Получи документы

Проект «Знакомство с русской народной культурой»

НАДЕЖДА ОСИПОВА
Проект «Знакомство с русской народной культурой»

Проект

«Знакомство с русской народной культурой»

в старшей и подготовительной группах

Выполнила: воспитатель Осипова Надежда Геннадьевна

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

(Д. С. Лихачёв).

Публикация «Проект „Знакомство с русской народной культурой“» размещена в разделах

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Прошлое, настоящее и будущее должны быть связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по -новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего села, не могут различать народные промыслы.

Проблема

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта :

- воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта :

-Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;

Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;

-Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;

-Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;

-Показать детям красоту русского языка

-Познакомить детей с народными традициями

-Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма

-Привлечь родителей к сотрудничеству

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Принципы работы

по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства:

- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы;

- единство влияния семьи и ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства;

- направленность воспитательно-образовательной деятельности на комплексное познание народных традиций, быта и декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемые результаты:

-Расширение знаний детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;

-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;

-Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;

-Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;

-Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;

-Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма.

-Повышение родительской компетенции.

Вид проекта :

познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта : долгосрочный, 2 года

Участники проекта : дети 5-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы реализации проекта

I Этап: Подготовительный

- проведение опроса детей для определения уровня их знаний по теме;

- встреча с родительским коллективом для мотивации к участию в проекте;

- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по декоративно-прикладному искусству, репродукций известных художников, презентаций

- сбор материала для продуктивной творческой деятельности;

- выставка книг, сказок, образцов декоративно-прикладного искусства

- оснащение предметно-развивающей среды предметами русского быта, народных промыслов.

- организация работы по установлению взаимодействия с социумом города.

-разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом

II Этап. Основной

Социально-коммуникативное развитие:

- Беседа на темы: «Моя Родина – Россия», «Моя малая родина», «Моя роль и роль моей семьи в жизни моей страны», «Символы моей страны»

Познавательное развитие:

НОД, беседы, рассматривание иллюстраций

-Народные промыслы и ремёсла : гжель, хохлома, городецкая роспись,

-Русский народный костюм

-Русские народные сказки

-Особенности древней архитектуры (терема)

-Музыкальная Русь (музыкальные инструменты)

-История возникновения народных игрушек- дымковская, филимоновская, каргопольская

-Русская Матрёшка

-Русский самовар

-Знакомство с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук)

-Дидактические игры «Сложи узор», «Народные промыслы», «Узнай и назови игрушку», «Пазлы», «Назови сказочного героя», «Узнай по описанию», «Закончи поговорку».

-Рассматривание вышивки русскими узорами

Художественно-эстетическое развитие:

-Чтение художественной литературы (малые фольклорные жанры, сказки, стихи, патриотические рассказы)

-Слушание народной музыки, песен

-Просмотр видео с русскими народными танцами

-Русские народные праздники : рождественские колядки, масленица, святки, осенние праздники

-Развлечение «Кузьминки»

-Рисование «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Сказочный терем», «Жар-птица», «Русский сарафан»

-Лепка «Дымковская игрушка», «Мой любимый сказочный герой»

-Аппликация «Городецкие цветы», «Фартук для мамы»,

-Экскурсия в КВЦ «Радуга» : «Русские былинные герои»

Физическое развитие:

-Подвижные народные игры : «Лапта», «Горелки», «Два Мороза»,

«У медведя во бору», «Чай-чай, выручай»

-Развлечение «Богатырские бои»

Работа с родителями:

-Консультации по теме проекта

-Экскурсия в краеведческий музей

-Создание мини-выставки старинных предметов русского быта III этап. Заключительный этап

-Подведение итогов, отчётная презентация.

-Викторина «Русская культура детям»

В ходе реализации проекта многие дети проявили к русской народной культуре большой интерес и поэтому наш проект продолжается и дополняется новыми формами работы.

Используемая литература

1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л. : Художник РСФСР, 1983.

2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000

4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М. : ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка»Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Ознакомление детей с нравственными качествами, через знакомство с русской народной сказкой «Заяц — хваста» Цель: Ознакомление детей с такими нравственными качествами, как: хвастовство – скромность, трусость – смелость через знакомство с русской.

Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день»Мероприятие по ознакомлению с русской народной культурой «Синичкин день» Вот на улице и похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с русской народной культурой»
Опубликовано: 15 марта 2023 в 10:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД