Надежда Иванченко
Проектная деятельность со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Для достижения положительных результатов и успехов в работе с детьми современное дошкольное образование широко применяет передовые новаторские методики и технологии. Одним из таких направлений в работе с детьми моей группы является проектирование и экспериментирование. Мною и моими воспитанниками были разработан и реализован ряд интересных проектов на самые различные темы. Основной целью проектного метода в моей работе является развитие свободной творческой, думающей и мыслящей личности ребёнка. В темах наших проектов отражены и интегрированы все образовательные области.
Публикация «Проектная деятельность со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2020
Темы проектов подсказывают сами дети. В процессе образовательной деятельности у детей возникают вопросы, иногда «горячие» споры, на которые, в силу своего возраста, они не всегда могут самостоятельно ответить. В таких ситуациях дети обращаются за помощью ко мне.
Например, однажды в группе дети делились своими впечатлениями о домашних питомцах. Андрей Ш. рассказал своим друзьям о том, что у них во дворе живет ёж, который ест из кошачьей миски еду. Естественно возник интерес к животному, а вместе с ним и вопросы: что едят ежи, домашнее или дикое животное, есть ли у него детки? Так возник проект «Как живешь, ёж?».
Все проекты, реализованные с моими воспитанниками, различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду.
Продукты наших проектов различны и зависят от выбранных тем и поставленных задач. Это фото- и видеоматериалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектные папки, лэпбуки и другое.
В ходе реализации проекта я обязательно учитываю, что главное в этой деятельности то, что каждая такая работа должна быть доведена до успешного и логичного завершения, оставляя у ребенка чувство удовлетворенности от поставленного вопроса, приобретенных знаний и гордости за полученный результат.
Так как основная задача нашей проектной деятельности – это социально-коммуникативное развитие ребенка, я активно решаю проблему непринужденного общения детей между собой, умения делиться своими предположениями, впечатлениями и достижениями на протяжении каждого проекта. Таким образом, ребенок научается взаимодействовать с людьми, оценивать свою значимость в коллективе и в обществе. А это - основной показатель готовности к школе.
Конечно, эта задача решается во всех сферах дошкольного детства, но сегодня я хочу поделиться своим опытом социализации ребенка именно через организацию проектной деятельности.
1. Одним из первых был проект «Осторожно, микробы», когда мы были еще во второй младшей группе. Проект был групповой, информационно-познавательный, краткосрочный, решающий задачи обучения детей здоровому образу жизни. Для реализации проекта были привлечены родители воспитанников. Дети рисовали, лепили, разучивали потешки, стихи, играли в дидактические и подвижные игры, смотрели обучающие презентации и мультфильмы «Осторожно, микробы!», «Скорая помощь и микробы», «Фиксики. Микробы», «Уроки осторожности тетушки Совы». В процессе реализации проекта у ребят и их родителей проявился интерес к здоровому образу жизни, научились заботиться о своем здоровье. В конце проекта совместно изготовили книгу «Все о микробах».
2. А летом в ходе проектной деятельности мы с детьми узнали, кто живет в траве. В беседе на прогулке выяснилось, что малыши мало знают о насекомых, и возникла идея познакомить детей с этой стороной природного окружения. Проект получился был творческий, познавательный, увлекательный. Длился он один месяц.
В ходе реализации проекта дети наблюдали за насекомыми, которые живут в траве, на деревьях, в почве. Много узнали об их образе жизни, о том, чем питаются, кого опасаются и на кого охотятся, стали понимать, что насекомые это часть природы. Так как дети в ходе проекта зарисовывали свои впечатления, одновременно решалась задача развития творческих способностей. А активные беседы и обмен полученными знаниями и впечатлениями активизировал словарь дошкольников. Продуктом проекта стал лэпбук «Кто живет в траве?». Эффективность этого лэпбука заключается в том, что это пособие задумано не только как методическое пособие, но и как пополняемый банк информации о насекомых.
3. Проект «Зимовье птиц» был организован с детьми средней группы при участии их родителей. Проект групповой, информационно-познавательный, краткосрочный. Цель проекта – закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
В процессе проекта с детьми были организованы и проведены тематические беседы, наблюдения в природе, рисовали птицу оттиском ладошки, лепили «Птичку-невеличку», играли в тематические подвижные и дидактические игры. Самым интересным этапом проекта стало совместное с родителями изготовление кормушек. Был организован семейный конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Впоследствии все кормушки были развешены на территории детского сада и в прилегающем сквере. В завершении проекта мы все вместе оформили альбом «Зимующие птицы», который можно полистать и рассмотреть птиц, а так же вынуть из него понравившееся изображение и раскрасить. А с помощью музыкального руководителя была создана фонограмма образцов пения знакомых нам птиц.
4. Так же в средней группе был осуществлен совместный с родителями проект «Огород на окне». Цель этого проекта состояла в том, чтобы дать детям наглядное представление о жизнедеятельности растений и научить выращивать некоторые растения в зимнее время.
В процессе проекта дети высаживали и ухаживали за луком, пшеницей, редисом, горохом, наблюдали за их ростом в освещенном и затемненном помещении, с поливом и без него, отмечали происходящие изменения и различия. Во время реализации проекта была оформлена выставка совместных с родителями рисунков и поделок из луковиц, читали тематические сказки, разучивали стихотворения, пословицы и поговорки.
5. Осенью 2018 года с детьми был организован проект «Как живешь, ёж?». Проект был групповым, информационно-познавательным, краткосрочным. Активными участниками проекта стали семьи моих воспитанников. Мы все вместе увлеченно с помощью исследовательской и творческой деятельности узнавали о жизни ежей.
В ходе подготовительного этапа были поставлены цели, задачи, определены этапы и содержание работы. Проект был насыщен интересными и познавательными мероприятиями: просмотр обучающих презентаций «Как живешь, еж?», «Интересные факты о ежах», мультфильмов «Ёжик в тумане», «Ежик должен быть колючим?», «Пластилиновый ежик», чтением художественной литературы М. Пришвин «Ёж», А. Усачев «Жили-были ёжики», Иван Соколов-Микитов «Ёж», ребята рисовали, делали аппликацию, используя природный материал, играли в дидактические и подвижные игры «Угадай и назови», «Какое животное я загадала?», «Запасливый ёжик», «Ёжики в лесу».
Очень интересной была организованная совместная творческая выставка с родителями из природного и подручного материала «Ёжики». Родители помогли нам в организации мастер-классов: мама Миши Т. учила ребят делать яблоко из бросового материала, под руководством мамы Андрея Ш. дети изготавливали ежа из соленого теста. В завершении проекта всем детям были вручены дипломы научных исследователей.
6. Но самым интересным и необычным был проект «Что такое электричество?» Идею этого проекта нам подала бабушка Саши Ф., которая по профессии учитель физики, и Ольга Дмитриевна всегда с большим удовольствием сотрудничает с детским садом в вопросах воспитания и обучения детей. С помощью такого ценного специалиста наш проект получился очень увлекательным и познавательным. Дети получили четкое представление о том, как возникает электричество, ребята получили много впечатлений от экспериментов и опытов, которые представила Ольга Дмитриевна и её помощник Виктор Николаевич, каждый хотел попробовать покрутить ручку генератора и электрофорной машины и получить свой собственный результат. Проект был разнообразен интересными мероприятиями: ребята рисовали, раскрашивали, читали стихи об электричестве, загадывали загадки, играли в игры, наблюдали за работой электро- и осветительных приборов. В завершении проекта совместно были оформлены альбом «Запомни сам и научи другого!» и журнал «Научная лаборатория».
Практика показала, что проектная деятельность особенно поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, ведет к поиску нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Я призываю всех коллег не бояться трудностей и смелее внедрять в свою практическую деятельность проектный метод работы с вашими воспитанниками.