ИРИНА ЛЫКОВА
Проект «В мире сказок Поволжья» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 139 г. Пензы «Березка»
Проект : «В мире сказок Поволжья»
Воспитатель: Лыкова И. В.
Название проекта : «В мире сказок Поволжья»
Вид проекта : информационно-творческий.
Длительность: долгосрочный, два месяца (январь - февраль 2019 года)
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Публикация «Проект „В мире сказок Поволжья“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Цели и задачи проекта.
Цель: Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к сказкам пензенского края через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Уточнить представление детей о многообразии народных сказок пензенского края.
2. Научить выделять основных сказочных героев.
3. Познакомить с волшебными предметами и событиями.
4. Научить различать сказочные и реальные события.
5. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
2. Формировать навыки связной речи.
3. Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
4. Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Планируемые результаты.
После завершения проекта дошкольники смогут :
- повысить читательский интерес; - формулировать проблемные вопросы и искать источники получения информации (как самостоятельно, так и с помощью взрослых);
- анализировать и оценивать полученную информацию, применять её для создания итогового продукта; - проявлять творческую инициативу и коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Педагоги смогут: - расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно - образовательного процесса по формированию читательского интереса у дошкольников;
- установить эффективное сотрудничество между социальными партнерами: ДОУ, родителями и представителями детской библиотеки в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Родители смогут: - повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
2 этап- Практический
Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве пензенской области;
Поставлены определенные задачи;
Определены сроки и участники проекта;
Составлен план совместной деятельности;
Подобраны источники информации;
Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра народов пензенской области.
Изучение народных сказок пензенского края по проектной деятельности.
Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими, татарскими, чувашскими, мордовскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам народных сказок пензенского края.
Обогащение развивающей среды: в книжный уголок– внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских, мордовских, татарских, чувашских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
3 этап - Реализация проекта
Разработка конспектов НОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».
НОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
НОД: Творческое рассказывание : «Придумай конец сказки»,
Викторин по теме «Что за чудо эти сказки!», «По дорогам русских народных сказок».
Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание детьми волшебных предметов по теме.
Создание газет: «Там, на неведомых дорожках», «В тридевятом царстве», «В мире сказок», «Чувашские народные сказки».
Презентации: «Русские народные сказки», «Гора Самоцветов» (мордовские народные сказки)
Цикл познавательных бесед:
«Прошлое бумаги и карандаша» - экскурсовод из картинной галереи им. К. А. Савицкого.
Дни национальной литературы народов Поволжья «Вечная мудрость сказок» приглашенный работник библиотеки.
Комментированное чтение татарской народной сказки : «Что дороже?»
«Мордовские народные сказки»
Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».
Чтение сказок народов Поволжья : «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок, «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Снегурочка»,
«Чемень», «Как собака друга искала», «Шурале», «Кот и воробей»
Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
Рисование «По мотивам татарских народных сказок».
Лепка «Мои любимые герои».
Показ воспитателем совместно с детьми театров по сказкам :
«Заюшкина избушка» (Бибабо, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной, «Кот воробей» (на конусах, «Хаврошечка» (настольный, «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).
Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам : «Заюшкина избушка», «Царевна-Лягушка», «Три сестры»
Проведение цикла опытов с магнитами.
4 этап -Презентация
Подготовлена презентация по проекту : «В мире сказок Поволжья»
«В мире сказок Поволжья»
(Итоговое занятие)
Дети в группе доделывают книгу- раскраску, рассматривают выставку народных сказок, играют.
Воспитатель достает волшебную книгу – шкатулку:
- Вот так сказочница (сказочница введенный в начале проекта персонаж, она оставляет нам задания, которые мы выполняем, снова оставила книгу- шкатулку с заданиями. Интересно, что же это за задания?
Дети достают из шкатулки контурные иллюстрации главных героев разных народных сказок пензенской области (татарских - Шурале, Чувашских – Улуп, русских - Иван- царевич)
Детям предлагается задание: Поселить главных героев народных сказок в свое королевство.
Предварительно дети оформляли газету: «В мире сказок». На газете сказочный замок и четыре королевства: королевство татарских сказок, королевство мордовских сказок, королевство чувашских сказок, королевство русских сказок.
- Чтоб в сказочный мир пройти,
ты смекалку проявляй и задание выполняй.
Героя сказки назови и в свое королевство его посели.
Дети размещают героев сказок на газету «В мире сказок», говорят имя героя, название сказки, королевство.
Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют разные герои: добрые и злые. Попадая в мир сказок, мы учимся творить добро, помогать людям, стараемся быть честными, правдивыми, учимся проявлять смекалку.
Словесная игра на подбор антонимов: «Скажи наоборот»
Скупой – щедрый, скучный - веселый, глупый - умный, грубый- вежливый.
Ленивый - трудолюбивый, равнодушный – отзывчивый, слабый - сильный.
В сказочный мир попасть не легко,
Зажмурим глаза и сделаем шаг.
Теперь в ладоши хлопнем так
И скажем волшебные слова: тирли - мирли раз, два, три
Ворота замка отвари.
Стоит яблоня с яблоками- заданиями.
В какую сказку мы попали? «Алёнушка и братец Иванушка»
Сказочница опять нам задания придумала. Срываем яблочко, читаю задание
Задания: - 1. Как называются сказки, которые сочинил народ. (Народные)
-2. Какими словами обычно начинаются сказки. (Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве)
- 3. Я сказку начинаю, ты продолжаешь. Отрывок из татарской сказки
- 4. Назови главных героев сказки. Мордовская сказка
- 5. Чем заканчивается сказка. Чувашская сказка
- 6. Отгадайте загадку:
Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей и солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка? Снегурочка.
-7. Кто главные герои этих сказок? Люди. Эти сказки бытовые.
-8. Какими словами обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить- поживать, Был там пир на весь мир, Живут там, поживают и горя не знают.)
- А откуда можно узнать о сказках? Прочитать книги, сходить в библиотеку, прослушать в грамм записи. Посмотреть по телевизору, скачать с интернета.
Использование ИКТ.
По картинке узнать сказку и назвать главных героев и оценить их поступки.
Прослушать начало сказки и рассказать.
Читаю отрывки из сказок – если отгадывают, появляется картинка.
Кто главные герои сказок? Животные. Сказки о животных.
Физкультминутка Баба Яга.
Волшебство: экспериментирование с магнитом.
Василиса - премудрая, дала задание: как можно поймать рыбок, чтобы руки оставались сухими?
Сначала предположения детей. Затем предлагается корзина разными предметами, с удочки с магнитами и без них, емкости с водой, в воде пластмассовые рыбки.
Ранее были проведены ряд опытов с магнитами. (Магнит притягивает предметы через воздух, бумагу, стекло.)
Эксперимент – действует ли магнитная сила в воде?
Пока проводили опыты, на столе появился волшебный ларец, которая приготовила сказочница. В ларце сюрпризы - раскраски, книги - малютки, магнитные рыбки, книги - загадки.
Дети выполнили все задания сказочницы, получили подарки.