МААМ-картинки

Проект «Технология формирования познавательной компетенции детей через опытно-поисковую деятельность дошкольников»

Елена Власова
Проект «Технология формирования познавательной компетенции детей через опытно-поисковую деятельность дошкольников»

Проект представлен тремя этапами: теоретическим, основным и деятельностным.

Первый этап, теоретический, включает в себя исследование актуальности проблем экологического воспитания дошкольников:

• Традиционные методы экологического воспитания дошкольников несут ребенку информативность. В сложившейся практике работы детских садов ребенок редко ставится в активную позицию, что не позволяет значительно повысит образовательный эффект.

• Недостаточно развиваются любознательность, пытливость, самостоятельность детей.

Публикация «Проект „Технология формирования познавательной компетенции детей через опытно-поисковую деятельность дошкольников“» размещена в разделах

• Отсутствует система работы педагога по овладению ребенком познавательной деятельностью, что не позволяет практикам реализовать программу в полной мере.

• Экологическое образование детей должно строится на деятельностной основе.

Под опытно-поисковой деятельностью мы понимаем развитие способностей детей работать с исследуемым объектом в определенных лабораторных условиях, создание условий для поддержки индивидуальности и инициативности каждого ребёнка. Опытно-поисковая деятельность детей как одна из форм детской деятельности является средством экологического образования дошкольников и формирования познавательной компетентности. Содержание работы по опытно-поисковой деятельности имеет особенность, которая заключается как в совместной работе педагога и детей, так и в развитии способностей дошкольников работать самостоятельно.

При организации опытно-поисковой деятельности ставиться цель по созданию системы работы, обеспечивающей вовлечение детей в активную самостоятельную деятельность по разрешению проблемных ситуаций для познания ими окружающего мира, предлагается решение задач:

• Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

• Развивать у детей исследовательские действия и навыки.

• Расширять самостоятельный познавательный опыт детей.

• Создать условия для проведения опытной деятельности через:

1) организацию специальной развивающей среды;

2) приобретение оборудования и материалов для проведения опытов;

3) повышение компетентности педагогических кадров (педсовет, семинар, мастер-класс).

• Формировать систему экологических понятий.

Для второго, основного, этапа технологии разработаны тематическое планирование и предполагаемые результаты деятельности. Особая роль отводится ознакомлению детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Это опыты с природными материалами, с объектами неживой природы, с растениями.

Для лучшей организации совместной деятельности детей и педагога в нашем детском саду оборудована комната экологического воспитания «Зеленая гостиная», как элемент развивающей среды. В гостиной представлены материалы:

Для детей:

- различные коллекции природных материалов;

- предметы уходами за живыми объектами;

- художественная литература, энциклопедии;

Для педагогов:

- картотека с описанием опытов;

- пособия (плакаты, модели, алгоритмы опытов);

- литература природоведческого и экологического содержания.

В экологической комнате сочетаются условия для разных видов деятельности ребёнка:

• наблюдения за объектами живой природы;

• проведение опытов с природными материалами;

• труд в природе;

• игры (дидактические, развивающие).

На третьем этапе, деятельностном, осуществляется практическая реализация задач через создание проблемных ситуаций с постановкой познавательной задачи, составление алгоритма опытов. В соответствии с программой педагог разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми.

Результатом опытно-поисковой деятельности детей является формирование познавательной компетентности дошкольников:

- дети овладевают исследовательскими навыками: учатся ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия, отражать ход опыта, составлять его алгоритм;

- у детей развиваются умения наблюдать, анализировать, делать выводы, оценивать результат;

- формируются навыки экологической грамотности (изменение отношения к природе) и безопасного поведения ребёнка;

- развиваются способности к творческому применению полученных знаний и новых способов действий;

- закрепляются навыки взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, формирование познавательной компетентности детей в области экологических знаний полностью соответствует требованиям к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров ФГОС ДО.

Проект развивается, дополняется методическим обеспечением и в то же время может послужить пособием для внедрения опытно-поисковой деятельности со старшими дошкольниками в практику дошкольных учреждений района и города.

Публикации по теме:

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Экологический мини-проект «Страна Чудес» Экологическое воспитание – это новое направление в дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Технология формирования познавательной компетенции детей через опытно-поисковую деятельность дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2015 в 21:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД