МААМ-картинки

Проект в старшей группе «Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве»

Оксана Федотова
Проект в старшей группе «Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве»

МДОБУ «ДСКВ №2»

Проект в старшей группе № 9 «Капитошка»

Тема: «Образ и символика растения в русском

декоративно-прикладном искусстве»

Проект разработали и реализовали воспитателями:

Федотова О. Г, Герасимова Э. П.

Музыкальный руководитель: Шикунова Л. А.

г. Всеволожск 2024

Информационно-творческий проект для детей старшей группы

Тема: «Образ и символика растения в русском

Публикация «Проект в старшей группе „Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве“» размещена в разделах

декоративно-прикладном искусстве».

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.»

Тип проекта : информационно - творческий;

Продолжительность проекта : среднесрочный;

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта : На всем протяжении существования человеческого общества основной областью художественного творчества являлось декоративно-прикладное искусство. Изначально оно существовало как народное творчество, и не выходило за рамки ремесла, но со временем оформилось в самостоятельную форму искусства. Главным достоинством предметов прикладного искусства является соотношение эстетической и практической сторон, красоты и пользы.

Декоративное искусство направлено на создание красивых вещей, с целостным, эстетически выразительным образом. Красота декоративно-прикладных предметов тесно связана с пользой, но является первостепенной и определяющей. Она несёт в себе не только признаки времени, но и социальные идеи, культурные тенденции. Тема проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, фольклором, устным народным творчеством, и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народными промыслами, фольклором и устным народным творчеством;

2. Рассмотреть образ растения в народном художественном творчестве;

3. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

5. Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

6. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

7. Развивать навыки художественного творчества детей.

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами, использующими растительный орнамент;

• Подбор произведений фольклора, стихов, пословиц и поговорок, соответствующих теме проекта;

• Создание дидактических игры по теме проекта;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

• Подготовка тематического родительского собрания.

• Посещение воспитанниками образовательного пространства детского сада «Русская изба»

Методы реализации проекта :

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие;

• Работа с родителями.

Познавательное развитие:

Беседы:

- «Народные промыслы России» (Приложение №1)

- «Семёновская матрёшка»

- «Русская вышивка»

- «Городецкая роспись»

- «Гжель сине-голубое чудо»

- «Печные изразцы»

- «Липа о липе» (Приложение №2)

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Городецкая роспись», «Русская вышивка», «Семёновская матрёшка», «Печные изразцы», «Что из чего сделано»

Речевое развитие:

1. Чтение литературных произведений по теме проекта;

2. Театрализация сказки «Вершки и корешки».

3. Подготовка детьми экскурсии по мини-музею «Народные промыслы».

4. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»;

6. Чтение пословиц и поговорок о растениях.

Художественно – эстетическое развитие:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Роспись Семёновской матрёшки;

3. Аппликация «Русская вышивка»;

4. Пластилинография «Городецкие цветы»;

5. Рисование «Укрась чайный сервиз. Гжель»;

6. Роспись «Павлово-Посадский платок»;

7. Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо-букет для Емелиной печи».

Физическое развитие:

1. Хороводные народные игры, «Платочек», «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Заря-заряница», «Рушник-поясник», «Вот матрёшечки гуляли».

2. Пальчиковые игры и физкультминутки.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Совместно с детьми нарисовать иллюстрации к сказкам: «Вершки и корешки», «Аленький цветочек», «Чиполино», «Цветик-семицветик».

3. Помочь детям с заучиванием текстов для экскурсии по мини-музею;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

3. Проведение родительского собрания в формате «Дней открытых дверей».

Результативность проекта :

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

План работы с детьми по осуществлению проекта

1. Тема: «Семёновская матрёшка».

Цель: формирование образных представлений об истории возникновения традиционного нижегородского промысла – семеновская матрешка и представлений о нем.

Задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства;

развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и способности детей. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Знакомство с семёновской матрешкой»

- просмотр презентаций «Русская матрешка»

- беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).

-просмотр презентации «Что из чего сделано»

-дидактическая игра «Из чего сделано»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала

- дидактические игры «Четвёртый лишний», «Собери картинку».

- роспись шаблона «Семёновская матрёшка» (приложение №3)

- организация выставки работ воспитанников

- динамическая игра «Вот матрёшечки гуляли»,

- сюжетно-ролевая игра «Угостим матрёшек чаем»

2. Тема: «Русская вышивка»

Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки.

Задачи: Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Знакомство с традиционной русской вышивкой»

- просмотр презентаций «Красивые рушники»

- беседа по теме занятия

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала

- выполнение аппликации «Рушник» (приложение №4)

- разучивание поговорок и пословиц о труде

- организация выставки работ воспитанников

- разучивание подвижной игры «Рушник-поясник»

3. Тема: «Городецкая роспись»

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.

Задачи: Учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка). Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Городецкая роспись»

-просмотр презентации «Городецкая роспись»

-беседа по теме занятия

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала

- дидактические игры «Выложи узор», «Раскрась по образцу»

- выполнение работы «Городецкие цветы» в нетрадиционной технике- пластилинография. (приложение №5)

-организация выставки работ воспитанников

4. Тема: «Гжель»

Цель: проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

Задачи: продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом; воспитывать самостоятельность и творчество.

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Гжель-сказочная роспись»

- просмотр презентаций «Сине-голубое чудо. Гжель»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала

- дидактические игры «Собери картинку», «Сложи узор»

- роспись «Укрась чайный сервиз. Гжель» (приложение №6)

- организация выставки работ воспитанников

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

5. Тема: «Павлово-Посадский платок»

Цель: познакомить с ремеслом Павлово-Посадских мастериц.

Задачи: Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки; формировать у детей понятия об особенностях узора; учить проявлять творчество в оформлении работ. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Павлово-Посадский платок»

- просмотр презентации «Павлово-Посадский платок

-рассматривание иллюстраций и наглядного материала

-дидактическая игра «Собери платок»

-разучивание хоровода «Заря-заряница».

-роспись платка (приложение №7)

-разучивание пальчиковой гимнастики «Мы платочки постираем».

- организация выставки работ воспитанников

-разучивание русской народной игры «Платочек»

6. Тема: «Русский изразец»

Цель: учить создавать декоративные цветы пластическими средствами.

Задачи: продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства, совершенствовать технику рельефной лепки, совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело.

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема занятия: «Мастерство народных рук»

- просмотр презентаций «Русский изразец»

- просмотр видео урока по созданию изразцов

- лепка рельефная декоративная (изразцы)

«Чудо-букет для Емелиной печи»

(приложение №8)

- разучивание поговорок и пословиц о растениях

-пересказ с использованием мнемотаблиц сказок «Вершки и корешки» и «Репка»

-театрализация сказки «Вершки и корешки»

-разучивание народной игры «А мы просо сеяли…»

7. Тема: «Мастерство народных рук» (родительское собрание)

Цель: Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

Задачи: сохранение и формирование семейных традиций, воспитание уважительного отношения к труду мастеров.

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями

Тема занятия: «Мастерство народных рук»

- просмотр презентаций «Русский изразец»

- просмотр видео урока по созданию изразцов

- изготовление изразцов в технике «эбру»

-дети-экскурсоводы рассказывают об экспонатах мини музея группы

-музыкальная викторина «То берёзка, то рябина…»

-Разучивание народной игры «А мы просо сеяли…»

-чаепитие

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебство в природе и искусстве» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Волшебство в природе и искусстве» Цель: Обобщить знания о русских народных.

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группеКонспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме «Символика России» c элементами техники пластилинографии. Образовательные области: Познавательное.

Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группеПроект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Пажбекова Юлия Владимировна Актуальность Проблема экологического воспитания – одна из.

Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего видаПроект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский,творческо-информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве»
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 13:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД