
- наблюдение за деревьями и цветами в разное время года.
Работа с детьми
- трудовая деятельность по уходу за цветами, деревьями, кустарниками на территории ДОУ;
- ежедневно с детьми осуществлять наблюдение, уход за деревьями (полив, рыхление почвы);
- сочинение с детьми экологических рассказов и сказок о природе, викторины
«Что? Где? Когда?», «Так задумала природа, чтобы разною была погода»;
- уход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант);
- организация и проведение с детьми с привлечением взрослых природоохранных акций на тему : «Огород круглый год», «Цветник на подоконнике», «Сохрани подснежник», «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада, «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево», «Посади дерево и сохрани его», «Спасем елочку»;
- спортивные досуги, развлечения, праздники экологического содержания: «Мы – друзья природы», «Цветочная поляна», «День Земли», «На солнечной стороне, в цветочной стране», «Спасём лес» и т. д.
- выставки творческих работ на тему: «Сохраним подснежник», «Природа и творчество», «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май», «Краски осени»
3 этап:
Заключительный
- проведение досуга «Сохраним красоту природы».
- подведение итогов по проекту, внесение предложений родителями в создании условий для продолжения совместной исследовательской деятельности;
- презентация проекта «Живи, Земля»;
- посвящение дошкольников в юных защитников природы в рамках конкурса «Эколята-дошколята» с вручением почётного значка с образами сказочных героев защитников природы;
- создание выставки методического и творческого материала;
- оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников; - участие во Всероссийском конкурсе «Эколята-дошколята» Результаты работы:
• пополнение и расширение знаний детей о растениях родного края;
• выставка «Букет цветов своими руками»;
• презентация проекта;
• укрепление детско-родительских отношений; развитие познавательной активности детей, инициативы, самостоятельности.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Вывод
Работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе.