Ирина Арсланова
Проект «Жизнь без опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «ЖИЗНЬ БЕЗ ОПАСНОСТИ»
Тип проекта: Практико-ориентировочный, внутри одной возрастной группы (5-6 лет, коллективный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: январь 2015 – декабрь 2016.
Участники проекта:
Дети
Педагоги
Родители
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Жизнь без опасности“» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – это наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они могут ребенку помочь, подстрахуют, не допустят чего-либо… Но скоро наступит момент, когда ребенка нужно будет отпустить от себя. Готов ли ребенок к самостоятельности? Сможет ли себя защитить, избежать опасностей? Об этом надо заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.
Задача нас педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. И помочь себе может лишь тот, кто получил заранее какие-то знания, умения и навыки. Говорили еще в старину: берегись бед, пока их нет. Дошкольный возраст- важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
К тому же у детей нашей группы в связи с отсутствием защитной реакции в опасных ситуациях и несформированности элементарных навыков самосохранения имеет место высокий травматизм.
Цель проекта:
Сформировать у детей навыки общепринятых норм безопасного поведения в повседневной жизни.
Задачи проекта:
• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
• Объяснить правила общения с животными.
• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
• Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;
Этапы реализации проекта
1 Этап Подготовительный, организационный.
Цель: Определить основные направления работы.
Задачи: Провести диагностику знаний детей и анкетирование родителей для дальнейшего планирования работы. Составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
С учетом опыта работы с дошкольниками, а так же актуальности проблемы безопасности, были определены основные направления работы.
1. Ребенок на улице «Безопасная дорога»
2. Здоровье ребенка.
3. Знакомство с правилами противопожарной безопасности «Не играй с огнем».
4. Ребенок и природа.
5. Ребенок дома «Один дома»
6. Ребенок и другие люди «Незнакомцы»
Для успешной реализации задач проекта необходимы условия. Одно из них это тщательно продуманная развивающая среда, которая бы побуждала детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества, позволяла бы организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей. Учитывая все эти условия мы оформили уголок ОБЖ, который был оснащен всем необходимым для самостоятельности и самодеятельности детей в формировании навыков безопасного поведения. В него вошли:
• дидактические игры;
• книги разных авторов на соответствующую тематику;
• транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
• настольно-печатные игры;
• макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
• разные альбомы на данную тему, детские рисунки;
• ДВД диски с обучающими мультфильмами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
• альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски;
• иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей;
2 этап. Основной. (Содержание практической деятельности по реализации проекта)
Организационные формы работы:
Занятия-беседы:
«Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте микрорайона»
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких случаях
«Опасные предметы дома»
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими
«Если ты потерялся на улице»
Цель: дать первичные представления о том как надо поступать если ты потерялся на улице, важности знать свой домашний адрес. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы»
«Витамины укрепляют организм»
Цель: познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры
«Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Цель: познакомить со службами спасения «01»,»02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности
«Познакомимся с нашими соседями»
Цель: формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними
«Берегись мороза»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасности на морозе
«В гостях у светофорика»
Цель: уточнять знания о перекрёстке.
Познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекрёсток.
«Осторожно грипп»
Цель: учить заботится о своём здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса
«Умеешь ли ты обращаться с животными»
Цель: дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных
«О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»
Цель: расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход».
Цель: Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено»
«Спорт- это здоровье»
Цель: дать представления об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.
«О правилах важных - пожароопасных»
Цель: закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
Воспитывать уважение к профессии пожарного
Игровая деятельность:
Подвижные игры:
«Птенчики в беде»
Цель:развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему.
«Красный, желтый, зеленый»
Цель:
Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.
«Воробушки и автомобили»
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Цветные автомобили»
Цель:
Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
«Огонь»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
«Вода и огонь»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
Дидактические игры:
«Я имею право…»
Цель: расширить область правовых знаний детей.
«Если возник пожар»
Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знания номера телефона экстренной пожарной службы.
«Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
Цель: закрепить представление об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание.
«Можно и нельзя»
Цель:закрепить понятия об опасных предметах, с которыми встречаемся в быту.
«Горячий-опасный»
Цель:закрепить знания о том, что о горячий предмет можно обжечься.
«Дорога-тротуар»
Цель: научить различать виды транспорта (легковая и грузовая машины, автобус, закрепление цвета, различение понятий"дорога", "тротуар"
Настольно печатные игры:
«Лото осторожностей», «Светофор», «Дорога», «Улица», «Кто быстрее потушит пожар»
Сюжетно ролевые игры и игровые ситуации
Игра «Автобус»,
Цель: Закрепление знаний о труде водителя. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Формирование положительных взаимоотношений, развитие интереса в игре.
Игра «Я шофер»,
Цель: Расширять знания детей о труде шофера, дать им новые впечатления через наблюдения, игру. Учить включать новые эпизоды в сюжет игры. Закреплять знания правил дорожного движения.
Игра «Пешеходы и водители»,
Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения. Учить детей моделировать различные ситуации на дороге. Воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Игра «Незнакомец»
Цель: помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда; сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
Игра «Один дома»
Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.
Игра «Телефонный звонок»
Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Просмотр обучающих мультфильмов:
«Смешарики. Азбука безопасности»
«Уроки тетушки Совы. Азбука дорожной безопасности»
«Аркадий Паровозов, спешит на помощь»
«Три котенка»
«Кошкин дом»
Чтение познавательной и художественной литературы:
«Красная шапочка» Ш. Перро; «Волк и семеро козлят»; «Заюшкина избушка»; «Светофор» С. Маршак; «Неразлучные друзья» Крутов А. М. ; «Домик у перехода», «Дорожная песня», «Футбольный мяч» А. Усачев; «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева Г. П. ; «Дядя Степа – милиционер» Михалков С. «От малого опасения великое спасение» Э. Сагалакова; «Зеленый, желтый, красный» А. Дорохова; «Айболит» К. Чуковский;
Работа с родителями:
Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улице»
Папки - передвижки о безопасности дошкольников на дорогах.
Проведение инструктажа по профилактике дорожно - транспортного травматизма.
Консультации, памятки: «Правила безопасности для детей», «Дисциплина на улице – залог безопасности», «Здоровое питание для дошкольника», «Игры для укрепления здоровья малышей».
Продуктивная деятельность:
Оформление познавательно – информационного уголка Безопасность
Изготовление макета «Наш район», «Светофор»
Создание книжки – малышки «Азбука безопасности»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Аппликации «Мой район», «Автобус», «По дороге с мамой»
Лепка «Разноцветные светофорики», «Грузовая машина»
Рисование: «Машины на дорогах», «Огонь- друг, огонь- враг» «Дорога и тротуар»
Конструирование: «Гараж для машины», «Пожарная часть»,«Дорога для машин»
Выставка детских рисунков.
Составление детьми свода правил «Чтобы не было беды».
Составление схемы – алгоритма «Поведение человека в опасных ситуациях»
3 этап. Заключительный
Проведение сюжетно ролевой игры «На дороге».
Цель: Закрепить правила дорожного движения для пешеходов и научить детей практически их выполнять.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах
2. Создать условия для развития у детей приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности.
3. Обогатить и расширить словарный запас детского кругозора.
4. Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам поведения пешеходов.
5. Воспитывать умение естественно вести себя в различных ситуациях, принимать правильные решения.
6. Развивать у детей умение легко ориентироваться на дороге, знать некоторые знаки: пункт медицинской помощи, автобусная остановка, пешеходный переход.
Варианты игровых ситуаций
1. «Дорожно-транспортное происшествие». По сигналу тревоги, выезжают на место сотрудники ДПС, скорая помощь, пожарная машины. Милиционер осматривает место происшествия. Пожарные тушат огонь. Врач оказывает первую помощь пострадавшему (кукле).
2. «Экскурсия к светофору». Ребёнок берёт на себя роль воспитателя. За ним следует группа детей. На перекрёстке у светофора ребёнок – воспитатель спрашивает, как правильно переходить дорогу. Дети отвечают. Ребёнок – воспитатель встаёт посередине дороги и поднимает красный флажок, дети переходят дорогу.
3. «Красный, жёлтый, зелёный». Дети – пешеходы. Загорелся красный свет – дети стоят на месте, жёлтый – готовятся, зелёный – переходят дорогу.
4. «Мяч выкатился на дорогу». Дети играют с мячом. Мяч выкатился на дорогу. Происходит затор. На помощь приходит регулировщик. Он помогает автомобилям проехать. Затем подходит к детям и объясняет, что играть около дороги нельзя.
5. «Островок безопасности». Дети пешеходы с куклами идут по пешеходному переходу на зелёный свет. Загорается жёлтый свет, пешеходы дошли до середины дороги. Они встают на «островок безопасности» и ждут следующего включения зелёного света светофора.
6. «Нет светофора или светофор сломался». Образовался большой поток машин из-за сломанного светофора. Пешеходы не могут перейти дорогу. На помощь приходит сотрудник ДПС - «регулировщик», помогает
разрешить ситуацию.
7. «Правила пешеходов». Дети пешеходы идут по тротуару, соблюдая правила для пешеходов: идти, придерживаясь правой стороны; не подходить близко к проезжей части.
8. «Пассажирский транспорт». Автобус «едет» по городу, останавливаясь на остановках. «Пассажиры» выходят из автобуса и переходят на другую сторону дороги, соблюдая правило «обходи автобус сзади».
Результативность проекта :
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Список использованной литературы
1. Р. Б. Стеркина“Безопасность” - С. П. “Детство-Пресс” 2004
2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006
3. Т. А. Шорыгина“Правила пожарной безопасности для детей” – М. 2007
4. О. А. Скоролупова“Правила и безопасность дорожного движения” – М. 2004
5. Э. Я. Степаненкова “Дошкольникам о правилах дорожного движения” – М. 1978
6. Т. А. Шорыгина “Безопасность для малышей” - М. 2005
7. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.