Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по знакомству с творчеством В. М. Васнецова «Путешествие в сказку»

Александра Хохлова
Конспект образовательной деятельности по знакомству с творчеством В. М. Васнецова «Путешествие в сказку»

«Путешествие в сказку»

(знакомство с творчеством Васнецова)

Актуальность

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по знакомству с творчеством В, М, Васнецова „Путешествие в сказку“» размещена в разделах

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту живописи. Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней, помогает приобщиться к добру, осудить зло. Ребёнок осваивает в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию, которые постепенно по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Однако всё многообразие форм, свойств произведения искусства не «перейдёт», не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана в сознание юного зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Важно, чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, бороться.

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

На пятом году ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Ребенку становится интересным весь мир. Но для того, чтобы малыш мог проникнуться чувствами и переживаниями, которые царят в окружающем мире, необходимо отобрать содержание, которое доступно его пониманию. Рекомендуется начать работу с постепенного погружения малышей не в реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей.

При рассматривании иллюстраций необходимо добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение.

Для успешной работы с детьми по данной теме мною были изучены труды:

1. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход.

2. Бахревский В. А. «Виктор Васнецов».

3. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.

4. Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др., 2006 г.

5. «Шедевры русской живописи»\ А. Астахов

Занятие ориентировано на детей среднего дошкольного возраста

Длительность занятия не более 20 мин.

В соответствии с ФГОС работа основывается на следующие принципы:

1. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

2. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;

3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

4. Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Цель:

воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера: отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам;

выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям;

формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений;

познакомить детей с творчеством художника – сказочника В. М. Васнецова

познакомить детей с биографией художника

прививать интерес к творчеству художника В. М. Васнецова.

формировать установку на внимательное рассматривание картин.

развивать художественное восприятие произведений искусства; подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства;

формировать у детей зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др.

Оборудование:

1. Репродукция портрета художника;

2. Фотографии дома-музея в г. Москве.

3. Фотография усадьбы в с. Рябово.

4. Фотография дома - усадьбы С. Мамантова в с. Абрамцево

5. Фланелеграф

6. Репродукции картин В. М. Васнецова :

• Иван-царевич на сером волке

• Несмеяна-царевна

• Царевна-лягушка

• Спящая царевна

• Ковер-самолет

• Богатыри

• Кощей Бессмертный

Ожидаемые результаты:

Дети знакомы с творчеством художника – сказочника В. М. Васнецова, с биографией художника.

У детей появился интерес к творчеству художникамим В. М. Васнецова.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель: - Ребята сегодня к нам в группу пришла кукла Лиза. Она недавно была в очень удивительном месте, наполненном красотой и сказкой. Ей очень хочется рассказать вам о своём путешествии.

СКАЗКА О СКАЗОЧНИКЕ

Однажды под вечер пошла Лиза со своей мамой гулять, а та встрети-ла подружку, ну и заговорилась с ней. Слушала-слушала Лизуша их разговор, стало ей скучно. И решила она немножко пошутить. Отошла потихоньку за угол, спряталась и ждет, когда же мама хватится дочки да искать начнет.

Вдруг смотрит Лиза — рыжая собака за разноцветной кошкой кинулась. Лиза побежала за ними, посмотреть, что будет. Кошка в подворотню шмыгнула, да и смотрит сверху, будто насмехается. Со-бака убежала, а Лизуша оглянулась и. не узнала ничего: кругом дома большущие, незнакомые. Испугалась Лизуша! Сколько раз говорила мама: заблудишься одна! Вот и заблудилась. Москва-то огромная, ни за что не найдешь свой дом, если не знаешь адреса и читать не умеешь. Эх, зачем вредничала, читать и писать учиться не хотела!

Поплакала Лиза и пошла куда глаза глядят. Шла-шла и вдруг застыла, как вкопанная. Даже рот разинула от удивления. Стоит прямо перед ней сказочный терем-теремок. Из толстых бревен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, точь-в-точь как в книжках, на рисунках к сказкам. Что за чудо расчудесное?

Толкнула Лиза калитку и вошла во двор. Смотрит — нет никого. Постояла немножко, поднялась по ступенькам на высокое крыльцо, потянула за кольцо железное да и попала в дом.

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и все как будто в кружевах — в дереве разные узоры вырезаны. Лампы странные, печи, как в деревне, только наряд-ные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фото-графии и картины. А на второй этаж лесенка ведет, да не простая, а за-крученная, как кудрявая прядь.

Взобралась Лиза на второй этаж и очутилась в огро-о-омной комнате. Повернула голову — ой! — прямо на нее Серый Волк скачет. По-смотрела в другую сторону — мамочки! — там Баба-яга в ступе летит. Страашная!

Изо рта клык торчит. А. под мышкой ребеночка держит! Обернулась назад — еще хуже: там Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит!

Шмыгнула Лизуша в угол за большой аквариум, села на пол и глаза зажмурила. Будь что будет!

Посидела немножко — вроде тихо все. И чуть-чуть один глаз приот-крыла. Да это же. картины! Какие большие! Вон царевна Несмеяна сидит, тоскует, Ковер-самолет летит над горами, над долами. Царевна - лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. Ей все эти сказки читали, а теперь все они будто ожили.

А на стенах висят всякие мечи да шлемы, и рубашки какие-то железные, все из маленьких колечек. Подойти бы, потрогать. Но вставать Лизуше не хочется: устала очень. Решила она еще немножко посидеть, отдохнуть.

Вдруг смотрит: открывается дверь, и неслышно входит высокий худой человек. Лицо у него красивое, борода длинная, рыжеватая.

Вошел — и сразу все как-то изменилось вокруг. Те картины, что Лиза видела, куда-то пропали, а посередине комнаты появилась вдруг другая — огромная. А на ней три всадника, первый на белой лошади, второй — на громадом черном коне, а у третьего лошадка рыжая, голову пригнула, уши прижала, будто землю нюхает.

Но, главное, все живые на картине этой. Всадники толкуют, да плохо слышно, о чем — ветер в картине свистит и иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок.

Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснется, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает.

Не выдержала Лиза, подошла поближе посмотреть, как это у него так получается. А один из всадников, самый молодой, на рыжей лошадке, ее заметил и стал какие-то знаки делать.

Тут человек оглянулся. Глаза у него небольшие, яркие, а взгляд острый, пронзительный.

— Ты откуда здесь? — говорит. — Я ведь всем запретил приходить в мастерскую, когда я работаю!

И так странно он говорил, что Лиза даже забыла испугаться. Вроде и по-русски, но все время на букву «о» очень сильно напирает, так что ее больше всех других слышно.

— А почему вы так странно разговариваете? — спросила она.

Человек вдруг улыбнулся:

— Это я «окаю» так. Привык в детстве, и теперь уж никак от-выкнуть не могу. У нас на севере все так говорят. Ну, как тебя зовут?

— Меня зовут Лиза, — сказала Лизуша. — А вы кто?

— А я здесь хозяин, — отвечал человек. — И зовут меня Виктор Михайлович.

— Знаю, знаю, — сказала Лиза,— вы художник.

— Правильно, — кивнул Виктор Михайлович. — А вы только сказки рисуете?— Я все умею делать — ответил человек,— и портрет написать, и дом придумать. Нравится тебе мой дом? Я сам его построил.

— Все-все сам? — не поверила Лиза. — Нет, конечно. Тут много строителей было. Но я все нарисовал заранее, чтобы знать, куда каждое бревнышко положить надо. Такого дома ни у кого в Москве нет!— Вы богатый, наверное, раз у вас такой огромный дом? — спросила Лиза.

— Да уж, богач. — усмехнулся Виктор Михайлович. — Давно я мечтал о своем доме, много лет. Я в деревне вырос, там домов десять всего и стояло. Нас, братьев, было шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой все больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да темные, и зиме, кажется, конца не будет. Электричества-то тогда не было. Зажжем лучину — палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба- Яга. Так и встают они как живые.

— Страшно было? — пожалела его Лиза.

— И страшно, и интересно. А потом надолго забылось все, когда в Петербург поехал.

— Зачем? — удивилась Лиза.

— Как зачем? Учиться хотел. Только в Петербурге, в столице, была Академия, где на художников учили.

.— Вот и неправда! Столица — Москва! — невежливо перебила его Лизуша. — Нам в садике говорили.

— Нет, милая, — улыбнулся художник. — Тогда Петербург столицей был. Да-а. И оказался я там один-одинешенек. Голодал, бедствовал. Мне ведь никто помочь не мог. И учился, и работал. Все сам.

— А почему в Москве дом построили? — удивилась девочка

— Да сказки писать только в Москве и можно! — засмеялся Виктор Михайлович. — Ты Кремль- то видела?

— Видела, видела, — закивала Лиза. — Мы там с мамой и папой были.

— Ну вот. В Петербурге такого нет. Там все почти новое, старины — то не чувствуется. То ли дело в Москве — все древностью русской дышит!

— Как это?

— Москве сколько годов-то? И вообще, Москва теплая, нарядная, своевольная. Улицы кривые, узкие, а дома раньше все разные строили: где маленький, где большой, как грибы из лукошка высыпанные! Здесь я и «Богатырей» своих задумал. Нравятся они тебе?

— Нравятся. Только почему они выглядят, как живые.

-Так всегда бывает, пока картину не закончишь. А как сделаешь все, как надо, такими они и остаются навсегда.

— А как их зовут? — спросила Лиза.

— Меня, девонька, зовут Илья Муромец, — улыбнулся самый большой и сильный, что сидел посередине на черном коне.

— А я — Добрыня Никитич, — чуть поклонился строгий богатырь на белой лошади.

А третий вдруг вынул сзади какую-то непонятную штуку со струнами и начал на ней играть веселую песню.

— А что это у него? — шепотом спросила Лиза у Виктора Михайловича.

— Гусли, — так же шепотом ответил он. — Молчи и слушай! Нигде больше такого не услышишь!

Закончил молодой богатырь играть и склонил голову набок, улыбается.

— Алеша Попович я. Слыхала, может?

— Нет, — честно ответила Лиза. — Я еще маленькая. А что вы делаете там?

— Землю русскую охраняем, — ответил Илья Муромец. — На границе стоим, смотрим вокруг. Мимо нас ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит не замеченной.

— А где же у вас ружья? — спросила девочка.

— Это так давно было, что и представить нельзя, — вмешался Виктор Михайлович. — Тогда никаких ружей да пистолетов еще не было. Видишь, у Добрыни — меч, у Ильи Муромца — копье да тяжелая палица булатная, вроде дубинки, только железная. А у Алеши — лук со стрелами закаленными.

— А рубашки у них такие же, как на стенах у вас висят, да? — догадалась Лиза.

-Да, они кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечом- то не разрубишь.

— А откуда вы все это узнали?— удивилась Лиза.

— Читал много. В музеи ходил, смотрел. В музеях вся история и хранится. Там много чего можно увидеть.

Лиза раскрыла рот, чтобы еще что-то спросить, но Виктор Михай-лович приложил палец к губам:

— Все! Молчок! Я должен работать!

Он опять повернулся спиной к Лизе и взял в руки кисти.

Лизуше показалось обидным сидеть тут одной, никому не нужной. Она начала хныкать, сначала тихо, потом все громче и. проснулась. Над ней, широко раскрыв глаза, стояла удивленная тетя в синем халате и со шваброй в руках.

— Откуда ты взялась, девочка? — спросила она Лизу.

— Я заблудилась, — сказала Лиза. — Я хочу домой.

Потом она оглянулась и спросила:

— А где тот дядя?

— Какой? — удивилась женщина.

— Ну, который все эти картины написал. Его Виктор Михайлович зовут, — рассердилась Лиза. — Я же тут с ним только что разговаривала!

— Эти картины написал Виктор Михайлович Васнецов! — строго сказала тетя. — Он жил давно. А мы с тобой сейчас в его доме, который стал музеем.

— Все равно, я с ним сейчас разговаривала!

— Значит, повезло тебе, девочка, — улыбнулась тетя. — Ты побывала в сказке. Пойдем-ка, поищем твою маму.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с замечательным художником. Это Виктор Михайлович Васнецов. Детские годы художника прошли в живописном селе Рябово Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев, будущий художник, впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах русских богатырей. Волшебные чудеса, былин-ные события оживали в воображении, волновали ум и чувства. А когда мальчик вырос и стал художником, его грезы и мечты воплотились в картинах.

Судьба Виктора Михайловича Васнецова тесно связана с Дмитровским краем. Именно здесь он на склоне своих лет приобрел бывшую усадьбу в деревне Ваньково, которое назвал в память о родном селе Рябово на вятской земле — Новое Рябово. Окрестные поля, река Яхрома напоминали ему милую родину. Он начал писать картины о жизни взрослых людей. Эти картины всем нравились, а Виктору Михайловичу - наоборот. Часто летом он гостил, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг лес, росли могучие дубы, стройные сосны. И Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Виктор Михайлович Васнецов вошел в историю искусства, как первый художник нашего фольклора, отразив, в своих произведениях духовную мощь и одаренность народа.

Есть в столице уголок –

Русской сказки островок.

Между каменных ладоней

Еле виден чудо-домик.

Среди каменных громад –

Деревенский палисад!

Глянь-ка, внученька-дружок,

А на крыше - петушок!

Полюбил мальчишкой Вова

Этот домик Васнецова.

А теперь привёл за ручку

Варю - маленькую внучку.

В доме тихом, в доме древнем

Ждёт нас спящая царевна.

Здесь царевич бой ведёт –

Змею головы сечёт.

Здесь Кащей и горы злата.

Но летит ковёр крылатый!

Хорошо на свете жить,

Дверцу в сказку отворить!

Чтобы знала детвора

Больше радости, добра!

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. И сегодня вы узнали, что Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную русскую природу, русские сказки и былины и эту любовь он передал в своих картинах.

Воспитатель: Какая картина вам понравилась больше чем другие? Почему? (Ответы детей)

- Кто-нибудь из вас хотел бы увидеть другие картины Васнецова по сказкам? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам попросить родителей свозить вас в дом-музей В. М. Васнецова в г. Москве. Там вы увидите еще много картин, которые писал художник по сказкам и, я думаю, что увидев его работы вы сразу сможете сказать по какой сказке была написана та или иная картина. - Ребята, вам понравился рассказ Лизы? (Ответы детей)

Воспитатель: - Мне тоже очень понравилось. Давайте скажем кукле Лизе спасибо.

Анализируя проделанную работу, направленную на воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера, можно отметить, что у детей сформированы образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений; дети познакомились с творчеством и биографией художника В. М. Васнецова.

Данная работа может быть использована другими педагогами ДОУ.

Список используемой литературы:

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

7. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования \ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.

8. Штанько И. В. «воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М. : Сфера, 2007 г.

9. Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М. : Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей).

10. Журнал «Ребенок в детском саду» №2, 3, 2002 г.

11. Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др., 2006 г.

12. «Шедевры русской живописи»\ А. Астахов, изд. «Белый город»,2006 г.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши» в первой младшей группеКонспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши» в первой младшей группе Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши»в 1 младшей группе. Задачи:Формировать умение.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Радуга-дуга» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Радуга-дуга» Воспитатель: Пачкова Ю. Е. 2016 г. Образовательная.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Колобок-румяный бок» Задачи: Образовательные: -дать представление о свойствах теста: мягкое, сминается, легко раскатывается; -научить класть тесто на доску,.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Снежинка» Цель: Воспитание умения видеть прекрасное в зимнем времени года средствами музыки, художественного слова и изобразительной деятельности.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В стране звуков» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В стране звуков» Разработала воспитатель.

Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Листопад»Конспект организованно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Листопад» Конспект организованно- образовательной деятельности Возрастная группа: 1 младшая Направление образования и развития (образовательная область):.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Космическая ракета»Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Космическая ракета» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (аппликация)"Космическая ракета" Цель: Уточнить.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Веселый поезд»Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Веселый поезд» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация)«Веселый поезд".Интеграция образовательных.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Подснежник» Задачи:1. Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка. 2. Повторить сезонные.

Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Весна-красна»Конспект организованно-образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Весна-красна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по знакомству с творчеством В. М. Васнецова «Путешествие в сказку»
Опубликовано: 8 августа 2016 в 08:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД