Ольга Кустова
Проект «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебница-соль»
Не секрет, что для многих педагогов мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Тема нашего проекта «Волшебница – соль».
По доминирующей деятельности проект: познавательно-исследовательский.
По продолжительности: среднесрочный (срок реализации: сентябрь – ноябрь)
Участники проекта: дети группы 5 – 6 лет, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Волшебница-соль“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей в проекте: познание, развитие речи, коммуникация, художественное творчество.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Случилось так, что наш младший воспитатель Раиса Семеновна рассыпала соль. Дети услышали, как она сказала при этом: «Эх, поссорюсь с кем-то». Я объяснила детям, что есть такая примета «Рассыпал соль – быть ссоре». Ребят это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. Выдвинули гипотезу – если мы изучим свойства соли, проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную и художественную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим качества соли.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать определенные задачи в процессе поисковой деятельности. Формирование представлений детей о соли как полезном ископаемом. Изучение свойств поваренной соли, ее полезных и вредных качеств для здоровья человека и окружающей природы, способов добычи соли, выращивание ее кристаллов.
Задачи:
- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
- Найти сведения о соли в разных художественных произведениях, воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, загадок, пословиц, поговорок, образных выражений.
- Расширить представления о соли, как полезном ископаемом, ее добычи и применении человеком.
- Исследовать свойства соли опытным путем, приобщая детей к элементарному, доступному возрасту экспериментированию.
- Сформировать у детей представления о вреде и пользе соли.
- Вырастить кристаллы соли в условиях группы.
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
- Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.
Проект состоит из трех традиционных этапов.
I. Вводный этап
Цель: выявление у воспитанников уровня знаний о соли, содействие в создании проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности, создание условий для реализации проекта.
Работу на данном этапе строила по модели трёх вопросов:
Литература подобрана, стратегия разработана, творческая группа сформирована. Можно приступать к реализации проекта.
II этап Основной.
Цель: реализация поставленных целей и задач через различные формы организации совместной деятельности с детьми и родителями, самостоятельной деятельности детей.
III. Итоговый этап
Цель: подведение итогов проделанной работы.
Мои воспитанники представили презентацию проекта «Волшебница – соль» для родителей и сверстников.
Основные принципы, которые я использовала в реализации проекта:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг, из сети Интернет).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в наблюдениях, в творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов.
Интеграцию программных областей знаний, которая позволяет формировать у воспитанников целостное представление о мире.
Сотрудничество между детьми, педагогом и родителями.
При организации исследовательской деятельности использовала следующие методы:
• анализ познавательной литературы,
• экспериментальная деятельность,
• исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• творческая деятельность,
• игровая деятельность.
Выводы
В ходе исследовательской деятельности у воспитанников прошел процесс осмысления элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, ребята опытным путем изучили свойства и качества соли, научились выращивать кристаллы соли в условиях группы, использовать соль в творческой продуктивной деятельности, пришли к выводам, что:
- соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений;
- соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве;
- соль добывают в России.
Ребята продемонстрировали свои знания воспитанникам других групп, родителям; продемонстрировали умение проводить опыты и эксперименты; добиваться результатов, в которых активно принимали участие и дети, и взрослые.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы.