Юлия Полина
Проект «Экологическая тропа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа в детском саду
«Мир, окружающий ребенка, - это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её, как общую ценность для всех людей. Ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры.
Публикация «Проект „Экологическая тропа в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном, ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам,эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам; стремление осуществлять позитивное взаимодействие, учитывая их особенности,как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Лето-самое прекрасное и подходящее время года, которое даёт возможность знакомить детей в полном объёме с природой, растениями, насекомыми и увидеть их в разные отрезки времени.
Экологическая тропа-одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и насекомыми, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Проект " Экологическая тропа" нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеются участки с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Актуальность.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми-цикл экскурсий по экологической тропе.
Цель:
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи проекта :
-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.
Проект открывает возможность формирование собственного жизненного опыта и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
К работе проекта привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без её поддержки и положительного примера. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты.
• Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
• Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Этапы создания и оформления тропы :
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Формы и методы работы на экологической тропинке :
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические кружки;
• экологические конкурсы;
• КВН, викторина «Поле чудес»;
• экологические акции;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• опытно-исследовательская деятельность
; • физкультурно-оздоровительные мероприятия.
• коллекционирование;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические сказки;
• экологические тренинги;
• инсценировки, театрализации и т. д.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1. «Фитобар»
Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных трав,их пользе для укрепления организма.
2. «Цветочная мозайка (цветник).
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений
3. «Тетушка Липа»
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
4. Летняя лаборатория. (Песочница)
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)
5. «Наш огород».
(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
6. «Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
8 «Волшебный лес»(ель,клен,сосна)
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.
9. Яблоня
Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.
В результате реализации проекта :
-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
-реализовались новые инновационные технологии, отвечающие требованиям ФГОС.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.