МААМ-картинки

Проект театрализованной деятельности «В мире эмоций»

Наталья Лекомцева
Проект театрализованной деятельности «В мире эмоций»

Название проекта «В мире эмоций»

Руководители проекта : Лекомцева Н. С., воспитатель МАДОУ «Детский сад №131»,

Проект реализуется на базе МАДОУ «Детский сад №131» в средней группе «Одуванчик»

Сроки реализации проекта : с сентября 2018 по май 2019

Участники проекта :

1. Воспитанники группы.

2. Воспитатели группы.

3. Родители детей группы.

4. Музыкальный руководитель.

Публикация «Проект театрализованной деятельности „В мире эмоций“» размещена в разделах

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т. д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т. д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Почему именно театрализованная деятельность?

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

НАПРАВЛЕНИЕ

Театр – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров : широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Отличительные особенности состоят в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Основные этапы реализации проекта :

1 этап

Предварительная работа

- Изучение методической литературы, нормативных документов.

- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

2 этап

Основная работа

- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

3 этап

Заключительная работа

Содержание работы:

- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.

1 этап.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Система работы по организации театрализованной деятельности :

1. Предметно-пространственная развивающая среда

2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения.

3. Взаимодействие с педагогами

4. Работа с детьми

5. Взаимодействие с родителями

6. Взаимодействие с социумом

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем :

• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.

• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды

• соответствие возрастным особенностям детей

• выполнение правил техники безопасности

• эстетическое оформление игрового оборудования

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

ПРИНЦИПЫ:

• Создание развивающей среды.

• Психологическая комфортность.

• Активность и самовыражение.

• Индивидуальный подход к детям.

• Преемственность.

• Наглядность.

• Интеграция (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности).

• Творческое взаимодействие взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

СРЕДСТВА

• Художественная и методическая литература

• Рабочая и игровая зона

• Персонажи, игрушки, тематические предметы

• Тематические предметы

• Словесные игры

• Пальчиковые игры

Театрализованные этюды, мини-сценки

• Компьютер, проектор, принтор, колонки

• Ширма

2 этап.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Формы работы с детьми

• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера;

• Диагностика уровня готовности восприятия материала по

театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам;

• Посещение детьми театров;

• Просмотр кукольных театров и работа по ним;

• Проведение игр - превращений (учимся владеть собой);

Чтение художественной и познавательной литературы;

• Продуктивная деятельность детей;

• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»;

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

Театрализовано - познавательные праздники.

Формы работы с родителями

• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды;

• Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;

• Открытые показы занятий и театральных представлений;

• Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам;

• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Формы и методы реализации проекта

• Игры – драматизации, импровизации

• Упражнения для социально – эмоционального развития

• Коррекционно – развивающие игры

• Упражнения для развития интонационной выразительности речи

• Игры – превращения (учимся владеть своим телом)

• Логоритмическая гимнастика

• Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук (для свободного вождения кукол)

Театральные этюды

• Упражнения по этике во время драматизаций

• Постановка разнообразных сказок, инсценировок.

Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.

Театральные занятия в средней группе:

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).

На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка, которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма

С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя при этом куклы на гапите. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздела,

тем Название тем Количество часов

всего теоретических практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13 «Основы театра»

«Мимика»

«Варежковый театр»

«Инсценировки, импровизация»

«Сила голоса»

«Культура речи»

«Зимовье зверей»

«Теневой театр»

«Театральные игры»

«Гуси-Лебеди»

«Пальчиковые игры»

«Ритмопластика»

«У страха глаза велики» 3

2

8

5

5

4

8

6

4

8

3

2

6 1

1

2

1

1

1

2

2

1

2

1

1

2 2

1

6

4

4

3

6

4

3

6

2

1

4

Всего 64 18 46

СОДЕРЖАНИЕ

№ Раздела, тем Название раздела, тем Теория

Основные теоретические понятия Практика

Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащение Место проведения занятия

1 «Основы театра»

Театр, мизансцена, занавес, актеры, режиссер Знакомство с театром Костюмы, видеоролик про театр МАДОУ «Детский сад № 131»

2 «Мимика»

Мимика, эмоции, гимнастика для лица. Знакомство с мимикой, гимнастикой для лица, способствующей разогреву лицевых мышц. Картинки с эмоциями. комплекс упражнений, музыка МАДОУ «Детский сад № 131»

3 «Варежковый театр»

Варежковый театр как вид театра Знакомство с варежковым театром. принципов работы с ним. Герои сказок «Репка» МАДОУ «Детский сад № 131»

4 «Инсценировкиимпровизация»

Инсценировка импровизация Создание психологически благоприятной атмосферы, знакомство с понятием импровизация, снятие эмоционального напряжения. Герои разных сказок, музыка МАДОУ «Детский сад № 131»

5 «Сила голоса»

Голос, сила голоса. Закрепить умение пользоваться голосом при помощи диафрагмы

6 «Культура речи»

Культура речи Воспитывать правильную культуру речи. Стихи, скороговорки МАДОУ «Детский сад № 131»

6 «Зимовье зверей»

Сказка «Зимовье зверей» Развитие памяти, речи, творческих способностей. раскрепощение Шапки зверей. МАДОУ «Детский сад № 131»

7 «Теневой театр»

Свет, тень, теневой театр. Развитие творческих способностей. Ширма для теневого театра, персонажи сказок (фигурки) МАДОУ «Детский сад № 131»

8 «Театральные игры»

Артикуляционная гимнастика, Игра «назови ласково соседа», «покажи по образцу» Снятие психологического напряжения, развитие фантазии детей - МАДОУ «Детский сад № 131»

9 «Гуси-Лебеди»

Сказка «Гуси лебеди» Подведение итогов, диагностика результатов творческой деятельности Костюмы из сказки «Гуси- Лебеди» МАДОУ «Детский сад № 131»

10

11

12 «Пальчиковые игры»

Пальчиковые игры Развитие речи и мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры МАДОУ «Детский сад № 131»

«Ритмопластика»

«У страха глаза велики» Ритмопластика Развитие движений - МАДОУ «Детский сад № 131»

3 этап

Мониторинг выполнения задач проекта.

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре :

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра : би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых :

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

ИТОГОВЫН ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

• показ спектаклей воспитанникам других групп

• открытые и итоговые занятия

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ ГОДА

дети должны уметь:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

- некоторые виды театров,

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, конусной игрушки.

должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов, кукол.

- о правилах поведения в театре.

- азбуке театра.

Список используемой литературы

1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей старшей, подготовительной групп детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1993.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб. : Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. – М. : Просвещение, 2000 г.

5. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр. – М. «ВАКО», 2007г.

6. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста» : Учебное пособие: М. : КНОРУС, 2005г.

7. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист», 2001г.

8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам : Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек : пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – М. «Просвещение» 1982г.

9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб. : Воспитание детей в игре. М. : А. П. О., 1994.

11. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» : пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

Публикации по теме:

Конспект ООД «В волшебном мире эмоций» Цель: закрепить знания детей об основных эмоциях: (грусть, страх, радость). Задачи: Обучающая: 1. Формировать навыки общения и сотрудничества.

Конспект практического занятия психолога во 2 классе «В мире эмоций» Конспект практического занятия во 2 классе Тема : "В мире эмоций" Планируемые результаты: Формирование обстановки доверия и эмоционального.

Проект по театрализованной деятельности «Театральная неделя» ПРОЕКТ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Театральная неделя» 2018 г. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: краткосрочный, с 19 марта.

Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Театр формирует опыт социальных навыков поведения благодаря.

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Театр в мире детского сада» Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Театр в мире детского сада» «Театр - это волшебный край, в котором ребенок.

Проект театрализованной деятельности «Театр детям» Автор-составитель: Курбатова М. А. Вид программы: долгосрочный, групповой, ролево-игровой, кукольный, творческий. Срок реализации: - 1 год.

Проект театрализованной деятельности в первой младшей группе Паспорт педагогического проекта Авторы и участники проекта: воспитатели, родители, дети. Название проекта: Развитие речи детей через театрализованную.

Проект театрализованной деятельности в средней группе «Теремок» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №280 комбинированного вида» Проект.

Проект «Зима в художественной литературе и театрализованной деятельности» ПРОЕКТ «Зима в художественной литературе и театрализованной деятельности» Вид проекта: творчески-игровой. Продолжительность: квартальный.

Семинар-практикум для родителей «В мире эмоций» В мире эмоций. Цели: 1. Донести до родителей важность развития эмоционального интеллекта у детей. 2. Дать родителям практические упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект театрализованной деятельности «В мире эмоций»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 13:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД