Тамара Лебедева
Проект «Путешествие с Колобком» (сенсорное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема: «Путешествие с Колобком»
Воспитатель ГБДОУ № 6 компенсирующего вида:
Лебедева Тамара Григорьевна
Санкт-Петербург
2017
Возраст детей: ранний возраст
Индивидуальные особенности: дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, миопия, гиперметропия)
Публикация «Проект „Путешествие с Колобком“ (сенсорное развитие)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
Цель проекта : создать условия для формирования сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
Обучающие:
Использовать разнообразные приёмы и методы по формированию сенсорных эталонов цвета (красный, зеленый, желтый, синий)
Создать условия в группе для формирования сенсорных эталонов цвета
Развивающие :
Формирование сенсорного опыта : знания о цвете (красный, синий, желтый, зеленый)
Развивать речь детей
Воспитательные:
Воспитывать навыки общения детей друг с другом и детей со взрослым.
Воспитывать умение слушать взрослого, подражать его словам и действиям.
Коррекционные:
Развивать функцию цветоразличения.
Развивать поисковую функцию взора.
Развивать зрительное внимание.
Реализуемые образовательные области
Познавательное развитие
Социально - коммуникационное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Работа с родителями:
Индивидуальные консультации для родителей детей с низкой остротой зрения.
Круглый стол «Сенсорный опыт – основа зрительного восприятия».
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(взаимодействие с детьми проходит в комнате развивающих игр с игровым оборудованием «ИНТОКС»)
Предварительная работа:
Обучение соотнесению по цвету с называнием и без называния («6 картинок»; «Подбери и назови», «Цветные фоны»)
Обучение пальчиковой гимнастике
Оборудование:
Трафареты машинок 4 основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)
«Кочки»
«Винтики-гаечки».
«Сухой бассейн» (горох).
Мячики - «колобки»
Ход совместной деятельности
Воспитатель Дети
I. Вводная часть.
Педагог приветствует детей и представляет им гостя - Колобка. Сидят на коврике. Здороваются с гостем.
II. Основная часть.
1. Педагог предлагает детям показать, как они умеют играть с разноцветными мячиками. Упражнение сопровождается словами:
«Колобок»
- Катись Колобок,
через север на восток,
через поле, через луг.
Возвращайся сделав круг.
По ладошке прокатись
И домой вернись.
2.«Рыбки» (пальчиковая гимнастика)
Рыбка плавает в водичке,
Рыбке весело нырять.
Рыбка-рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать!
3.«Огоньки» (пальчиковая гимнастика)
- Огоньки зажглись,
Огоньки погасли.
4. Динамическая игра «Кочки»
Педагог предлагает детям пройти между кочками «змейкой», чтобы найти сюрприз.
- Между кочками пройдем и машинки мы найдем.
5. Игра «Винтики-гаечки»
Педагог предлагает подобрать к машинкам винтики и гаечки соответствующего цвета, назвать его и починить машинку, закрутив гаечку на винтик.
Игра сопровождается словами:
- Мы машинку починили,
Долго гаечки крутили,
А теперь мы отдохнем
По «горошку» поплывём!
Дети делают самомассаж с помощью мячика, катая его между ладонями.
Дети проговаривают слова стихотворения и делают движения пальчиками в соответствии с текстом.
Дети выполняют гимнастику, следуя словам педагога (пальчики «веером» - пальчики в кулачок)
Дети проходят по дорожке «змейкой» и находят разноцветные машинки
Дети навинчивают гаечки на винтики, соотнося их по цвету с машинками и между собой.
Дети снимают утомление мышц рук в «сухом» бассейне (наполнитель – горох)
III. Подведение итогов.
Педагог хвалит детей за хорошо выполненные упражнения, просит повторить цвета машинок и поощряет их машинками-магнитиками.
Дети повторяют цвета
и получают магнитные машинки-сюрпризы в подарок.
Приложение.
«Описание игр на развитие сенсорики, общей и мелкой моторики».
Игра «Набор винтиков и гаечек»
Игра способствует развитию :
• Мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
• Стереогностического чувства;
• Зрительного восприятия (цвет, форма, размер);
• Основных интеллектуальных умений (сравнение, выделение
признаков, классификация).
Игра «Кочки на болоте»
Игра способствует развитию :
• Общей моторной ловкости
• Навыка балансировки и координации движений
• Пространственной ориентации и осознания схемы собственного тела
• Коммуникативных навыков
Приложение №2.
«Материалы для пальчиковых игр».
Самомассаж.
проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. «Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. «Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
6. «Согреваем ладошки». Сильно потираем руки.
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застёгивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др. по методике О. И. Крупенчук
Гимнастика для пальцев:
1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т. д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
3. «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
Стихи для пальчиковой гимнастики.
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
(Пальчики обеих рук "идут" по столу.)
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста.
(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопки на счет.
Вышел пальчик погулять.
Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет.
Присоединяется средний палец.
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем – безымянный.
Вместе встанем в хоровод –
Вот.
Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
Список используемой литературы.
1. Григорян Л. А. «Лечебно-воспитательная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием». - М., 1987.
2. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. «Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения». - М., 1998.
3. Никулина Г. Л. «Охраняем и развиваем зрение». - С-Пб, 2002.
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования». - С-Пб, 2013.
5. «Игры для развития и коррекции». Методические рекомендации и практические советы. – М. :ИНТ., 2011.