Валентина Ларионова
Дидактическая игра по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные коробочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к дидактической игре по обучению грамоте
«Волшебные коробочки».
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры: развитие навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;
- Развивать умение делить слова на слоги;
Публикация «Дидактическая игра по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Волшебные коробочки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Обогащать активный словарь детей;
- Развивать зрительное восприятие и внимание;
- Активизировать психические процессы (восприятие, внимание, память);
- Развивать мелкую моторику.
Используемое оборудование: коробочки с тремя сменными полями (узкое поле, поделённое на три ячейки (игровое поле 1, узкое поле, поделённое на 6 ячеек (игровое поле 2, широкое поле, поделённое на 5 ячеек (игровое поле 4, палочки разного цвета, фишки прямоугольной формы разных цветов (чёрного цвета – для обозначения согласных звуков, для детей не знакомых с понятием твёрдый и мягкий звук; синие – для обозначения твёрдых согласных звуков; зелёные – для обозначения мягких согласных звуков, красные – для обозначения гласных звуков, карточки с предметными изображениями.
Игровое поле 1.
Вариант игры «Найди место звука в слове».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 1, палочки желтого цвета на каждого ребенка, карточка с предметным изображением. Ячейки на игровом поле 1 обозначают начало, середину и конец слова. Дети рассматривают предметную картинку (например, шар, воспитатель или ребёнок-помощник проговаривает слово, дети определяют позицию заданного звука в слове (например, звука [ш]). Игроки должны положить палочку в нужную ячейку. Результаты можно проверить индивидуально, фронтально, дети могут провести взаимную проверку.
Возможен вариант самостоятельной игры, ребёнок сам проговаривает слово и определяет место заданного звука в слове.
Вариант игры «Сосчитай слоги, выдели ударный слог».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 1, палочки желтого цвета на каждого ребенка, карточка с предметным изображением (у каждого индивидуальная или одна на всех). Ячейки на игровом поле обозначают слоги. Дети должны проговорить слово вслух и сосчитать количество слогов. Если слог один, то палочку нужно положить только в первую ячейку. Если слогов два – палочку кладут в первую и во вторую ячейку, если слогов три – палочки кладут в каждую ячейку. Если карточка на всех одна, результаты проверяют фронтально. Если у каждого была индивидуальная карточка, то результаты игры дети могут проверить друг у друга.
Как усложнение игры: можно добавить задание: выделить с помощью красной палочкиКак усложнение игры: можно добавить задание: выделить с помощью красной палочки ударный слог (неударный слог выделяют обычной желтой палочкой).
Игровое поле 2.
1 вариант игры «Быстрые ребята».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 2, разноцветные фишки, карточка с предметным изображением (у каждого индивидуальная или одна на всех).
Дети рассматривают предметную картинку, проговаривают вслух слово и проводят звуковой анализ, вкладывая фишки в ячейки игрового поля (например, КУБИКИ). Выигрывает тот ребёнок, который быстро и правильно выполняет задание.
2 вариант игры «Угадай».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 2, разноцветные фишки, от 3 до 5 карточек с предметным изображением на всех.
Ребёнок выбирает одну карточку и составляет звуковую схему выбранного слова используя фишки синего, зеленого и красного цвета. Участники игры должны угадать, какая картинка соответствует данной звуковой схеме.
Игровое поле 3.
Вариант игры «Кто быстрее».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 1 и 2, палочки, разноцветные фишки (на каждого, карточка с предметным изображением (у каждого индивидуальная или одна на всех). Игроки рассматривают карточку с предметным изображением. Называют слово, делят его на слоги и проводят звуковой анализ.
Выигрывает тот ребёнок, который быстро и правильно выполняет задание.
Игровое поле 4.
Игра «Сосчитай и сравни».
Инструкция. Перед детьми коробочки с игровым полем 4 (одна ячейка – одно слово, палочки желтого цвета на каждого, несколько (от 2 до 5) карточек с предметными изображениями.
Игроки называют изображённые на карточках предметы. Считают количество слогов в каждом слове. Выкладывают палочки по количеству слогов в слове в соответствующую ячейки, слева направо.
Во время игры можно определить самое длинное или самое короткое слово, слова с одинаковым количеством слогов.
Методические указания.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Игра может использоваться во время непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детьми.
Необходимо следить, чтобы ребёнок чётко проговаривал название предметов, начинал раскладывать палочки и фишки слева направо.
Игру можно проводить индивидуально, в парах и в малых группах.