Лучший педагог года

Проектная деятельность «Наши соседи — насекомые»

Марина Додоходжаева
Проектная деятельность «Наши соседи — насекомые»

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Отдел детских дошкольных учреждений

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №12 «Родничок»

Тема проекта : "Наши соседи - насекомые"

Направленность проекта :

Познавательно-исследовательское развитие.

Участники проекта :

-авторы проекта – воспитатель Додоходжаева М. А.,

- дети разновозрастной кардиологической группы №4.

г. Краснокаменск

Публикация «Проектная деятельность „Наши соседи — насекомые“» размещена в разделах

Введение

В проекте принимают участие дети кардиологической группы среднего и старшего возрастов, которые отличаются высоким уровнем познавательного интереса, широким кругозором, наличием творческих способностей.

Актуальность

Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях, т. е. на прогулках, экскурсиях. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера:дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности.

Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдается предпочтение опытам, занятиям - исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр-занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Проблема

К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа - именно поэтому, задача взрослых - воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих в природе.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят может быть неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Будут и такие дети, которые предложат уничтожить насекомых. Мнения разделятся. В ходе беседы выяснится, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: "Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?" Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Новизна

"Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается", - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем!

Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Практическая значимость

По мнению И. Л. Бондаренко, Н. Н. Достовалова, М. С. Каган, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Направленность проекта

Познавательно-исследовательская деятельность.

Предмет проекта

Формирование целостной картины окружающего мира и расширение кругозора; формирование и расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Типология проекта

По доминирующему методу Практико – ориетированный, творческий

По характеру содержания Ребенок, общество и его культурные ценности, окружающий мир

По характеру участия детей Дети – участники от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов Осуществляется в контакте с семьей, внутри одной возрастной группы

По количеству участников Коллективный

По продолжительности Краткосрочный

Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; формирование навыков правильного поведения детей в природе; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта "Наши соседи - насекомые".

Задачи:

Обучающие:

* Расширять и углублять знания детей о насекомых : муравьях, бабочках, пчелах, жуках; местах их обитания, характерных особенностях.

* Формировать реалистичное представление о роли насекомых в жизни человека.

* Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

* Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.

* Формировать элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения; формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

• Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе проводимого проекта.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, память, внимание.

• Развивать навыки самоконтроля и самооценки при исследовании насекомого, при выполнении заданий на листах бумаги.

• Развивать любознательность, познавательный интерес к живому в окружающем мире; развивать умение рассуждать, наблюдать.

Воспитывающие:

* Воспитывать активную жизненную позицию, познавательно-социальные навыки: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе коллективной деятельности.

* Воспитывать у детей интерес к насекомым, их образе жизни в природе, их пользе в окружающем мире.

* Воспитывать сосредоточенность, отзывчивость, умение выслушать ответ другого ребенка не перебивая его.

* Воспитывать интерес к литературному жанру: стихотворения, загадки о насекомых.

* Воспитывать бережное отношение к живому в природе.

В процессе реализации проекта использовались следующие методы стимулирования познавательной активности детей:

* беседы;

* словесно-наглядный;

* чтение художественной и энциклопедической литературы;

* продуктивная деятельность детей;

* индивидуальная работа под руководством педагога;

* драматизация;

* вопросы педагога, побуждающие детей к решению проблемных ситуаций.

Гарантированный результат

В результате реализации проекта дети будут знать :

- о разнообразных видах насекомых;

- о местах обитания насекомых; их пользе в природе;

- характерные особенности каждого насекомого;

- правила безопасного и бережного отношения к живому

У них разовьется:

- умение лепить из пластилина, раскрашивать и подбирать разнообразие цветов в оформлении поделок или рисунков;

- обогатиться словарный запас, речь

- интерес к окружающему миру;

- навык коллективного и индивидуального труда;

- мелкая моторика пальцев рук.

Критерии и способы оценки результатов

Критерии Способы

Уровень сформированности познавательного интереса дошкольников, коммуникативных навыков, произвольного поведения. Беседы с детьми, дидактические игры, взаимодействие со сверстниками в повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.

Уровень освоения детьми познавательно – исследовательской деятельности Организация и проведение открытого занятия, творческие задания.

Узнавание и называние разных видов насекомых Изготовление и размещение рисунков, поделок, изготовленных совместно с воспитателями и родителями.

Распределение ролей в проекте

Деятельность воспитателя Деятельность детей

• Формирует цель, задачи проектной деятельности на основе изученных проблем детей (при постановке цели определяется и продукт проекта).

• Разрабатывается план продвижения к цели, обсуждает его с родителями.

• Привлекает специалистов ДОУ к осуществлению соответствующих разделов проекта.

• Составляет план-схему проекта.

• Занимается сбором и накоплением материала.

• Включает в план проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.

• Подготавливает домашние задания и задания для самостоятельной деятельности детей.

• Направляет и контролирует осуществление проекта.

• Организует и проводит презентацию проектной деятельности. • Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.

• Принятие поставленной задачи, дополнение задач проекта.

• Объединение детей в рабочие группы.

• Формирование реалистических знаний, умений, навыков.

• Подготовка к презентации продукта деятельности.

• Представление зрителям или экспертам продукт деятельности.

Авторы проекта : воспитатели Додоходжаева М. А.

Участники проекта : дети среднего и старшего возраста группы №4.

Предлагаемый продукт – презентация проектной деятельности «Наши соседи - насекомые» и всех продуктов проектной деятельности.

2. Планирование проекта

Этапы работы по реализации проекта «Наши соседи - насекомые» :

Этапы проекта Деятельность педагогов Деятельность детей

1 этап Организационно-подготовительный Вводная презентация воспитателя, актуализация знаний воспитанников, обсуждение основополагающего и проблемного вопросов. Заявление темы проекта.

1. Выбор темы, предмета исследования, опреде -ление цели и задач проекта. 2. Подбор литературы, иллюстраций. 3. Выбор поделок для выставки, картин. 4. Составление конспектов НОД, подбор игр.

5. Беседа с родителями по организационным моментам реализации проекта. 1. Рассматривание иллюстраций, картинок, насекомых. 2. Наблюдение за насекомыми в природе, окружающем мире.

3. Чтение и анализ художественной, познавательной литературы.

2 этап

Практический 1. Работа с детьми и родителями.

2. Проведение консультаций, помощи в поиске ресурсов.

3. Оформление фотоматериала по работе с детьми, участие детей в разных видах деятельности.

4. Проведение выставки среди родителей на лучшую и познавательную информацию об определенном насекомом. 1. Сбор, анализ материала.

* Изготовление, подбор атрибутов для театрализации.

2. Рисование, аппликация, лепка разных видов насекомых.

3. Заучивание загадок, стихотворений о насекомых.

4. Дидактические игры: «Сложи картинку насекомого», "Кто, где живет?"

5. Подвижные игры: «Бабочки и ласточки».

3 этап

Заключительный Подготовка к презентации конечного продукта проекта «Наши соседи - насекомые». Подведение итогов, обоснование полученных результатов, их оценка.

Реализация проекта

Этапы Содержание работы Сроки Приме –чание

1 этап – Организационно-подготовительный 1. Выбор темы, предмета исследования, определение цели и задач проекта. 2. Подбор литературы, иллюстраций. 3. Составление конспектов занятий, подбор игр. 4. Беседа с родителями о изготовлении поделок для выставки и картин в картинную галерею. 5. Беседа с родителями по организационным моментам реализации проекта.

2 этап – Практический 1. Изготовление, подбор атрибутов для театрализации: * шапочки, костюмы. * декораций. 2. Изготовление объёмных насекомых с родителями.

3. Рисование бабочек, жучков,гусениц нетрадиционным способом (рисование ладошками, пальчиками, изготовление поделок на занятиях по художественно-эстетическому развитию, конструированию.

4. Заучивание загадок, стихотворений о насекомых.

5. Дидактические игры: «Кто, где живет?", "Хорошо - плохо", "Кто лишний?", пазлы "Насекомые".

6. Подвижные игры: "Пчелы и мед", "Бабочки и цветы", "Мотылек".

7. Эко-тренинг "Если б я был насекомым".

8. Эколого-психологические тренинги: "Мы - гусеницы", "Жук вверх ногами". Работа детей с родителями

Родители

Воспитатели

Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое Учебно-методическое

1. Оформление картинной галереи: * Изготовление совместных картин родителей и детей, коллективных работ с воспитателями.

2. Выставка поделок, изготовленных на занятиях по художественно-эстетическому развитию, конструированию; совместных поделок детей и родителей.

3. Оформление ширмы с рисунками по индивидуальной работе с детьми, совместных рисунков с мамами. 1.

Литература:

1. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников. Журнал "Дошкольная педагогика",№6,2005г.

2. Ковинько Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М., "Линка - Пресс, 2004г.

3. Маневцева Л. Ребенок познает мир природы. Журнал "Дошкольное воспитание", №8, 2014г.

4. "Мы". Программа экологического образования детей. Н. Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., "Детство - пресс", 2003 г.

5. Степанов В. "Азбука в стихах"

6. Синявский П. "Сто загадок"

7. Тихонов А. В. "Атлас насекомых"

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Фотоотчет о проекте «Насекомые — наши друзья»Фотоотчет о проекте «Насекомые — наши друзья» Я хочу поделиться итогами нашей работы с моими малышами по мини проекту «Насекомые - наши друзья»! Наступила весна, все расцвело и пробудилось.

Конспект ОД по познавательному развитию «Наши неприятные соседи-насекомые» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Фотоотчет о проекте «Насекомые — наши верные друзья!»Фотоотчет о проекте «Насекомые — наши верные друзья!» Лето лучшая пора для различных наблюдений и исследований с детьми. В июле наш сад закрылся на небольшой ремонт. Июнь месяц мы решили провести.

Проектная деятельность «Насекомые и другие «малыши»»Проектная деятельность «Насекомые и другие «малыши»» Тип проекта: познавательно-творческий Сроки выполнения: июнь – август 2019г. Вид проекта: групповой. Формы работы: дидактические, речевые.

Проектная деятельность с детьми младшей группы «Наши мамы лучше всех»Проектная деятельность с детьми младшей группы «Наши мамы лучше всех» Проектная деятельность с детьми младшей группы «Наши мамы лучше всех» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Сценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 летСценарий развлечения «Наши друзья — насекомые» с детьми 4–5 лет Развлечение «Наши друзья - насекомые» с детьми 4-5 лет Цель: обогащение детей новыми позитивно окрашенными эмоциями и чувствами, активизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Наши соседи — насекомые»
Опубликовано: 13 мая 2020 в 11:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД