Колпакова Марина
Проект сюжетно-ролевой игры «Я дизайнер: квартира мечты» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы игры:
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника, воображение и творчество, речь. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Я дизайнер: квартира мечты“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Дизайн интерьера всегда интересовал многих людей, поэтому существует профессия - дизайнер по интерьеру. Эта профессия очень востребована в современном обществе, так как актуальность дизайна интерьера растет. Актуальность дизайна интерьера повлекла за собой новые движения в стилях, новые интересы, взгляды. Гармония мебели с душой достигается при помощи цвета, качества мебели, ее формы, восприятия ткани на ощупь. Кроме физиологических моментов, есть еще вкус человека, свойственный только ему, что выражается при оформлении в стиле.
Благодаря игре «Я дизайнер: квартира мечты» дети узнают особенности профессии и развивают свои творческие способности.
Цель и задачи:
Познакомить детей с профессией «Дизайнер»
Развивать творческие способности и ориентировку в пространстве.
Закрепление основных цветов и их оттенков, умение работать с цветовой гаммой.
умение организовывать свое пространство.
Заполнить совместно с родителями небольшую анкету с пожеланиями к будущему интерьеру (развитие мышления и логики.)
Формирование игровой деятельности:
учить детей развивать сюжет игры;
учить детей взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры;
воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре; закреплять правила культуры общения (речевой этикет); воспитывать ответственность, активность, дружелюбие.
закреплять знания о профессии дизайнер;
закреплять умения распределять роли;
закреплять умение готовить необходимые условия для игры;
способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменения атрибутики, хода игры);
способствовать умению вести диалог в сюжетной игре;
формировать коммуникативные навыки.
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры.
настойчивость в достижении положительных результатов
воспитывать дружеские взаимоотношения.
Целевые ориентиры:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, активно взаимодействует со
сверстниками, участвует в совместных играх;
Ребёнок договаривается, учитывает интересы и чувства других.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;
У ребёнка развивается мелкая моторика;
Построение речевого высказывания в ситуации общения.
Результатом обучения детей являются определенный объем знаний, умений, навыков, которые оцениваются в следующих формах:
- иметь навыки самостоятельной творческой работы;
- выполнение коллективного работы;
- использование различных материалов в работе;
В процессе обучения выделила следующие методы работы:
1) Наглядный (иллюстрация, демонстрация, сравнение)
2) Словесный (объяснение, обсуждение, инструктаж, анализ готовых работ.
3)Практический (показ способов, техник, приемов рисования, помощь воспитателя и родителей, самостоятельная и коллективная работа)
В процессе обучения выделила следующие методы работы:
1) Игра;
2) Беседа;
3) Экскурсия;
4) Выставка.
Этапы работы по проекту:
I этап – Подготовительный.
Определение целей и задач проекта;
подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные,
словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).
изготовление игр по ознакомлению детей с профессиями:
Подключить родителей к созданию каталога «Дизайн интерьера»
II этап- Основной
Тема Формы работы Цель
Знакомство детей с профессией дизайнер. 1. Просмотры видеофильмов по обустройству дома
2. Рассматривание дизайнерских журналов (каталоги: ИКЕА, Леруа Мерлен, Hoff, уютная квартира, интерьер+дизайн, идея вашего дома и др.)
3. Беседа с родителями. Сформировать у детей представления о профессии дизайнера, особенностях его труда, творческом подходе к деятельности.
Изготовление атрибутов для игр вместе с детьми и родителями 1. Дети совместно с родителями подбирают различные виды мебели и предметов интерьера, которые им хотелось бы видеть в своевртире.
Вызвать эмоциональный отклик на результаты труда дизайнера, интерес детей к профессии.
Школа «студия дизайнер» 1. Знакомство с материалами.
2. знакомство с цветами.
3. знакомство с новыми словами.
Сформировать у детей представления о профессии.
Сформировать представление о пространстве, их собственной комнаты (что то сделать в своей комнате, чтоб настроение было лучше, расставить игрушки, наводить порядок)
III этап- Заключительный. Выставка-презентация интерьеров.
Анализ игры:
При организации занятий создается игровая ситуация, что повышает интерес к занятиям. Отдельные части занятия связанны между собой, используются различные виды и формы работы, что способствует равномерному распределению умственной нагрузки. Это направляет внимание ребенка на решение конкретных задач. На каждом занятии четко определяются учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Используются образцы на стадии общего знакомства. Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в дизайне, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды и техники. Созданы наглядные пособия, раздаточный материал, который служит для объяснения нового материала, и для контроля понимания всех тем, все это развивает воображение, творчество, самостоятельность, формирует эстетическое отношение к окружающейдействительности. Используя для обучения композиции, демонстрируется расположение узора, приемы рисования. Большое внимание на занятиях уделяется формированию у ребенка умения планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети сначала мысленно обдумывают поставленную задачу, а затем выполняют её. Учу детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны уметь рассказать, что они делали, как делали, и что получилось в результате. При первых признаках переутомления проводятся физкульт минутки, они положительно влияет на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность. В конце каждого занятия анализируются готовые работы Коллективное обсуждение или самоанализ, позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы. В конце каждой темы организовывается выставка детских работ. Для родителей оформляются родительские уголки где они вместе с ребенком могут выполнить творческое задание. Наблюдая полученный результат дома, начинают осознавать важность и необходимость художественно-конструктивного дизайна.
Для детей старшего дошкольного возраста основными видами деятельности является игра, конструирование, отображение виденного в рисунке. Игры в этом возрасте приобретают более совершенные формы, становятся развивающими и существенно влияют на развитие детей. Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие же возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении поощрения за это. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует обращаю внимание на то, что воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными.
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается механической памяти. Поэтому создаю задания таким образом чтобы они были понятны для восприятия, занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии. Постепенно усложняя задания стараюсь создать желание двигаться вперед не боясь неудач. Ведь каждая работа требует устойчивого внимания и труда.
Структура сюжетно-ролевой игры:
Вступительная беседа с детьми по теме профессия «Дизайнер»
Сюрпиз игры (Приходит в гости Тюбик)
Распределение ролей игры
Совместная с воспитателем игра
Итог занятия
Игровые роли: Мама, папа, дочка, сын, дедушка, бабушка. Дизайнеры- проектировщики, художники оформители, колорист, организаторы выставки.
Ход игры:
Педагог входит в группу и приветствует детей.
Беседа: Ребята, Сегодня мы поиграем в игру «я дизайнер: квартира мечты»
В нашем современном мире, квартира должна быть красивой, удобной, уютной, чтобы в ней хотелось жить, проводить свое время с удовольствием. Как вы думаете, существует ли такие люди, которые могут помочь в обустройстве дома? (ответ детей)
- Правильно! Профессия таких людей называется – дизайнер
Да, дети, красоту создает дизайнер. Сегодня я вам расскажу о труде дизайнера. Слово дизайнер означает - замысел, задумка, композиция. А задумать, составить план, сконструировать можно все, что угодно. Дизайн- это необычный взгляд на необычные вещи. Это красота и удобство. Дизайнерэто современная и очень нужная профессия. Вы, наверное, слышали, когда о человеке говорят: «У него хороший вкус». Это не значит, что этот человек вкусный. Просто он старается все вокруг себя устроить красиво. Какой человек может стать дизайнером? Он немного похож на волшебника, в руках которого преображается все. Посмотрим, какой бывает дизайн.
Ребята, а вы знаете как называется профессия человека, который рисует (ответ детей)
Художник, правильно! Художник, который помогает оформлять интерьер, называется художник-оформитель.
А что такое интерьер? Интерьер- это например ваша комната украшена красиво, со вкусом, по цвету и порядок. Дизайнеры интерьера создают красоту внутри помещения.
Наглядно показать каталог, либо презентацию.
Посмотрите, как оригинально оформлены спальня, детская, кухня.
- Подумайте, чтобы вы хотели изменить, добавить в своей комнате?
А еще есть одна интересная профессия связана с дизайном, называется колорист-это человек, который помогает с цветом, сочетанием, смешиванием цветов.
Стук в дверь- появляется кукла-Тюбик (персонаж из произведения «незнайка»)
Появляется и приветствует детей.
Дети, кто знает какая профессия у Тюбика? (ответ детей) именно поэтому он пришел с нами поиграть?
Как вы думаете, с чего мы начнем игру? (ответы детей)
–Правильно, сначала мы распределим, кто будет членами семьи, которым нужно обустроить квартиру, кто дизайнером, художником-оформителем, колористом и организатором выставки- распределение ролей по желанию детей.
А что еще нужно для игры? (ответ детей)
Конечно, нужно выбрать место для игры и подготовить все материалы, которые вы принесли из дома.
Давайте разделимся на две группы, первая группа- это члены семьи, во второй группе- творческая команда. Наша семья живет в 4 х комнатой квартире, где нам нужно создать уют в каждой комнате и учесть все пожелания проживающего в ней. Далее каждый член семьи рассказывает о комнате своей мечты, пользуясь заранее заполненной анкетой (домашнее задание)
В группе дизайнеров начинается творческий проект планирования интерьеров в соответствии с пожеланиями членов семьи с использованием раздаточного материала (заранее заготовленного) под чутким руководством Тюбика.
Дизайнеры могут подготовить несколько вариантов решений.
В это время семья накрывает на стол и устраивает чаепитие.
Как только творческая группа закончить работу над проектом, организатор и экскурсовод выставки подготавливает пространство для показа «дизайн проекта» и готовит речь.
Семья приглашается для просмотра «дизайн проекта»
в процессе обсуждения вносятся необходимые коррективы.
Далее семья благодарить за работу и приглашает на чаепитие.
5. Подведение итогов игры: - Понравилось ли вам планировать комнаты мечты?
-С какими трудностями вы столкнулись?
-Кого вы хотите поблагодарить за участие в игре?
-А что понравилось тебе Илья?
-А тебе Машенька?
-А Егору? Итд.
-Приходилось ли вашей семье обращаться к услугам дизайнера?
-Хотели ли бы вы еще поиграть в эту игру?
Всем спасибо за участие!