Лучший педагог года

Проект «Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии»

Яна Холина
Проект «Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии»

Составители:

Савина Яна Витальевна,

Дмитриева Мария Юрьевна.

Структура проекта

Актуальность проекта :

Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Публикация «Проект „Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии“» размещена в разделах

Согласно исследованиям Е. В. Бондаревской, В. Петровского, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской, субъектность ребенка выражается в способности проявлять инициативу, самостоятельность, ставить цели и их корректировать, принимать и реализовывать решения, выстраивать свои действия, в умении оценивать свое поведение, самоизменяться и самосовершенствоваться.

Существует ряд технологий становления субъектной позиции ребенка в трудовой, игровой, художественной деятельности (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова, О. А. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, М. Н. Полякова и др.).

На наш взгляд, наиболее эффективной в становлении субъектности ребенка является социо-игровая технология (авторы Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатов).

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей, т. е. такой деятельности, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Социо-игровая технология Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова может стать на современном этапе востребованной и актуальной. Обусловлено это веяниями и тенденциями нашей современной жизни и психологией современного ребенка.

Несмотря на то, что современный ребенок - первооткрыватель, маленький интеллектуал все же остается ребенком, и игра остается его основным и ведущим видом деятельности. Вспоминая любимые игры своего детства и отвечая на вопрос, почему они были любимыми, и остались в нашей памяти, мы, наверное, скажем о том, что это игры, которые были с нашими друзьями, приятелями, это игры с постоянной сменной ведущего, водящего, эти игры живые, яркие, интересные, динамичные. И эти правила стали основными и получили в социо-игровой технологии понятие «золотые правила». На наш взгляд, социо-игровая технология является наиболее интересной и рациональной с позиции организации жизнедеятельности самого ребенка. Она отвечает его потребностям с одной стороны, а с другой стороны получает замечательный эмоциональный отклик в душе ребенка.

К тому же принципы социо-игровой педагогики в полном объеме соответствуют принципам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цель проекта : становление субъектной позиции ребенка в образовательном процессе ДОУ с использованием социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова.

Задачи проекта :

1. Создать информационно-методическую базу по использованию социо-игровой технологии в образовательном процессе ДОУ.

2. Апробировать социо-игровую технологию обучения детей.

3. Установить сотрудничество с родителями по развитию субъектной позиции ребенка в деятельности.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе ДОУ с использованием социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова.

Теоретические основы нашей работы составили:

- теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,

- теория социальной ситуации развития ребенка Л. С. Выготского,

- концепция В. А. Петровского построения субъект-субъектных отношений между участниками

образовательного процесса;

- исследования по проблеме развития субъектной позиции дошкольника Е. В. Бондаревской,

В. Петровского, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской и др.

Активными участниками проекта являются :

- дети – воспитанники детского сада

- сотрудники детского сада

- семьи воспитанников

Этапы проекта рассчитаны на четыре года: 2017- 2021.

3. Описание проекта :

Направления

1. Образовательная деятельность:

работы а) организация совместной деятельности с детьми (в том числе непосредственно

образовательной деятельности) с использованием социо-игровых методов и

приемов обучения,

б) обогащение опыта детей по организации коллективных игр со сменой

ведущего,

в) обучение детей правилам организации работы в микрогруппе,

г) освоение детьми «законов общения» в системах «ребенок – сверстник»,«ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок», «ребенок –взрослый».

2. Информационно – методическая деятельность:

а) создание информационно-методической базы для реализации социо-игровой технологии обучения детей,

б) повышение профессионального мастерства педагогов по использованию социо-игровой технологии обучения дошкольников в образовательном процессе через разные формы методической работы.

3. Взаимодействие с родителями

а) организация коллективных форм работы с родителями на основе социо-

игровой технологии,

б) обогащение игрового опыта родителей, опыта командной работы,

в) педагогическое сопровождение родителей в вопросах становления субъектной позиции ребенка в деятельности.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды

а) создание в группах и на прогулочных участках благоприятных условий для

организации коллективных игр, для организации взаимодействия со

сверстниками по интересам в микрогруппах,

б) создание благоприятных условий в здании и на общей территории ДОУ для

организации межвозрастного общения детей, коллективных игр.

Средства:

1. Коллективные подвижные игры детей со сменой ведущего.

реализации

2. Разные виды совместной детской деятельности: продуктивной,

театрализованной, двигательной и др.

Принципы:

1. Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных

работы отношений.

2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация Основной образовательной программы в формах, специфических

для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

Условия:

1. Детский сад – «открытая система воспитания».

реализации

2. Личная убеждённость педагогов и родителей в важности установления

субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

3. Повышение профессионального мастерства педагогов в установлении

субъектных отношений с участниками образовательного процесса.

4. Овладение педагогами социо-игровой технологией обучения дошкольников.

5. Создание благоприятных условий для организации коллективной детской

деятельности, деятельности по интересам в микрогруппах.

6. Тесное взаимодействие и понимание между всеми участниками проекта.

Пути

1. НОД с использованием социо-игровой технологии обучения детей.

реализации

2. Совместная детская деятельность.

3. Совместная детско-взрослая деятельность на основе социо-игровой

технологии взаимодействия.

Механизм достижения поставленных целей:

1. Изучение социо-игровой технологии обучения детей, «законов общения», способов организации малых групп; правил организации работы в микрогруппе.

2. Изучение классификации и содержания набора игр, рекомендованных авторами социо-игровой технологии.

3. Постепенное внедрение приёмов СИТ (объединение в малые группы, поддержание правил организации работы в группах и между ними, проигрывание с детьми игр, контроль собственных взаимоотношений с детьми).

4. Формулирование своих трудностей.

5. Стремление сделать эпизодическую деятельность системной.

Педагогический прогноз:

Использование социо-игровой технологии обучения детей сделает образовательный процесс более увлекательным для детей; будет способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества. Дети научатся соблюдать правила общения, подчиняться социальным нормам, станут свободно излагать свои мысли, принимать самостоятельные решения. Социо-игровой стиль научит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даст возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

4. Рабочий план реализации проекта :

1 Вводный.

Подготовительный

1. Подготовка информационно-методической базы для реализации проекта :

а) изучение социо-игровой технологии Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, передового опыта по использованию данной технологии в обучении дошкольников;

б) создание:

- копилки игр, рекомендованных авторами социо-игровой технологии,

- памяток для педагогов по данной теме,

в) разработка методических рекомендаций для

воспитателей:

- по развитию коллективной игровой деятельности,

- по обучению дошкольников работе в микрогруппе.

2. Повышение уровня компетентности педагогов

а) проведение цикла методических семинаров по использованию социо-игровой технологии в образовательной деятельности ДОУ,

б) самообразование

3. Повышение уровня компетентности родителей по проблеме становления субъектной позиции ребенка в деятельности, по формированию у детей навыков командной работы.

2 Основной

1. Организация НОД с использованием социо-игровой технологии обучения детей.

2. Создание условий для совместной детской деятельности по интересам, для коллективных игр.

3. Организация совместной детско-взрослой деятельности на основе социо-игровой технологии взаимодействия.

4. Педагогическое сопровождение родителей в вопросах становления субъектной позиции ребенка в деятельности, обогащения его игрового опыта, опыта командной работы через консультации, творческие встречи, родительские собрания, открытые занятия и другие формы работы.

3 Заключительный. Аналитический

1. Мониторинг становления субъектной позиции ребенка в деятельности.

2. Анализ эффективности использования социо-игровой технологии обучения детей.

3. Представление опыта работы на научно- практическом семинаре в ФГБОУ ВО ГГПИ им. В. Г. Короленко

4. Определение дальнейших перспектив работы.

5. Механизм оценки результатов.

Критерии оценки эффективности проекта :

- актуальность,

- практическая значимость для детей, социума,

- результативность (наличие конкретных и значимых конечных результатов,

- эффективность (соотношение затрат и планируемого результата).

Нашу деятельность по реализации проекта оценивают :

- администрация ДОУ,

- Управление дошкольного образования.

6. Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении. По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счёт вовлечения в данную деятельность педагогов дошкольных учреждений города.

Публикации по теме:

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Приёмы деления группы на команды С внедрением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие.

Ключевые позиции социоигровой технологии В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада «Поможем Буратино учиться» с применением социо-игровой технологии Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 5. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать.

Конспект занятия в ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием социо-игровой технологии Цель занятия: создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по коммуникативной деятельности. Задачи: проверить.

Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы. Тема: «Друзья Зайца». Цель: создать.

Занятие по развитию речи с использованием социо-игровой технологии в старшей группе. Составлении рассказа с опорой на картинки Цель. Совершенствовать умения детей в составлении рассказа, опираясь на картинки. Задачи: 1. Побуждать детей к сочинению сказок с использованием.

Мастер-класс «Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии» Цель нашего мастер-класса: знакомство с социо-игровой технологией. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения.

Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой массаж Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.

Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Становление субъектной позиции ребенка в ДОУ с использованием социо-игровой технологии»
Опубликовано: 28 января 2018 в 13:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД