Фатима Турсунова
Проект в старшей группе «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб всему голова»
старшая группа «Ромашка»
Не напрасно народ, с давних пор и поныне,
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!
Публикация «Проект в старшей группе „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Подготовили воспитатели: Турсунова Ф. Д.
2020 г.
Срок проведения проекта : краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта : интегрированный информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности с воспитанниками старшей группы.
Формы работы: индивидуальные; групповые.
Методы: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; эвристические; продуктивные.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, учитель осетинского языка.
Место проведения проекта : групповое помещение, наблюдения на участке.
Актуальность проекта :
Издавна у славянских народов существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель проекта :
Формирование у детей представление о ценности хлеба. Расширение знания детей о хлебе : процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Развитие умения называть последовательность выращивания хлеба - пахота, посев, жатва, молотьба, выпечка. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.
Задачи проекта :
Обогатить познавательный опыт детей, сформировать систему знаний детей о производстве хлеба.
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом для человека.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Расширить знания о разнообразии хлебобулочных изделий.
Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, показать значимость сельскохозяйственной техники.
Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие, учить уважать чужой труд.
Разработка проекта :
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для познавательной и игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для изучения темы проекта.
Оформление в родительском уголке рубрики "Откуда к нам хлеб пришел".
Консультация «Расскажите детям о хлебе!»
Подборка практического материала для использования различных видов деятельности как совместной, так и самостоятельной.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношения к хлебу.
Гипотеза:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Краткое содержание проекта.
Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности, физическому развитию. Структура и содержание проекта отражает его познавательную и исследовательскую направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о воздухе, правилах поведения на улице - это продукт деятельности по проекту. Участники проекта – дети старшей группы, их родители, воспитатели группы. Педагоги проводят с детьми целевые занятия, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие учитель осетинского языка, который проводит занятия, отражающие тематику проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Определение проблемы, постановка цели и задач.
2. Составление перспективного плана мероприятий.
3. Определение методов работы.
4. Подбор иллюстраций, литературы.
5. Подбор материала, оборудования для продуктивной деятельности.
6. Подбор материала, атрибутов для игровой деятельности.
Основной этап:
1. Планирование образовательной деятельности, экскурсии, бесед с детьми по выбранной теме.
2. Совместная работа с родителями, направленная на знакомство с проектной деятельностью, реализацией проекта.
Заключительный этап:
1. Подготовка и проведение итоговой викторины «Как к нам хлеб пришел?»
2. Изготовление альбома «Такой разный хлеб»
Реализация проекта :
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Работа с родителями
Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность) :
Беседа о хлебе, бережном отношении к нему. Игра в слова. Беседа «Откуда к нам хлеб пришел. Терпение и труд все перетрут».
Просмотр презентации «Как к нам хлеб пришел»,
С / р игры «Магазин», «Больница», «Семья».
Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,
Составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?»,
Выпечка хлебобулочных изделий, фото.
Художественно-эстетическое развитие
Коллаж «Что можно сделать из муки?»
Рассматривание иллюстраций «Жатва», «Обмолот зерна», «Посев», «Рост», И. Шишкин «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,
Раскрашивание раскрасок.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб».
Подбор иллюстраций о хлебе.
Познавательное развитие
Игра «Что за чем»
Экскурсия на кухню «Как готовится тесто»
Д / и «Откуда хлеб пришел», «Из чего сварили кашу», «Четвёртый лишний», «Кто назовёт больше изделий из теста?»
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, рассматривание колосков, зерен под лупой.
Сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
Опытно – экспериментальная деятельность
Превращение зерна в муку (ступка).
Приготовление соленого теста для лепки.
Речевое развитие
Чтение Глинская «Хлеб», Л. Кон «Пшеница», РНС «Колосок», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая»
Беседа «Хлеб – всему голова», «Без хлеба нет обеда».
Физическое развитие
Подвижные игры «Кто быстрее до пирожка», «Каравай»
Вывод:
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатился словарный запас детей. Расширились знания об этапах производства хлеба. Появился интерес к сельскохозяйственной технике. А главное: мы будем учиться, бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Совместная деятельность с учителем осетинского языка.
Приготовление дрожжевого теста. Выпечка булочек.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ХЛЕБЕ!»
Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»; с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб. Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение. Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка. Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
Прочитайте детям стихи про хлеб :
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
Пахнет хлебом
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам.
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом.
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек. -
Папа, дай кусочек!
(Перевод И. Токмаковой)
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят.
Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
В. Воронько
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Прочитайте с детьми пословицы и поговорки о хлебе, объясните их значение:
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлеба нет – корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень. Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А)