Лариса Александровна Гусева
Проект «Волшебные минутки для здоровья» для детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сколько бы мы не говорили о ценности здоровья и актуальности этого вопроса, но состояние физических и психологических показателей у детей и людей не становиться от этого лучше.
Если довериться статистическому сборнику «Здравоохранение в России» и посмотреть на динамику состояния здоровья за ближайшие 11 лет, то можно увидеть, что по некоторым показателям состояние здоровья улучшается, а по некоторым ухудшается.
Публикация «Проект „Волшебные минутки для здоровья“ для детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Меня, как работника образования интересуют, прежде всего дети дошкольного и школьного возраста и какая группа болезней имеет неутешительный прогноз в этом возрасте. Из таблиц видно, что в 2016 году по сравнению с 2005 годом увеличилось число пациентов, у которых в первый раз зарегистрировано заболевание. К примеру, показатели по ожирению выросли, более чем в полтора раза. По болезням органов дыхания, нервной системы, болезням глаз и придаточного аппарата тоже не утешительные данные.
Мы, сотрудники медицинской и образовательной сферы обязаны вести диагностику физического и психического развития детей дошкольного и школьного возраста. Но как оценивают сами родители состояние здоровья своих детей.
По данным статистики видно, что с возрастом показатели состояния здоровья так же ухудшаются. Поэтому у меня возникла необходимость разработать и внедрить в систему по физическому воспитанию инновационный проект, в котором предложены различные техники, направленные на сохранение и поддержание определённых показателей физического и психологического благополучия детей дошкольного возраста.
Проблема.
Социально - бытовые условия, в которых растёт современное поколение детей дошкольного возраста не обеспечивает нормальный уровень двигательной активности детей. Большая часть молодых родителей не в состоянии справиться с воспитанием детей, по причине своей неосведомлённости и всё чаще перекладывают свои обязанности на работников образовательной и медицинской сферы.
Обоснование проблемы.
Сегодня современное общество не представляет своей жизни без средств связи, которые давно уже перестали использоваться по своему конкретному назначению. Большая часть людей на планете не расстаются с карманным персональным компьютером и вполне, отчётливо понимают перспективы его использования. Поколение людей, которые моментально ориентируются и хорошо разбираются в современной компьютерной аппаратуре, молодеет. И нас уже не удивляет, что 4-х годовалые дети прекрасно ориентируются на просторах социальных сетей и в течение дня проводят приблизительно 4-5 часов в смартфонах, компьютерах и телевизорах, вместо того, чтобы занять свою деятельность наблюдениями за окружающим миром, беседами со взрослыми и играми на свежем воздухе. В результате такого бездействия со стороны взрослого поколения растёт количество заболеваний с нарушением зрительного аппарата, снижается двигательная активность, приводящая к ожирению и конечно же дети страдают психическими расстройствами. Поэтому я обозначила тему проекта «Волшебные минутки для здоровья»
Цель проекта :
Обновление содержания образовательного процесса в соответствии с изменяющимися социально - бытовыми условиями, в которых растёт и развивается ребёнок дошкольного и школьного возраста.
Задачи проекта.
Для детей :
1) Регулярное использование в процессе воспитания детей дошкольного возраста упражнений и игр, направленных на предупреждение нарушения зрения, повышение двигательной активности и стабилизацию психологического равновесия.
2) Повысить у дошкольников через применяемые методики интерес к спорту, двигательной активности и здоровому образу жизни.
3) Способствовать у детей формированию необходимости использования полученных знаний и умений в повседневной жизни для сбережения своего здоровья.
Для родителей.
1)Информирование родителей о способах профилактики возникновения заболеваний со стороны зрительного аппарата, ожирения и психических расстройств.
2)Формирование у родителей представлений о способах сбережения здоровья дошкольников в рамках образовательного процесса.
3)Вовлечение родителей в качестве заинтересованных участников образовательного процесса, направленного на воспитание детей.
Форма проекта
Индивидуальный
Характер проекта
Внутренний
Тип проекта
Социально - творческий
Вид проекта
Долгосрочный
Сроки реализации:
01.09.18 г. - 25.05.19 г.
Участники проекта
Дети старших групп детского сада № 1,инструктор по физической культуре, воспитатели групп, родители.
Порядок действий проекта
1)Постановка проблемы
2)Планирование деятельности по реализации проекта
3)Сбор и анализ информации
4) Структуирование информации
5) Определение ожидаемых результатов
6) Изготовление информационного и практического материала
7)Выбор формы презентации
8)Самоанализ проекта
Концепция проекта – осознание необходимости формирования навыков здорового образа жизни у детей для дальнейшего успешного развития общества.
Метод проекта
Практический (создание развивающей среды, систематизация и обновление картотек по теме «Волшебные минутки для здоровья», дополнение актуальных информационных материалов для педагогов и родителей)
Словесный (беседы, рассуждения, чтение художественной литературы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на снятия психо- эмоционального напряжения, игровая гимнастика для профилактики нарушения зрения и плоскостопия,развлечения, конкурсы и викторины).
Наглядный (личный пример взрослых, сбор фото и видеоматериалов, использование слайдов и картинок с изображениями популярных сказочных героев, подающих положительный пример)
Формы совместной деятельности всех участников проекта.
Организационно - образовательная деятельность, игровая деятельность, оздоровительная деятельность (гимнастики, массажи, дыхательные упражнения, психогимнастика,контрольные мероприятия (развлечения и викторины, консультации для педагогов и родителей, обсуждения актуальности вопроса.
Технологии проекта
Организационно - образовательная деятельность содержит в себе включение здоровьесберегающих техник в общую структуру образовательной деятельности, которая предусматривает знакомство детей в доступной форме с положительными примерами для формирования ответственного и устойчивого отношения к драгоценному ресурсу своего организма. Беседы с детьми и их рассуждения о значимости физического воспитания для здоровья человека. Словесное сопровождение образовательной деятельности по физическому воспитанию, представлено в тематических и сюжетных видах деятельности по физическому развитию:«Путешествие на поляну здоровья», «Мы дружим со спортом», «Чистота- залог здоровья», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Режим дня», «Я, спорт, здоровье», «Приключения в королевстве микробов», «Мойдодыр», «Если хочешь быть здоров», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»
В игровой форме дошкольники проговаривают и разучивают с эмоциональной окраской и сохранением ритмического такта пальчиковые игры «Черепаха», «Салат», «Гости», «Посуда», «Одежда», «Гномики».
физкультурные минутки «Аист», «Ванька- встанька», «Лошади» ,»Мороз», «Снеговик», «Сова», «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», «Вороны», «Поезд».
подвижные игры повышенной двигательной активности, направленные на развитие двигательных и физических качеств дошкольников «Медведи и пчёлы», «Хитрая лиса», «День и ночь», «У ребят порядок строгий», «Музыкальные змейки», «Попрыгунчики», «Бездомный заяц».
игры, направленные на профилактику нарушения органов зрения : «Стрекоза» «Ветер», «Белка», «Теремок», «Заяц», «Кошка», «Солнечные лучики»,»Мы снежинки взяли», «Облака», проводимые как в рамках физического воспитания, так и в других образовательных областях.
Релаксационные игры, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного утомления у детей «Клеевой дождик», «Сороконожка», «Мороженное»,«Сон на морском берегу», «Черепашки идут в гости», «Игрушки», «Снегурочка», «Улыбка»
Контрольными мероприятиями, которые направлены на закрепление и оценку полученных знаний и навыков, являются конкурсы : «Самые дружные», «Девочки и мальчики», викторины «Знаем и умеем», «Кто самый первый», «Спорт, здоровье, витамины- вот такая викторина!» и развлечения «Королева зубная щётка», «Весёлое путешествие», «Спартакиада Малышок», «Веселиться детвора», «Будем в армии служить», «У весны весёлый старт», «На поиски Буратино»
Педагоги и родители, посредством консультаций, бесед, мастер классов в доступной форме получают информацию по разрешению вопроса привития культурно- гигиенических навыков и соблюдения режимных моментов. В рекомендациях знакомятся со способами семейного времяпровождения для повышения двигательной активности и для здоровья :пешие прогулки в лесо-парковые зоны и дендрарий города Краснодара, туристические походы по доступным зонам предгорья Кавказа, катание на велосипедах, самокатах и роликах. Территориальные условия нашего города и края позволяют использовать для своего психического и физического оздоровления природно- географические ресурсы.
Ожидаемые результаты у детей
1) Повысился интерес к физическому воспитанию
2)Полученные навыки они самостоятельно применяют в своей жизни.
3)Осознают значимость сбережения своего здоровья.
4)Возникла потребность чаще использовать здоровьесберегающие технологии в процессе образовательной и игровой деятельности
5) Умеют размышлять над способами сохранения здоровья
6)Сформировалась ответственность за себя.
Инструктор по физической культуре, воспитатели и родители регулярно используют в деятельности с детьми «Волшебные минутки для здоровья».
Снизилась тенденция развития заболеваний органов зрения, дыхания, предпосылки к ожирению и прослеживается положительная динамика к психологическому благополучию детей дошкольного возраста.
Обоснование социальной значимости проекта.
Здоровье – это основа двигательной и интеллектуальной энергии ребёнка, которое качественно влияет на все области его личностного развития.
Этот проект актуализирует и систематизирует работу по физическому воспитанию, направленную на предупреждение некоторых заболеваний, которые берут свои истоки именно в период дошкольного возраста.
Список, использованной литературы:
1. Аверина И. Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
3. Вареник Е. Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4. Голубева Л. Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
5. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. /Росстат. - М., З-46 2017. – 170 с.
6. Как сохранить сердце ребенка здоровым / В. Н. Безобразова и др. – М. : Вентана – Графф, 2003. – 32 с.
7. Козырева О. В. – Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) : Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. – М. : Просвещение, 2003. – 112 с.
8. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 48 с.
9. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие / Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова; под общ. ред. Г. В. Каштановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2007. – 104 с.
10. Маханева М. Д. – Здоровый ребенок : Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2004. – 264 с.
11. Подольская Е. И. – Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80 с.
12. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
13. Туризм в детском саду: (учеб. – метод. пособие) / ( принимали участие: Алейникова В. С. и др.); под ред. Кузнецовой С. В. – Москва Обруч, 2013. – 208 с.
14. Узорова О. В. – Пальчиковая гимнастика/О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 127 с.
15. Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в дошкольном оздоровительном лагере : / Сост. Н. А. Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 128 с.