Виктория Шмитова
Проект в группе раннего возраста «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
1,5-2 года
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема
Цель, задачи проекта
Ожидаемый результат
Критерии результативности
Методы отслеживания результатов
Формы презентации и отчётности
Пояснительная записка к проекту
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Результативность и выводы по проекту
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Конспект игры-занятия (Приложение 1)
Мастер-класс для родителей (Приложение 2)
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
Стихи и потешки (Приложение 3)
Игры (Приложение 4)
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема
Не секрет, что развитие речи современных малышей в силу многих причин является актуальной проблемой. Снижение темпов речевого развития медики и педагоги объясняют многими причинами: постоянный шум городской среды, различные синтетические компоненты в пище, здоровье матерей, занятость родителей, развитие цифровых технологий. Малыши зачастую лишены возможности получить разнообразный сенсорный опыт, так как с самого раннего возраста ориентированы на потребление зрительной информации (телевизор, компьютер, смартфоны и планшеты).
Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют многочисленную группу среди выпускников детского сада. И чтобы справиться с этой проблемой, начинать работу по развитию речи необходимо как можно раньше.
Цель проекта : формирование представлений детей раннего возраста о домашних животных и их детенышах.
Задачи:
Формировать у детей элементарные знания об окружающем мире, знакомить их с размером, цветом, свойствами различных материалов;
Развивать умение различать домашних животных и соотносить животных и их детенышей по внешнему виду;
Развивать сенсомоторную координацию, ориентацию на плоскости и в 3-мерном пространстве, мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие;
Развивать речь детей, обогащать словарь (названия и описание животных; звукоподражания и т. д.)
Способствовать формированию у детей навыков общения и игры;
Повышать педагогическую компетентность родителей, создавать условия для их активного участия в воспитательном процессе ДОУ.
Организатор проекта :
Шмитова В. В. - воспитатель первой квалификационной категории
Участники проекта :
Педагоги, работающие в группе «Ёлочка» МДОУ №10 г. Кингисеппа;
воспитанники группы «Ёлочка» (возраст 1,5-2 года);
родители воспитанников.
Срок реализации проекта : 1 апреля – 1 мая 2021 года
Ожидаемый результат:
- Расширение кругозора детей, их представлений об окружающем мире: категории сравнения предметов, свойства материалов, образы домашних животных;
- Положительная динамика развития речи детей: обогащение словаря, повышение речевой активности, активизация вербального общения в играх;
- Развитие тактильного восприятия и обогащение сенсорного опыта детей;
- Повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития детей раннего возраста, более активное участие родителей в воспитательном процессе ДОУ, позитивная оценка деятельности ДОУ со стороны родителей.
Методы отслеживания результативности:
Наблюдение за детьми в процессе организованной и свободной деятельности;
Анализ продуктов творческой деятельности;
Беседы с родителями, анкетирование.
Формы презентации и отчё тности:
Фотоотчеты;
Презентация и открытый показ игры-занятия;
Самоанализ педагогической деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
ФГОС дошкольного образования нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, познавательную мотивацию.
Наблюдение за детьми и беседы с родителями показали, что малыши не имеют достаточных знаний о домашних животных и их детёнышах. Забота о домашних питомцах положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его бережное отношение к окружающему миру.
Одна из задач, стоящая перед стандартом – это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Решать задачу можно, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Поэтому возникла необходимость в работе над проектом «Домашние животные», с целью знакомства детей раннего возраста с домашними животными.
Новизна:
В связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а также внедрением ФГОС ДО, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новый подход к организации работы меняют характер взаимодействия педагога с детьми.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:
- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д. ,
- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.
Реализовывать все эти задачи в комплексе позволяет проектная деятельность с детьми.
Практическая значимость:
В ходе реализации данного проекта происходит активное развитие высших психических функций и речи детей раннего возраста посредством расширения их сенсорного опыта.
В процессе реализации проекта созданы дидактические пособия (например, сенсорный коврик «Мама и малыш», разработаны занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и т. д.
В ходе проекта родители обучены изготовлению тематических дидактических ковриков и использованию их для игр с детьми. Эта работа вызвала у них большой интерес и положительный эмоциональный отклик, многие родители уже сшили подобные пособия для своих детей и играют с ними дома.
Все методические разработки, сделанные в процессе подготовки и реализации проекта, абсолютно транслируемы и могут использоваться в работе педагогами дошкольного образования.
Этапы реализации проекта :
I ЭТАП – подготовительный
Цель: создание условий для осуществления проекта.
Содержание:
- Постановка проблемы и разработка проекта, перспективного плана мероприятий по выбранному направлению.
- Подбор литературы.
- Разработка мониторинговых мероприятий.
- Подбор подвижных игр, игровых упражнений, пальчиковых игр.
- Создание необходимых условий для реализации проекта (развивающая среда, атрибутика).
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки, баночки, салфетки.
- Подбор музыкальных произведений, соответствующих возрасту детей.
- Изготовление дидактического коврика «Мама и малыш».
II ЭТАП – Основной (практический)
Цель: реализация плана мероприятий, направленных на формирование представлений детей раннего возраста о домашних животных и их детенышах.
План работы с детьми раннего возраста
по проекту «Домашние животные»
№п/п Мероприятия Сроки
1. Рассматривание сюжетных картинок с домашними животными и их детенышами.
2. Наблюдение на прогулке за внешним видом и поведением кошки, собаки, птиц
3. Выставка игрушек, принесенных детьми из дома (к определенному тематическому дню по договоренности с родителями)
4. Двигательная деятельность
4.1. Разучивание пальчиковой гимнастики «Курочка».
4.2. Разучивание подвижных игр:
- «Курочка и цыплятки»,
- «Лохматый пес»,
- «Кот и цыплята».
4.3. Веселая зарядка: изобразим цыплят, котят, щенят.
5. Музыкальная деятельность
5.1. Прослушивание песенок «Серенькая кошечка» (муз. В. Вейлина, сл. Н. Найденовой, «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой)
5.2. Разучивание песенки «Вышла курочка гулять»
6. Изобразительная деятельность
6.1. Рисование клубочков для котят поролоновыми спонжами.
6.2. Рисование зернышек для цыплят ватными палочками.
6.3. Рисование косточек для собачки самодельными штампиками.
6.4. Лепка червяков для курочки (прием раскатывания колбаски).
7. Конструктивная деятельность
7.1. Постройка загончика для курочки и цыплят из 4-х кирпичиков, поставленных на ребро ( с обыгрыванием: курочка в загончике, за забором и т. д.)
7.2. Постройка будки для собаки из 4-х кирпичиков, ( с обыгрыванием: собачка в будке, на будке и т. д.)
8. Знакомство с художественной литературой
8.1. Чтение и разучивание потешек о домашних животных и их детенышах.
8.2. Чтение произведений детских писателей:
- Е. Зих «Курочка-наседка»,
- К. Чуковский «Цыплёнок» (с иллюстрациями Н. Чарушина,
- С. Маршак «Котенок»,
- С. Михалков «Мой щенок»
8.3. Рассказывание сказок:
- «Курочка Ряба»,
- «Репка»
9. Дидактические игры
9.1. «Найди картинку» (1 котенок – много котят)
9.2. «Где щенок?» (Учить детей находить щенка в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за)
9.3. «Покорми цыпленка» (перебирание и пересыпание крупы)
9.4 «Кто как кричит?» (соотнести звукоподражание и животное или его детеныша)
9.5. «Мама и малыш» (соотнести взрослое животное и детеныша)
10. Игры-занятия (с использованием дидактического коврика)
10.1. Кошка и котята.
10.2. Собака и щенки.
10.3. Курица и цыплята.
10.4. Чья мама? Чей малыш?
11. Работа с родителями
11.1. Совместное оформление альбома с фотографиями домашних питомцев и их детенышей.
11.2. Консультации для родителей по воспитанию любви к домашним животным.
11.3. Мастер-класс для родителей по изготовлению тематических дидактических ковриков и использованию их для игр с детьми.
III ЭТАП– Заключительный (рефлексивный)
Цель: Обобщение результатов работы, презентация проекта.
Содержание:
- Мониторинг:
Наблюдение за детьми в процессе познавательной деятельности и игр;
Анализ продуктов изобразительной деятельности;
Беседы с родителями, обратная связь.
- Анализ результатов проделанной работы.
- Определение перспектив дальнейшего развития проектной деятельности по знакомству с домашними животными.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект «Домашние животные» направлен на знакомство детей с домашними животными, формирование доброго и заботливого отношения к представителям животного мира.
В результате реализации проекта дети :
- узнают названия домашних животных и их детенышей;
- научатся соотносить животных с их голосами;
- получат возможность расширить круг представлений об окружающем мире;
- смогут обогатить свой сенсорный опыт, развить тактильное восприятие;
Кроме того, у детей повысится речевая активность, желание играть вместе и разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Также у детей будет формироваться доброе и бережное отношение к животным.
В результате реализации проекта родители :
- получат возможность повысить уровень своей компетентности в вопросах развития детей раннего возраста;
- примут активное участие в воспитательном процессе ДОУ;
- ближе познакомятся с деятельностью ДОУ.
В результате реализации проекта педагоги :
- повысят уровень своей профессиональной компетентности;
- получат возможность актуализировать знания о создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды, способствующей сенсорному развитию детей раннего возраста и усовершенствовать образовательную работу с данной категорией детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. – Санкт-Петербург // Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / Л. В. Куликов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. : Питер, 2009
2. Балобанова В. П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В. П. Балобанова, А. Ю. Пасторова. - СПб. : Институт раннего вмешательства, 2001
3. Бубнова А. Х. Развитие речи. Азбука дошкольного воспитания. / А. Х. Бубнова. - М. : Мой мир, 2007
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. /Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2006
5. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю. Б Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2016
7. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / Лисина М. И Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте : Сб. научн. тр. / Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980
8. Лютова Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего возраста) /Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Сфера, 2001
9. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И. М. Марковская. – СПб Речь, 2005
10. Павлова Н. Л. Раннее детство : познавательное развитие (1 – 3 года). Методическое пособие / Н. Л. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова - М. : Мозаика – Синтез, 2000
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994
12. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для студ. пед. ВУЗов/ Е. О. Смирнова. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
13. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори теория и практика. - 2-е издание / М. Г. Сорокова. – М. : Академия, 2005
14. Стерн В. Психология раннего детства/ В. Стерн. - Минск: Харвест, 2003.
15. Фьюэлл, Р. Обучение через игру: пер. с англ. / Р. Фьюэлл, П. Вэдэзи. – СПб. : Институт раннего вмешательства, 2003
16. Хундейде К. Направляемый диалог: пер. с англ. / К. Хундейде - СПб. : Институт раннего вмешательства,1999
17. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен. – М. : Просвещение, 1993
18. Янушко В. С. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие / В. С. Янушко. – М. : ТЦ Сфера, 2008