МААМ-картинки

Проект «В мире сказки» в старшей группе

Наталья Полунина
Проект «В мире сказки» в старшей группе

Введение

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

Публикация «Проект „В мире сказки“ в старшей группе» размещена в разделах

Сказка, в некотором роде, – поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность создания проекта

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Стратегическая цель: обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Тактические цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и толерантности).

Задачи проекта :

образовательные:

помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формирование нравственных качеств;

помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;

учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;

закреплять умения использовать средства выразительности: позы, жесты, мимику, интонации, движения и разные виды театров: бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный при передаче содержания сказки;

развивающие:

развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;

развитие эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;

развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;

воспитательные:

воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;

пробуждать интерес к сказкам.

Ожидаемые результаты для детей:

• получение дополнительных знаний о сказках;

• знать и называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, мораль;

• узнавать сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;

• уметь использовать различные средства выразительности;

• уметь самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания;

• развивать творческие способности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Ожидаемые результаты для родителей:

• проявлять интерес к совместной деятельности с ребенком по данной теме;

• помогать развивать творческие способности ребенка;

Продукт

1. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране сказок».

2. Выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки».

Аннотация проекта

Тип проекта : познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь 2020г. - май 2021г.

Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.

Автор проекта : воспитатель Полунина Н. П.

Руководитель проекта : воспитатель Полунина Н. П.

Работа по проекту проводится : во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей и родителей.

В основу данного проекта положена следующая идея:

• выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.

В основу проекта положены принципы :

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:

1. Подготовительный этап

• Изучение методической литературы.

• Разработка плана проектной деятельности на тему: «В мире сказки».

Подбор иллюстративного материала по теме: «Наши любимые сказки».

• Подбор раскрасок по сказкам для дошкольников.

• Рассматривание иллюстраций, картинок по сказкам.

Чтение произведений: колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела», «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»; сказки «Лиса и козел»; сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»; русской народной сказки в обработке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»; русских народных сказок : «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Бычок, смоляной бочок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса».

Беседы: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»; «Какие бывают сказки; «Чему нас учат сказки; «Герои сказок – какие они; «Что такое шутки, потешки, прибаутки»; «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

Дидактические игры: «Какой персонаж сказки лишний»; «Назови сказочного героя ласково»; «Собери картинку»; «Узнай сказку по иллюстрации»; «Сказочные предметы»; «Кто больше назовет русских народных сказок».

Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками»; «Книжкина больница»; «Интервью у сказочного героя»; «Семья»; «Двое из ларца».

Подвижные игры: «Зайцы и волк»; «Лохматый пес»; «Охотник и зайцы»; «У медведя во бору»; «Кот и мыши»; «Водяной»; «Бабушка Маланья»; «Волк и семеро козлят»; «Гуси-лебеди».

• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2. Основной этап

Работа с детьми:

октябрь:

- беседа «Какие бывают сказки;

- дидактические игры: «Моя любимая сказка», «Собери сказку» (пазлы);

- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Библиотека», «В гости к сказке»;

- чтение колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела»; «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»;

- выжигание на доске силуэтов сказочных героев;

- рассматривание иллюстраций по сказкам;

- родительское собрание: круглый стол на тему «Как привить любовь детям к книгам»;

ноябрь:

- беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож»;

- аппликация «Заюшкина избушка»;

- показ пальчикового театра «Заюшкина избушка»;

- составление творческих рассказов : «Если бы я попал в сказку»;

- литературный досуг с показом сказки «Заюшкина избушка»;

- пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками;

декабрь:

- беседы: «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»;

- дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Найди иллюстрацию к произведению», «Цифра три в любимых сказках»;

- сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками», «Книжкина больница»;

- показ настольного театра «Лисичка со скалочкой»;

- моделирование русских народных сказок с помощью счетных палочек;

- рассматривание книг со сказками (совместно с родителями);

- чтение детям и пересказ сказки : «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций;

январь:

- беседы: «Какие бывают сказки», «Стихотворные сказки»;

- сюжетно-ролевые игры: «Лесной концерт», «Чаепитие в теремке»;

- выставка детско-родительских работ «Зимние сказки»;

- вернисаж «Новогодняя игрушка»;

- рисование и раскрашивание героев сказок;

- литературная викторина, посвященная великому русскому поэту А. С. Пушкину и показом сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»;

февраль:

- беседа «Что такое бытовые сказки, волшебные и сказки о животных?»;

- дидактические игры: «Разрезные картинки (русские народные сказки, «Узнай по описанию»; «Сказки Пушкина А. С.»;

- чтение детям сказки : «Три медведя»;

- показ театра Би-ба-бо «Три медведя»;

- просмотр мультфильма по сказке;

- лепка из пластилина по мотивам сказки «Три медведя» :

- конструирование с помощью конструктора по мотивам сказки «Три медведя»;

март:

- беседа «Как устроить книжный уголок»;

- дидактические игры: «Придумаем сказку с новым концом», «Что есть, было, будет», «А если бы…», «Салат из сказок», «Мои друзья», «Дорисуй картинку»;

- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Двое из ларца»; «Детки в клетке»;

- выкладывание из геометрических фигур сказочных героев;

- просмотр диафильма «Волк и семеро козлят»;

- рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»;

- выставка книг «Русские народные сказки»;

- путешествие в мир сказки, посвященное Дню Театра: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»;

апрель:

- беседа «Как сыграть сказку»;

- дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки, «Из какой сказки волшебная вещь «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница»;

- сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Театр»; «Колобок идет в гости»;

- игры с конструктором: «Сказочный дом»; «Зоопарк»;

- рассматривание альбома «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей);

- загадки о сказках, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте;

- выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки»;

май:

- беседа «Какие бывают театры»;

- настольно-печатные игры: «Любимые сказки», «Мои любимые сказки» (узнай по тени, «Сказки животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки»;

- дидактические игры: «Продолжи сказку», «Угадай, из какой сказки»; игра - пазл «Грибок-теремок»;

- рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;

- презентация: «Что за прелесть эти сказки»;

- досуг для детей на тему: «В стране сказок».

Работа с родителями:

Рекомендовать родителям:

- Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации к книгам.

- Чтение детям по вечерам русских народных сказок.

Провести цикл консультаций для родителей: «Как подружить ребенка с книгой», «Роль сказок в развитии детей», «Особенности чтения сказок о животных», «Как рассказывать сказки», «Почитай мне сказку», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Предложить принять участие:

- в выставке рисунков и поделок, посвященной творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина;

- в выставке рисунков «Наши любимые сказки»;

- в досугах: показ сказки «Заюшкина избушка», сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки «Колобок на новый лад»;

- в итоговом досуге на тему: «В стране сказок».

Ресурсное обеспечение проекта :

Информационные ресурсы: интернет-ресурсы

Учебно-методические ресурсы:

1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб. : Речь, 2008.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

9. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : Детство-пресс, 2008.

10. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Скрипторий 2003, 2011.

11. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

Материально-технические ресурсы:

• литературный материал;

• наглядный и демонстрационный материал;

• материалы для продуктивной деятельности;

• куклы би-ба-бо, плоскостные куклы, настольные куклы;

• настольная ширма;

• маски животных;

• дидактические игры;

• геометрические фигуры;

• конструктор (любого вида);

• выставки рисунков, поделок;

• аудиотека;

• компьютер;

• принтер;

• создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).

Критерии оценивания проекта :

1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.

Выводы:

1. Проект показал, что систематическое включение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

2. В ходе подготовки и реализации проекта :

• дети научились понимать смысл сказок;

• отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

• с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;

• дети стали менее застенчивы; не боясь, выбирали любую роль;

• произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

• наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.

2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

4. Гербова В. В. Ознакомление с художественной литературой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб. : Речь, 2008.

8. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку. Литературные сказки для детей. – М. : Просвещение, 2001.

9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.

10. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

11. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.

12. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М. : ВЛАДОС, 2013.

13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

14. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

15. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : Детство-пресс, 2008.

16. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Скрипторий 2003, 2011.

17. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Конспект по ОБЖ в старшей группе «В мире электроприборов» Конспект по ОБЖ в старшей группе «В мире электроприборов». Елена Владимирова. Цель: Обобщение знаний детей о бытовых электроприборах, их.

Перспективное планирование по формированию представлений о мире и человеке в старшей группе по программе «Радуга» Февраль 1. Удивительное место на Земле. Степь. Цель: показать богатство и разнообразие природы нашей страны, упражнять детей в умении ориентироваться.

Проект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группыПроект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группы Проект «В гостях у сказки: сказочные герои»для детей старшей группы Тип проекта: практико-ориентированный Образовательные области: речевое.

Проект «В мире динозавров»Проект «В мире динозавров» Проект по окружающему миру «Мир динозавров» в подготовительной группе Динозавр – это ящер огромный. Жил когда-то, но мы его помним. Динозавра.

Проект «В мире животных» в старшей группе Тема проекта «В мире животных» Возрастная группа: старшая Подбор литературы для центра книги Дикие животные В. Берестов «Заячий след» В.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Тематическая неделя «В мире юмора и смеха» в старшей группеТематическая неделя «В мире юмора и смеха» в старшей группе Неделя, посвященная Дню юмора и смеха, была для ребят моей группы насыщенной веселыми событиями. Наряжались с переодеваниями: футболки –.

Викторина в средне-старшей группе «В мире животных»Викторина в средне-старшей группе «В мире животных» Цель: формировать экологическое сознание дошкольников; закреплять знания детей о диких животных; развивать зрительное и слуховое внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В мире сказки» в старшей группе
Опубликовано: 27 января 2022 в 11:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД