Лучший педагог года

Проект «В детский сад без слез»

Надежда Никифорова
Проект «В детский сад без слез»

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «В детский сад без слез»

Цель проекта : создание условий для безболезненной адаптации и социализации детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.

Задачи:

• Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (утренняя настройка);

• Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, передача социального опыта путем игр;

Публикация «Проект „В детский сад без слез“» размещена в разделах

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений между участниками проекта;

• разработка системы мероприятий, способствующих облегченной и безболезненной адаптации, ранней социализации;

• повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;

• активизация процесса вовлечения педагогов, семьи в процесс адаптации и ранней социализации; вызвать интерес у семьи к проблеме адаптации и ранней социализации детей;

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку среды.

Сроки реализации проекта : сентябрь-декабрь 2016г.

Участники проекта : дети раннего возраста, педагоги, родители

Промежуточные результаты:

- определение темы, целей, задач работы;

- изучение методической литературы по проблеме;

- доведение до участников проекта важности данной проблемы;

- обработка результатов анкетирования родителей по прогнозу адаптации.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Поэтому организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений деятельности МБДОУ «Детский сад № 11 «Колобок»», так как ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

Практический опыт позволяет отметить факторы, осложняющие адаптацию:

• не все родители готовят детей к детскому саду : многие дети приходят с вредными привычками, не приученные к нашему режиму дня;

• сокращение сроков адаптационного периода (иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу);

• индивидуальная патология (аллергодерматоз, часто болеющие, многие состоят на учете у невропатолога и др. специалистов)

Анализ степени адаптации детей в период с 2012-2015 года показывает, что у 61% детей раннего возраста наблюдалась адаптация легкой степени, у 30% детей – адаптация средней степени, у 9% детей -тяжелая адаптация. Практически ежегодно наблюдаются случаи тяжелой адаптации.

Согласно результатам предварительного анкетирования родителей, проведенного в июне 2016 года, касающегося прогноза адаптации у 61% будущих воспитанников детского сада ожидается адаптация легкой степени, у 38,8% - адаптация средней степени тяжести, детей с тяжелой степени не ожидается.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

• изменение поведенческих реакций ребенка;

• расстройство сна и аппетита.

Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Е. И. Морозова отмечала: ”Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин «адаптационной» болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.

Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:

• воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

• часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Разные подходы к проблеме адаптации периодически появляются на страницах книг, журналов и газет: своими результатами делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Внимательно знакомясь с материалами, каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода, зависит от ряда объективных и субъективных причин. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир. Главная задача при создании среды развития – сделать её максимально рабочей. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Когда мы адаптируем ребёнка к условиям ДОУ, мы одновременно решаем задачу и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребёнком, но и в наблюдении за его вхождением в незнакомый ему мир сверстников и взрослых, в наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в обдумывании взаимоотношений со своим малышом, а также в обеспечении поддержки мамы, которая находится в «вынужденной изоляции» (декретный отпуск).

Главное во всей этой работе – интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая решению задач развития личности ребёнка. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель проекта : создание условий для безболезненной адаптации и социализации детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.

Задачи:

• Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (утренняя настройка);

• Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, передача социального опыта путем игр;

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений между участниками проекта;

• разработка системы мероприятий, способствующих облегченной и безболезненной адаптации, ранней социализации;

• повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;

• активизация процесса вовлечения педагогов, семьи в процесс адаптации и ранней социализации;

• вызвать интерес у семьи к проблеме адаптации и ранней социализации детей;

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку среды.

4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта :

1. Диагностический (анкетирование родителей по прогнозу адаптации детей, создание социального банка о семьях воспитанников - анкета «Давайте познакомимся».

2. Подготовительный этап – накопление информации и материалов, их систематизация, разработка и оформление адаптационных карт на каждого ребенка, накопление аудиоматериала для работы с детьми, информационного материала для родителей по проблеме адаптации, разработка и оформление картотеки игр в период адаптации.

3. Основной этап – реализация проекта через комплекс мероприятий:

С детьми С педагогами С родителями

1. Введение адаптационных карт, листов адаптации

2. Цикл игр адаптационного характера (на развитие крупной и мелкой моторики, с песком и водой, в сухом бассейне, на развитие коммуникативных навыков) 1. Консультации: «Особенности психического развития детей 2-3 лет»;

«Игры с детьми в период адаптации»

Введение листов адаптации, адаптационных карт 1. Работа консультационного пункта «Мама + малыш»;

Консультации:

«Дома или в детском саду

«Если Ваш ребенок плачет»

«Основные психологические особенности детей 2-3 лет»

3. Цикл занятий по развитию психических процессов, установлению социальных контактов (1 раз в неделю) 2. Оформление фотоуголка психологической разгрузки «Мама рядом» 2. Фотосъемка мам для уголка «Мама рядом»

4. Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением:

-прием детей;

-утренняя настройка;

-засыпание. 3. Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом 3. Заседание родительского клуба «Добро пожаловать в детский сад (тренинговые занятия)

5. Игры в «Центре песка и воды», в сухом бассейне. 4. Создание в группе «Центра песка и воды» 4. Организация почтовой связи между участниками проекта по проблеме адаптации

4. Итоговый этап – анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей; сравнительный анализ с уровнем адаптации в прошлом году; разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания детского сада и дома; анкетирование родителей по итогам адаптации, реализации проекта.

Рабочий план реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные

1. Введение адаптационных карт, листов адаптации По мере поступления детей Воспитатели,

Педагог-психолог

2. Создание в группе «Центра песка и воды»

Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом Август

Сентябрь-декабрь

Воспитатели,

Педагог-психолог

3. Консультации с педагогами

Работа консультационного пункта «Мама + малыш», групповые консультации для родителей В течение всего периода адаптации Педагог-психолог

4. Оформление фотоуголка психологической разгрузки «Мама рядом», фотосъемка мам для уголка Сентябрь Педагог-психолог

Воспитатели

5. Цикл игр адаптационного характера, организация режимных моментов с музыкальным сопровождением (утренняя настройка, игры в Центре песка и воды В течение всего периода адаптации Педагог-психолог

Воспитатели

6. Цикл занятий с детьми по развитию психических процессов, установлению социальных контактов Сентябрь-декабрь Педагог-психолог

7. Заседание родительского клуба «Добро пожаловать в детский сад (тренинговые занятия) Сентябрь-декабрь Педагог-психолог

8. Организация почтовой связи между участниками проекта по проблеме адаптации В течение всего периода адаптации Педагог-психолог

Воспитатели

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

При условии успешного достижения цели в процессе реализации проекта предполагается :

Оптимальный уровень адаптации детей;

Снижение уровня заболеваемости детей;

Позитивное развитие отношений в детском коллективе;

Раннее коммуникативное развитие воспитанников;

Создание оригинальной предметно-развивающей среды в группе;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова Н. А., Панькова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. - М. : Айрисс-Пресс, 2008.- 208с.

2. Овсепян К. Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации. -М. : Изд. дом «Карапуз», 2002.-10с.

3. Дошкольные учреждения и семья /Под ред. Т. Н. Дороновой – М. : Линка-Пресс, 2001.-130с.

4. Григорьева Г. Г. Самые маленькие в детском саду

5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство. Познавательное развитие. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.-152с.

6. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников (2-7 лет).- М. : ВАКО, 2008.-192с.

7. Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами.

8. Данилова Е. Игры с водой. - СПб. : Издательский дом «Нева», 2003.-32с.

9. Смирнова Е. Игры с ранним возрастом – организация общения и доброжелательных отношений// Обруч. -2007.-6.-С. 30-32

10. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить?// Обруч. -2000.-3.-С. 16-17

11. Доронова Т. Н. Адаптация: новые подходы// Обруч. - 2006.-5.-С. 32-34

12. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации// Дошкольное воспитание. -2006.-4.-С. 46-52

13. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность// Дошкольное воспитание. -2009.-2.-С. 22-29

14. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду// Дошкольное воспитание. -2007.-5.-С. 100-103

15. Дорохина Н. В детский сад идти пора// Дошкольное воспитание. -2007.-5.-С. 108-115

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детский сад без слез» «Детский сад - без слез» Поступление ребенка в детский сад – очень важный момент для каждой семьи. Необходимо с первых минут общения вызвать.

Консультация для родителей «В детский сад идем без слез» В детский сад идем без слез Стресс испытывают не только дети, пришедшие в садик впервые, но и те, кто вернулся в группу после каникул. Как.

Проект «По дороге в детский сад» Актуальность проекта Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности.

Педагогический проект «Детский сад — детский сад» Актуальность. В ФГОС ДО говорится, что образовательная программа должна быть направлена на «позитивную социализацию ребёнка, развитие инициативы.

Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!»Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!» Проект «Детский сад моей мечты!» (совместный семейный проект детей и родителей) Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с.

Проект «Я иду в детский сад!»Проект «Я иду в детский сад!» Работа выполнена в соавторстве с воспитателем: Кузиной Т. И Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным для детей, вновь.

Проект «Мой детский сад» Тема: "Мой детский сад - моя семья" Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство детского сада. Задачи:.

Проект «За здоровьем в детский сад» Проект с детьми подготовительной группы "За здоровьем в детский сад" муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50.

Проект «Здравствуй, детский сад» Тема проекта: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОУ» Автор проекта: Панькина.

Собрание в группе раннего возраста с элементами тренинга «В детский сад без слез!» Форма проведения: практикум. Продолжительность: 1-1, 5 часа. Цели: познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В детский сад без слез»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 13:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД