Получи документы

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Светлана Никишина
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф. И. О. педагога Никишина Светлана Леонидовна

Образование высшее

Специальность воспитатель детей дошкольного возраста

Стаж педагогической работы 13лет

Квалификационная категория первая

Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Дата начала работы над темой 01.09.2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021 г.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

Цель: создание системы работы по развитию познавательной активности дошкольников на основе проектной деятельности.

Задачи:

• Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.

• Изучить опыт педагогов города, страны по выбранной теме.

• Выявить возможности дошкольников в овладении метода проектов.

• Организовать специальные условия, способствующие формированию метода проектной деятельности.

• Изучить применение инновационных образовательных технологий.

• Составить собственные методические разработки и использовать их в работе с детьми.

• Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами.

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

• Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете.

• Подготовить (принять участие в семинаре).

• Подготовить материал (провести) мастер-классы для педагогов.

• Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

• Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей.

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).

Актуальность педагогического опыта заключается в реализации в условиях ОУ системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Для того чтобы активизировать интерес, сформировать навыки и умения у детей познавательной активности, необходимо использовать метод проектного подхода в системе работы детского сада.

Проектная деятельность объединяет детей, родителей и педагогов ОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и формирует настоящее сообщество детей и взрослых.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства и традиционными технологиями обучения и воспитания дошкольников. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.

Внедрение проектной деятельности приводит к развитию познавательной активности, творческого потенциала и природных способностей дошкольников; созданию условий для обретения каждым ребёнком универсальных умений и навыков деятельности; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Работа состоит из трех этапов:

I этап – АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ: сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ : разработка и реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов, проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.

III этап – АНАЛИТИКО – ОБОБЩАЮЩИЙ: итоговая диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику педагогической работы.

Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Работа с семьей

организационные формы по направлениям

* НОД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ);

* использование в НОД элементов проектной деятельности;

* беседы;

* дидактические игры;

* праздники, развлечения;

* конкурсы;

* выступления детей на концертах;

*исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). * открытые мероприятия (НОД);

* мастер – классы;

* семинары – практикумы;

* распространение опыта работы среди коллег;

* взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. * открытые мероприятия (НОД);

* беседы – консультации;

* родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации;

* анкетирование и др.

План работы на 2020-2021уч. год.

Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения

Самореализация - повышение собственной профессиональной компетентности;

- обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- на диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

- педагогическое просвещение родителей. В течение всего периода

Работа с детьми Проект «С чего начинается Родина» Цель проекта : систематизировать представления детей о России, как столице нашей Родины, о ее государственных символах: флаг, гимн, герб. Сентябрь - май

Работа с педагогами 1. Консультация для педагогов «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

2. Семинар-практикум для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

3. Консультация – практикум «Проектная деятельность в детском саду»

4. Изготовление и распространение памяток «Классификация проектов»

5. Педагогическая гостиная «Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ»

6. Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности" В течение всего периода

Работа с родителями Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в старшей группе». Сентябрь

Организация родительского собрания «Метод проектов – путь к саморазвитию Октябрь

Помощь родителей в обогащении РППС. Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы) Ноябрь - декабрь

Круглый стол «Результативность применения метода проектов в образовательной деятельности» Январь

Мастер – класс «Совместные творческие проекты» Февраль

Анкетирование. Памятка «Основные цели и задачи метода проектов». Март

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Апрель

Консультация «Проекты летом» Май

Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство).

1. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010.

2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

Результаты диагностики познавательной активности

у детей старшего дошкольного возраста

Показателем результативности опыта является диагностика уровней познавательной активности, которая проводилась по методике «Древо желаний» (автор В. С. Юркевич).

В начале года мной была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста которая позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.

На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 28% детей. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 54% детей. Эта группа детей, характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Наименьшее количество детей (18%) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи.

Результаты диагностики на начало года.

Вывод: Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. С этой целью мной была проведена работа с применением метода проектов.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 13 октября 2022 в 20:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Никишина (УИ 1101044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД