Лучший педагог года

Проект «Три состояния воды. Круговорот воды в природе» (6 фото)

Наталья
Проект «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»

ПРОЕКТ

"Три состояния воды. Круговорот воды в природе"

Выполнил: воспитатель МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище

Бедняк Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Вся наша жизнь и вообще Жизнь на планете Земля связана с водой. Однако, мы привыкли не замечать ее уникальности. Между тем, удивительное – рядом! Все многообразие природных явлений и процессов — это Вода! Облака, роса, туман, водопад, родник, ледник, снеговик, гейзер — это все ее разные стороны, разные состояния.

Публикация «Проект „Три состояния воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

Целью моего проекта «Три состояния воды. Круговорот воды в природе» является развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности как в детском саду, так и в семье. А именно развитие познавательной активности при исследовании воды. К внедрению этого проекта меня натолкнули наблюдения за детьми на прогулке, вопросы детей, анкетирование родителей.

Актуальность

К внедрению этого проекта меня натолкнула мысль о часто возникающих вопросах: Откуда берется вода? Почему зимой идет снег, а летом дождь? Почему зимой вода покрывается льдом? А также постоянно возникающих ситуациях нерационального использования чистой воды.

С целью выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей было проведено анкетирование, которое показало, что многие родители видят и поддерживают исследовательскую активность своих детей, принимают активное участие в проведении опытов. Но есть родители, которые не придают значения стремлению ребенка к познанию, пресекают попытки исследовательского поведения, так как они кажутся незначительными и не требующими внимания с их стороны, а так же с целью обезопасить своих детей от возможных травм. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они превращают активного исследователя в малоактивного нелюбознательного ребенка. Вот тут-то мы, педагоги и родители, объединившись, должны поддержать ребенка, чтобы не «растерять» его активности и любознательности.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Расширяется словарь ребенка: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.

Проведя анкетирование, понаблюдав за детьми на прогулке, пришла к осознанию необходимости разработки и внедрения данного проекта.

Руководство экспериментальной деятельностью дошкольника

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Но отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. Он должен руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и в литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В дальнейшем дошкольники и сами учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе исследования используются различные методы: наблюдение, изучение опыта (чтение литературы, информации из интернета, эксперимент. Также можно провести опрос общественного мнения по интересующей теме или анкетирование.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Здесь основная задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям из множества информации и рассуждений сформулировать вывод.

При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы, он пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы стараемся донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются папки-передвижки с советами для родителей: «Юный следопыт», «Как проводить исследования с детьми», предлагается картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать. Взрослый (педагог или родитель) должен быть готов отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случае нельзя игнорировать – их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным. В познавательно-исследовательской совместной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.

Главная задача взрослых - стимулировать познавательную активность детей.

Информационная карта проекта

Продолжительность проекта: 2 месяца

Тип проекта: познавательно — творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп МБДОУ ДС № 4, воспитатель Бедняк Наталья Николаевна, родители группы.

Возраст детей: 5-7 лет.

Данный проект является частью блока тем «Вода в природе» познавательного развития.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект

• Недостаточное понимание детей того, что снег, лед, пар — это тоже вода;

• Недостаточное понимание процессов возникновения и протекания многих природных явлений (дождь, роса, туман, иней, снег, град, облака, туман и пр.);

• Недостаточные знания детей «Откуда берётся вода?»;

• Недостаточное понимание почему следует экономить воду;

Цель проекта

• Развитие свободной творческой личности ребенка

• Развитие познавательных процессов через экспериментальную деятельность. Знания, добытые самостоятельно является развитием свободной творческой личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта (воды, его взаимоотношения с другими объектами. Познакомить детей с тремя состояниями воды и особенностями каждого из трех состояний.

• Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

• Формировать опыт выполнения правил по технике безопасности.

• Закрепить знания детей о свойствах жидких и твердых веществ.

• Познакомить детей с процессами конденсации и испарения.

• Помочь детям доказать с помощью опыта, что лёд, снег и пар - это тоже вода.

• Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

• Изучить различные природные явления, возникающие на основании процессов испарения и конденсации.

• Показать детям необходимость и причины беречь чистую воду.

• Приобщение родителей к совместной творческой деятельности.

• Формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности.

• Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

• Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

• Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

• Закреплять и использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.

• Развивать полученные физические навыки, ловкость, общую выносливость; доставить радость от общения, движения

• Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение, к воде убедившись в её необходимости для жизни растений, животных, людей.

• Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

• Совершенствовать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра,отстаивать свою правоту.

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

Для педагогов:

• Создать творческую обстановку, заинтересовать и активизировать творческую деятельность детей, которая пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Привлечь родителей принимать участие в совместной деятельности, постройке сооружений из снега и т. д.

• Воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество – всем»

Для родителей:

• Принимать активное участие в реализации проекта, проявить заинтересованность и творчество в совместных работах с детьми.

Продукты проекта

Для детей:

• Слайдовая презентация на тему: " Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе" (Приложение).

• Экспериментальная деятельность, опыты, наблюдения, выводы

• Лепбук - информационный материал на тему: "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе".

• Мини-театр с мнемотаблицей «Волшебное путешествие капельки».

• Художественные изделия (ледяные игрушки — цветные и с узором из листьев, рисунки, аппликации, фигурки из пластилина) по сюжетам изучаемых тем.

Для педагогов:

• Тематическая выставка.

• Лепбук, содержащий информационный материал по заданной теме Фоторепортаж по работе над проектом.

Для родителей:

• Фоторепортаж по работе над проектом.

• Тематическая выставка.

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы:

• наблюдения в ходе повседневной жизни дома, во время прогулок, экскурсий, в ходе режимных моментов;

• беседы;

• проведение опытов и экспериментов;

• чтение художественной литературы познавательного характера;

• просмотр обучающих мультфильмов;

• театрализованная деятельность;

• анкетирование среди родителей;

• лепка, рисование, аппликация;

• составление описательных рассказов по картинам;

• заучивание стихотворений.

Принципы реализации проекта

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность детей.

7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

• Обсуждение цели, задач с родителями и детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

II этап – основной:

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный:

• Оформление результатов проекта (Лепбук «Три состояния воды. Круговорот воды в природе») (Приложение № 1).

• Фотовыставка по результатам реализации проекта.

• Выставка творческих работ по темам проекта.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

• Расширение знаний о природных явлениях; явление погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег, пар. Понимание процесса их появления.

• Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном.

• Расширение словарного запаса.

• Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности;

• Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований;

• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Для педагогов: Повышение педагогического мастерства и личностного уровня развития.

Для родителей: Активное участие в реализации проекта.

Реализация проекта. Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом

1. Коммуникация и социализация :

• Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки», «Подбери признак», «Угадай по описанию».

• Беседы на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!» «Не обожгись!»

• Театрализованная деятельность с использованием мини-театра «Волшебное путешествие капельки» (пересказ сказки, написанной воспитателем с использованием мнемотаблицы либо создание собственной истории).

• Составление описательных рассказов по картинам «Времена года».

2. Чтение художественной литературы.

• Чтение, обсуждение и пересказ русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко».

• Чтение и обсуждение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

• Чтение и обсуждение стихотворений С. Есенина «Береза», А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»; А. Плещеева «Весна».

• Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель»

3. Музыка

• Прослушивание произведения А. Вивальди «Времена года», И. С. Баха «Симфония воды»

4. Труд и конструирование.

• Ручной труд. Изготовление ледяных подвесных игрушек — цветных и с узором из листьев растений.

• Лепка снеговиков, снежных домиков (при наличии снега).

5. Художественное творчество.

• Рисование "Белый медведь и полярное сияние".

• Аппликация "Чукча и яранга".

• Аппликация «Облака».

• Аппликация «Зимний вечер».

• Рисование "Чудо-снежинка".

6. Познание.

• Проведение занятий по темам:

1. «Агрегатные состояния воды» (первое занятие «Вода — это жидкость. Свойства воды» - продолжение общей темы «Вода») Цель: Продолжение изучения свойств воды. Формирование понятия «жидкость» (Приложение).

2. «Агрегатные состояния воды» (второе занятие «Твердое состояние воды. Замерзание и таяние»). Цель: Познакомить детей с твердым состоянием воды, процессами замерзания и таяния (Приложение).

3. «Агрегатные состояния воды» (третье занятие «Газообразное состояние воды. Испарение и конденсация»). Цель: Познакомить детей с газообразным состоянием воды, с процессами испарения и конденсации (Приложение).

4. «Круговорот воды в природе». Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе (Приложение).

5. «Итоговое занятие по блоку тем «Вода в природе». Цель: Закрепление, уточнение и систематизация полученных знаний по блоку тем «Вода в природе» (Приложение).

• Показ мультфильмов «Путешествие капельки воды», фильма из серии «Спросите Альберта» «Круговорот воды в природе».

7. Физическая культура

• Зимние забавы на прогулке — катание на санках, игра в снежки, лазание по лабиринту из снега (при наличии снега).

• Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель».

• Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят».

8. Работа с родителями

• Анкетирование

• Консультация на тему «Экспериментируйте дома с детьми».

• Домашнее задание после экскурсии на зимнее озеро — совместный рисунок по впечатлениям.

• Совместные наблюдения за рисунками на окнах, паром над чайником, капелек воды на холодном кране или бутылке.

Содержание лепбука «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»

1. Информационная картинка «Три состояния воды» с графическим изображением расположения молекул льда, воды и пара.

2. Информационная картинка «Вода в природе» с изображением тумана, града, инея, росы, льда, дождя, снега.

3. Дидактическая игра «Экопазлы».

4. Картотека опытов с водой.

5. Тематические загадки.

6. Дидактическая игра «Определи состояние воды».

7. Информационная картинка «Круговорот воды в природе».

8. Дидактическая игра «Я знаю, как сберечь воду!»

9. Картины для составления описательных рассказов (зима, весна, осень, лето).

10. Запись А. Вивальди «Времена года».

11. Запись мультфильма «Путешествие капельки» («Мизяка-дизяка»).

12. Запись мультфильма серии «Спросите Альберта» «Круговорот воды в природе».

13. Художественные произведения: русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко», сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», стихотворения С. Есенина «Береза», А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»; А. Плещеева «Весна», С. Я. Маршака «Апрель».

14. Мини-театр «Волшебное путешествие капельки», сказка и мнемотаблица.

Фотоот

чет[/b]

Проект «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Фото «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Проект - фото
Фото №1 ПРОЕКТ Три состояния воды Фото №2 Круговорот воды в прир оде Выполнил воспитатель МБДОУ ДС с Фото №3 Монастырище Бедняк Наталья Николаевна Пояснительная записка Вся наша жизнь и вообще Жизнь на планете Земля связана с водой

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» с использованием опытно-исследовательской технологии Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать.

Беседа «Круговорот воды в природе» Беседа «Круговорот воды в природе». Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, рассказать, что капельки воды в природе.

Конспект НОД «Круговорот воды в природе»Конспект НОД «Круговорот воды в природе» Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» МБОУ Михайловская СОШ.

Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот Воды в природе. Свойства воды» Цель: - расширить и закрепить представления детей о свойствах.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе»Конспект занятия «Круговорот воды в природе» «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, у воды нет вкуса,.

Конспект занятия «Круговорот воды в природе»Конспект занятия «Круговорот воды в природе» К детям младшей группы «Одуванчик» в гости пришла капелька. Вместе с капелькой дети совершили путешествие. Капелька рассказала детям, что.

«Круговорот воды в природе». Стихи Всяк весною, как всегда Просыпается вода. В лужу превратилась, В речку покатилась. А из речки в море. С ветерками споря. А потом и в.

Музыкальное мероприятие «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе Тематическое познавательно- музыкальное мероприятие с детьми подготовительной к школе группы воспитатель Шифрина Т. В. г. Уфа Цели: • Продолжать.

Познавательно — исследовательский проект «Круговорот воды в природе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 215 г. Ижевск» Воспитатель: Матвеева Елена Федоровна Познавательно.

Конспект «Круговорот воды в природе» Задачи: - закрепить знания о различных агрегатных состояний воды, показать переход из одного состояния в другое (вода, пар, лед). - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 05:20
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД