Папки-передвижки

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста

Елена Бойс
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Мария Монтессори:

«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край»

нет ничего поверхностного или искусственного.

Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства…

Публикация «Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того,

что запечатлелось в нем в годы его детства».

Мария Монтессори

Дошкольное детство – прекрасная пора для формирования нравственно-патриотических ценностей, особенностей характера, которые неразрывно связывают ребенка со своей семьёй, со своим народом, со своей страной. В этот период закладывается сознание о том, что семья – важная составляющая такого понятия как «малая Родина». Поэтому значимым направлением в системе работы по воспитанию патриотизма и нравственных ценностей является краеведение. Краеведение позволяет построить работу воспитателя на основе высшей степени наглядности, на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Те представления, которые возникают у детей, образуются путём ознакомления их с объектами своего региона, служат материалом для формирования конкретных понятий и истинных суждений. Изучение родного края активизирует педагогический процесс, повышает самостоятельность у детей. Удовлетворяя характерную детям потребность в исследовании и познании окружающего мира, краеведение укрепляет их интерес ко всему, что находится вокруг них. Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение своей местности порождает у детей интерес к общественным делам и содействует развитию патриотизма.

Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в том, что в центре обучения находиться ребёнок, а образовательный процесс выстраивается в соответствии принципам деятельностного подхода. Этот метод лучше всего позволяет осуществить основные принципы личностно – ориентированного обучения. То есть проектная деятельность предполагает работу в коллективе, в ней участвуют: дети, педагоги, родители. Ярче всего принцип работы над проектом иллюстрирует китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном городе и крае, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств формирования интегративных качеств личности ребенка.

Одним из важнейших условий реализации проектной деятельности в ДОУ является совместная работа педагогов и родителей. В нашей группе реализовались проекты «Моя семья», «Мой Новосибирск родной», «Мой район», «Я живу в Октябрьском районе», «Путешествие в мир куклы», «Театры Новосибирска», «Удивительный мир космоса».

Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Какие продукты деятельности – рисунки, авторские книжки, рассказы, поделки, газеты, инсценировки, они хотят реализовать. Для этого обсуждаем с детьми вопрос, что мы можем сделать с тем, что мы узнали?

Основные способы реализации цели и задач: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников.

Реализация творческого, познавательно – исследовательского проекта «Мой родной Новосибирск» позволила:

сформировать у воспитанников общие представления об историческом наследии нашего города;

воспитывать в детях чувство гордости за свой город;

развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного города.

Работа над проектом делится на несколько этапов:

1. Мой дом.

2. Мой детский сад

3. Район, в котором я живу.

4. Мои любимые места в Новосибирске.

На каждом этапе читали, учили стихи, играли в дидактические и сюжетно ролевые игры, рисовали, лепили и клеили.

На этапе «Мой дом» дети с помощью родителей рассказывают о своем доме, в котором живут, показывают свою комнату.

На этапе «Мой детский сад» практикуется экскурсия по саду, ведь есть столько мест в саду, в которых дети не бывают. Это прачечная, кухня, мед кабинет.

На этапе «Район, в котором я живу» экскурсия в НГПУ и Планетарий, пожалуй, самые запоминающиеся события.

В течение всего проекта ребята с родителями реализуют свои мини проекты: макеты зданий Новосибирска, Безопасный путь домой, карта района, Старый город и современный.

Реализация проектов происходит через разные виды деятельности детей и родителей (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Каждый выбранный проект, доводится до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. Заключительным этапом в реализации проекта является организация общесадовской выставки.

Творческий, познавательно – исследовательский проект

«Путешествие в мир куклы»

Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Основная цель работы – это показать участникам проекта, что кукла – не только игрушка, но и предмет самореализации, символ рода, творческий продукт в быту, в народном творчестве, в театре. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции. Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение.

На этапе продуктивной деятельности воспитанники сконструировали домик для кукол, одежду, панно и другие поделки, пришли к выводу, что самые простые куклы скрывают в себе много нового и интересного. Воспитатели провели несколько мастер-классов по изготовлению самодельных кукол, оформили выставки кукол «Наряды для любимиц», «Народные куклы обереги», сделанных руками детей и родителей.

Приобщение детей к русской народной культуре–работа не только актуальная, но и интересная. Тема «Путешествие в мир куклы» интересна потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка.

Воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с любви к стране, а с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на праздниках, различных мероприятиях, и, конечно же, в детском саду.

Проект «Театры Новосибирска».

Этот проект направлен на расширение и обогащение знаний детей о театрах города Новосибирска, на формирование знаний о значимости театров в жизни человека.

На этапе реализации проекта

Познакомились с понятием театр: (показ картин, фотографий).,

с видами театров: (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.) .

со сказочными героями. с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) .

Также, в ходе проекта решалась проблема приобщения детей к театральному искусству и задача укрепления культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, развитие интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни, Итоговым мероприятием стал поход на экскурсию и представление в Новосибирский театр Кукол

Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, на выставке и т. п. Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду.

Как показала практика, краеведение – это то содержание, которое наиболее эффективно усваивается дошкольниками в процессе реализации проектно- исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в краеведческой работе выступает не только средством формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, но обогащает предметно-развивающую среду ДОУ и группы, повышает уровень профессионального педагогического мастерства, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 18:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД