Марина Васильева
Проект в первой младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков
Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы


Цель проекта: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Публикация «Проект в первой младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
8. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Проблема: Не достаточно развиты у детей культурно гигиенические навыки.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Предполагаемые итоги проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
Форма проведения:
• образовательная ситуация;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстрация;
• чтение художественной литературы,;
• заучивание стихов и потешек;
• работа с родителями.
Подготовительный этап
• сбор литературы по данной теме
• постановка цели,
• поиск формы реализации проекта,
• разработка содержания;
• подготовить материалы для работы с родителями.
• Основной этап.
•
• Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
• Опытно-исследовательская деятельность: «Разноцветная вода», «Тонет не тонет».
• Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», Яснов «Я мою руки», русские-народные потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса» и др
• Беседы: «Кукла Катя пришла в гости», «Кукла идет на прогулку», «Катя заболела «Перед едой мой руки с мылом», «Не балуйся за столом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».
• Дидактические игры: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Кукла идет гулять», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Почистим зубы», «Оденем куклу на прогулку»,
• Творческие игры: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня»,
• Продуктивная деятельность: Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, обучение правильному использованию мыла, полотенца
• Работа с родителями. консультации на тему: «Правила гигиены», «Чтобы избежать простудных заболеваний», «Как правильно одеть ребенка», «Учимся мыть руки вместе», «Здоровые зубы». Фотографии от родителей: «как мы моем ручки». Создание родителями иллюстраций-алгоритмов «Как правильно мыть руки», «Алгоритм одевания».
Завершающий этап.
• Оформление папки передвижки.
• Подведение итогов проекта.
Образовательная деятельность.
Экспериментирование: Цветная вода
Задачи: продолжать знакомить с красками, цветом, разводить краски в воде. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое, Речевое развитие
Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»
Задачи: Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое, Речевое развитие, Социально-коммуникативное
Дидактическая игра Умоем куклу
Задачи: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, Художественно-эстетическое, Речевое развитие, Социально-коммуникативное
Речевая игра: Наши уточки с утра
Задачи: формировать правильное звукопроизношение, упражнять в четком произношении звуков, знакомить с произведением малого фольклорного жанра. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие
Рисование: Тарелочки и блюдца с полосками
Задачи: учить рисовать круги, ориентируясь на внешнюю основу в виде круглого листа. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие
Одеваемся гулять
Задачи: формировать представление р назначении одежды, запоминать последовательность одевания. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие, Социально-коммуникативное, Познавательное развитие
Дидактическая игра Накормим куклу
Задачи: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в игровую ситуацию. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие, Социально-коммуникативное, Познавательное развитие
Чтение потешек по КГН
Задачи: знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать формированию КГН, развивать активную речь, память. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие
Рисование: Тарелки
Задачи: познакомить с техникой печатания печатками из картофеля, учить рисовать кисточкой круги, ориентируясь на образец; упражнять в комбинировании разных техник рисования. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое, Речевое развитие
Дидактическая игра Уложим куклу спать
Задачи: учить снимать одежду в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик. Интеграция образовательных областей Художественно-эстетическое, Речевое развитие, Социально-коммуникативное, Познавательное развитие
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать ротносовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
***
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель:закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
***
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (моют руки, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
***
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
**
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
***
ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
***
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»
Педагог
Мальчик Петя поздно встал -просыпаться тяжко. Умываться он не стал -он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)
Ситуативная беседа: «Как вести себя за столом?»
1. Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом.
Да, до сих пор есть такая проблема. Некоторые люди жуют, не закрывая рта и демонстрируя его содержимое окружающим. Если тебе нужно что-то сказать, сначала проглоти то, что у тебя во рту. Чтобы всегда быть готовым к разговору, не набивай рот, пускай в нем будет совсем немного пищи — буквально на один укус. Твоя еда никуда от тебя не убежит.
2. Подноси еду ко рту, а не рот к еде.
Не наклоняйся к ложке, а уж тем более к тарелке, нагребая в рот еду, почти как совком. Сиди прямо, не нагребай в ложку слишком много еды и подноси ложку прямо ко рту. И никогда не пей из суповой чашки.
3. Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините».
Эти маленькие слова по-настоящему волшебные и пользоваться ими нужно всегда.
2. Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».
Задача: " Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.