Елена Труфанова
Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЕМУ
«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СОЛИ»
Подготовили:
Труфанова Елена Викторовна, воспитатель
Яськова Елена Валерьевна, учитель - логопед,
МБДОУ – детского сада № 84 г. Орла
Пояснительная записка:
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности в детском саду „Волшебная сила соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Для развития дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность:
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта:
Изучить особенности соли, её свойства и качества.
Задачи проекта:
Изучить исторические сведения о соли.
Узнать о значении соли в жизни человека.
Выяснить, что такое соль, какая бывает, откуда берётся.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Развивать коммуникативные навыки дошкольника.
Вырастить кристалл поваренной соли.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, поисково - исследовательский.
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы, воспитатель, учитель - логопед.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов
Место проведения: МБДОУ д/с №84.
Сроки проведения: с 22 ноября по 29 ноября 2021 года.
Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.
Ожидаемые результаты:
1. Изучить свойства соли (соль растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).
2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.
3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.
4. Вырастить кристалл соли.
План-схема реализации проекта:
День недели Задачи Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Итог.
Понедельник Изучить исторические сведения о соли.
Узнать о значении соли в жизни человека. Беседа – обсуждение «Что ты знаешь о соли?»
Просмотр видеоролика о свойствах соли.
Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Обогащение представлений о соли.
Установить, что соль состоит из маленьких камешек (кристаллов); соль растворяется в воде, растворяемость соли зависит от температуры воды.
Вторник Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств «Определение плотности солёной воды (Плавающее яйцо)»
Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная».
Установить, что соль повышает плотность воды, чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть).
Среда Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Вырастить кристаллы поваренной соли. Опытно-экспериментальная деятельность «Снежная ветка елки». Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Установить, что кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости
Четверг Расширить знания детей о соли, ее полезных свойствах и вреде для здоровья
«Соль — друг и враг» Опытно-экспериментальная деятельность «Как вырастить кристалл из соли?» Наблюдение за образованием кристаллов соли
Установить, что на шероховатой поверхности удерживаются кристаллы).
Пятница Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов с помощью испарения». Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Установить, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.
Понедельник Способствовать повышению любознательности к познавательной деятельности. Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами кристаллов из соли.
Подведение итогов реализации проекта. Наблюдение за образованием кристаллов соли.
Проявить интерес детей к естественно - научным экспериментам по изучению волшебных свойств соли.
Приложение:
1. Из истории использования соли.
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».
Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
2. Роль соли в жизни людей
Соль сыграла большую роль в жизни людей. В теле человека содержится 300 граммов соли. Она помогает удержанию воды в организме и способствует образованию в желудке соляной кислоты, благодаря которой пища лучше переваривается, а вредные микробы погибают. Больше всего пользы приносит соль в натуральном виде.
Соль - необходимый строительный материал для человеческого организма. Солевой дефицит может привести к истощению организма, ослаблением кровяного давления. Замедляются процессы мышления, падает двигательная активность желудочно-кишечного тракта.
Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10-15 грамм. Это связано с тем, что соль выводится из организма с потом и для восстановления утрат в организм нужно постоянно вводить новые порции соли. Но в больших дозах соль наносит большой вред здоровью человека: гипертония, отёки, болезни сердца и почек, одышка, избыточный вес.
3. Разновидность соли и откуда она добывается Соль бывает: белая, розовая, черная, экстра, йодированная, диетическая, морская. Причем каждая имеет свое предназначение - одна подходит для салатов, другая для солений, а третья рекомендуется в качестве профилактики болезней.
Соль, которая находится в недрах земли, добывают шахтным способом. Она возникла там многие миллионы лет назад.
Мертвое море - самое соленое в мире, самый большой естественный минеральный источник на земле. Целебная сила воды Мертвого моря была известна с древнейших времен. Свое необычное название — это море получило еще в древности потому, что в его водах, практически, нет живых организмов из-за высокого содержания соли.
Соль получают из воды Мертвого моря путем выпаривания. Лечебные соли транспортируются в специальных контейнерах, исключающих контакт с воздухом.
Если выпарить океанскую воду, то этой солью можно покрыть всю землю слоем 45 м.
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми
Просмотр видеоролика о свойствах соли.
опыт: «Из чего состоит соль?»
Мы решили изучить, из чего состоит соль. Для этого мы взяли обычную «поваренную» соль. На вкус она очень соленая. Мы рассмотрели соль через лупу и узнали, что она состоит из маленьких белых камешков. Погрузили ложку с солью в стакан – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, я увидел, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.
опыт: «Соль растворяется в воде».
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой, и положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в обоих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
опыт: Плавающее яйцо
Мы опустили сырое яйцо в стакан с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой стакан мы насыпали соль и размешали ее, яйцо всплыло.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
опыт: «Снежная ветка елки».
Для опыта мы взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды. Положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что веточка стала серебристая, как после мороза.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости
опыт: «Выращивание кристаллов»
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к палочке. Мы поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и палочке.
Вывод: На шероховатой поверхности удерживаются кристаллы.
опыт: «Выращивание кристаллов с помощью испарения»
Берем небольшое блюдце, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем и оставляем на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
Заключение.
Мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая; она состоит из камешков белого цвета, не имеет запаха.
В ходе исследовательской работы, проведя опыты и наблюдения, мы пришли к выводу, что соль действительно имеет волшебную силу:
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль растворяется в воде.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Работа с родителями:
1. Консультация «Домашнее экспериментирование».
2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).
3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.
Используемая литература:
Курлански М. Всеобщая история соли. М., «Колибри», 2007
Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005
Материалы сайта «o-soli.ru»
https://www.youtube.com/watch?v=P5sSGWKBg50