Папки-передвижки

Проект в подготовительной группе «Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников«

Май Светлана
Проект в подготовительной группе «Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников«

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Характер проекта : познавательный, поисково-исследовательский, творческий.

По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

По времени: краткосрочный (16.9-10.10)

Актуальность темы:

«Экскурсия — это форма организации учебно — воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях»

Публикация «Проект в подготовительной группе „Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников„» размещена в разделах

Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию

проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий в группе викторина «Знатоки природы

Экскурсия в парк. Экскурсия на огород. Экскурсия на зерноток. Наблюдение «Осенний цветник»

Заключительный этап

Мини-выставка продуктов детской деятельности.

Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;

-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Рефлексия деятельности

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Тематическое планирование по проекту

с учетом интеграции образовательных областей

Сюжетно-ролевая игра «Собираем урожай»,

Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Путешествие капельки», «С какого дерева лист»,

Дидактические игры по экологии : «Кто больше?», «Земля и Солнечная система», «Чудесный мешочек», «Я живу в…»

Тематические беседы: «Путешествие по глобусу»

«Что было бы, если бы не было воды, воздуха, солнца?»

«Источники загрязнения природы. Меры охраны»

Наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы во время прогулки.

Наблюдения за сезонными осадкам

Дидактическая игра «Кто больше?»

Составление рассказа «Береги природу»

Чтение сказки Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо», С. Городецкий «Первый снег», стихотворения Машковской "Давайте оставим немного земли"

Чтение энциклопедий, загадывание и отгадывание загадок.

Чтение познавательной литературы (из серии «Экологические катастрофы»)

Художественно-эстетическое развитие

Экскурсия в парк

Цель:

Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи

Развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.

Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.

Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.

Обогащать словарный запас.

Оборудование: лупы, ведерки (корзинки, грабельки (лопатки, перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.

Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.

Заучивание стихов об осени русских поэтов.

Заучивание пословиц и поговорок об осени.

Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень». И. И. Бродский «Опавшие листья»,С. Ю. Жуковский «Осень. Веранда».

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа.

Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю. Капустина «Осень»

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко — желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается.

Вопросы воспитателя :

О каком времени года говорится в стихотворении?

Скажите, а какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени — золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.

2. Основная часть экскурсии (в парке)

Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»

1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).

2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы — шершавая, у клена — гладкая и т. д.).

3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)

4. Любование детьми красотой деревьев.

Ребенок читает стихотворение М. Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т. д.)

Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)

Поисковые задания.

1. Выберите самое красивое дерево для вас.

2. Найдите самое красное (желтое) дерево.

3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?

4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т. д.

Речевые упражнения

Загадки.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Платье потерялось — пуговки остались. (Рябина)

Одна нога — много рук. (Дерево)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки).

2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету).

Подвижные игры.

1. Игра «Поймай листок» ( Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше).

2. Игра «Я - кленовый листочек» ( Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).

Природоохранный труд.

1. Убрать территорию от мусора.

2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.

3. Собрать для гербария красивые листья.

3. После экскурсионная работа.

Разучивание стихотворений об осени:

«Осенний клад» И. Пивоварова

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

«Наступила осень.»А. Ерикеев

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

«Осенний огород».

Задачи:

- Расширить знания детей об овощных культурах.

- Закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: беседы с детьми об огороде, о работе людей, родителей на огородах, рассматривание иллюстраций различных овощей, отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме, заучивание пословиц и поговорок о труде, дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай по вкусу», «Угадай на ощупь», настольно-печатные игры: «Урожай»,

«Во саду ли, в огороде.

Ход

-Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

-Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

-А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

-Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

-В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. (показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

-Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

-Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

- Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

- Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

«Осенний цветник»

ЦЕЛЬ:

Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.

задачи: Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков.

Воспитательные задачи : Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.

Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления. На смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Постепенно температура воздуха начинает падать, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Солнышко уже не светит так ярко и не поднимается высоко в небо, как летом. Часто небо заволакивают черные тучи и идут проливные дожди,. Утром можно наблюдать белую дымку – это туман.

Начинается листопад, ветер срывает с деревьев листочки, которые устилают землю ярким ковром. Короткое «бабье лето» — это несколько солнечных и наиболее теплых деньков, которые словно напоминают нам о лете.

По ночам уже к середине осени возможны заморозки. В конце осени можно увидеть первую корочку изо льда на лужицах, первые снежинки

Растения, как и животный мир, готовятся к зиме. Ранней осенью все вокруг становится золотым, листочки так и переливаются яркими красками, начинается листопад – ветер срывает листочки с деревьев и теперь уже на

земле можно рассмотреть ковер из ярких осенних листьев.

Экскурсия на зерноток

Цель экскурсии - формирование первоначальных сведений о процессе хранения зерна после его поступления с полей, воспитание у детей интереса и уважения к сельскохозяйственному труду.

-Наши ребята побывали на зернотоке. Дети увидели, куда поступает урожай, собранный с наших полей. Хлеб, как известно, всему голова. В наш век, век техники и электроники, хлеб вырастить всё равно непросто: добывается он в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. Необходимо бережно относится к хлебу, научить ценить его с детства.

Экскурсию для ребят провел завтоком Гейгнрт Иван Иванович. Он рассказал, что зерно осенью поступает на зерноток и там проходит его обработка: сначала отделяется от мелкой травы и мусора, сушится при особом температурном режиме. Далее оно сортируется: отбирается на корм животным, на семена, а также поступает на дальнейшую переработку в Карасукский контрольный пункт, откуда поступает в закрома нашей Родины.

Иван Иванович подробно рассказал о каждодневном труде механизаторов, хлеборобов, продемонстрировал техническую установку сушилки, объяснил, как она работает. Ребятам показали зернохранилища, где зерно хранится после обработки.

Дети внимательно и с большим интересом слушали объяснения Ивана Ивановича. Каждый представил, сколько труда нужно затратить, прежде чем хлеб попадет на наш стол. Дети наблюдали за работой автопогрузчика, транспортера, как загружаются машины после просушки семян подсолнечника, как и где они хранятся. В детский сад ребята вернулись воодушевлёнными, узнали очень много нового и интересного. Мы, работники сельских детских садов, должны показывать детям значимость труда земледельца, воспитывать у них чувство уважения к этим профессиям, чувство уважения к нашему селу, в котором живут и работают замечательные люди. Мы благодарны работникам зернотока за сотрудничество, за то, что каждый год они нас радушно встречают и делятся опытом работы.

Викторина «Знатоки природы».

Природу надо не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её надо изучать и этим мы сегодня займемся.

Приглашаю вас на викторину о природе : «Знатоки природы».

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства природы.

Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира.

В викторине примут участие две команды.

Первая команда «Волчата», вторая команда «Лисята». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей. За каждый конкурс присуждается один балл, который равен 1 фишке.

Загадки для разминки.

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Еж)

2. По горам, по долам ходит, шуба да кафтан. (Овца)

3. Кто в лесу зимой холодной, ходит очень злой, голодный (Волк)

4. Маленькие ножки,

Боится кошки.

Живет в норке,

Любит корки. (Мышь)

5. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

6. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

7. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

8. Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой (Хомяк)

9. Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (Гриб

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Одной из глобальных экологических проблем нашей планеты является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много,.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе «Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников«
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 18:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД