Назарова Татьяна Валентиновна
Дидактическая игра по обучению грамоте «Бусинки-буковки» для детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении современного ребенка в 1 классе. К тому же, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать и различать звуки в словах, то есть научиться проводить их звуковой анализ. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом непринужденно и легко в игровой форме научить их читать. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». Так в школе раннего развития "Звездочка", в которой я работаю, обучение чтению начинается с 4 лет.
Публикация «Дидактическая игра по обучению грамоте „Бусинки-буковки“ для детей 5 лет» размещена в разделах
- Бусы, бусинки. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Конечно, педагог, начинающий обучать грамоте таких крох, должен быть профессионалом, в совершенстве владеть методикой, не допускать серьезных методических ошибок. Например:
- смешивать понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
- произвольно и хаотично знакомить с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) ;
- называть согласные буквы в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА;
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает.
Все занятия по грамоте первого года обучения мы играли: некоторые дидактические игры я публиковала. В том году из 32 малышей не зачитали только двое. Причем,за период летних каникул 50% детей прочитали букварь Н. Жуковой.
Сейчас моим ученикам 5 лет. И хотя сейчас уже все дети читают, мы продолжаем играть.
Представляю одну из последних моих дидактических игр с детьми.
Дидактическая игра "Буковки - бусинки"
Цель: закрепить умение различать гласные и согласные буквы.
Возраст детей: 5 лет
Необходимый материал:тарелочка, мягкая проволока, бусины с буковками.
Описание игры:каждому ребенку раздается
мягкая проволочка (она продается и отдельно, и в наборах, как на представленной ниже фотографии)
и хаотичный набор бусинок с буквами из набора
Педагог ставит перед детьми задачу - дети выполняют.
Варианты заданий:
- надеть только гласные (согласные) буквы;
- составить свое имя - этот вид задания я использовала на открытом занятии "Загадки старинного сундука; дети были в восторге - при подведении итога большинство из них выделили как лучшее именно это задание
На следующей фотографии видно, как рады дети браслетам (кто - то рассматривает, кто - то закрыл рукой,.)
Игорь снял и любуется
- надеть бусины, соблюдая ритм: гласная - согласная:
- надеть бусины с буквами, которые обозначают только твердые (мягкие) согласные;
- надеть заданное количество бус, а затем назвать только гласные (согласные) буквы.
Вариантов очень много.
Наряду с закреплением материала по обучению грамоте, развивается мелкая моторика, усидчивость, закрепляются темы по математике: количественный и порядковый счет, ритм.