Любовь Чердинцева
Проектная работа «Цветы на подоконнике» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила Чердинцева Л. И
Пояснительная записка
Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зеленая веточка или цветок, распустившийся в комнате. Человек издавна разводит комнатные растения для эстетического наслаждения и красоты. Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать. Таким образом, развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
Публикация «Проектная работа „Цветы на подоконнике“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Матрица проекта
Название проекта : «Цветы на подоконнике»
Тема проекта :
Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями.
Проблемное поле проекта :
Нам подарили в группу комнатное растение – фиалка. Дети обрадовались подарку, но как ухаживать за ним они не знают, для чего нужны цветы в помещении дети тоже не знают. Проблемой является наличие у детей трудности в знании комнатных растений, в формировании навыков правильного ухода за ними. Отсутствие у детей экологической грамотности и культуры по отношению к растительному миру, родной природе.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Технологии проектирования. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)
Игровая технология. Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей.
Технология исследовательской деятельности. Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формы и методы работы :
Формы работы
1. Образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Проведение ситуативных бесед
7. Продуктивная деятельность.
8. Музыкально – ритмические движения.
9. Заучивание стихов, песен.
10. Организация совместно с родителями выставки рисунков «Мой любимый цветок»
Методы и приё мы:
1. Наблюдения.
2. Беседа.
3. Вопросы к детям.
4. Показ способов действия.
5. Объяснения.
6. Индивидуальная работа.
7. Игровые и проблемные ситуации.
8. Предоставление выбора материалов, оборудования
Цель: Формировать представления о комнатных растениях (внешний вид, особенности ухода за ним).
Задачи:
1. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2. Познакомить детей со строением растений, их особенностью.
3. Развивать познавательный интерес.
4. Помочь детям установить связь между совершаемыми действиями и состоянием растения.
5. Систематизировать знания детей об условиях, необходимых для нормального роста комнатного растения.
6. Расширять словарный запас.
7. Формировать навыки ухода за комнатными растениями.
8. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Планируемые результаты
Личностные качества
Обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области живой и не живой природы.
Проявляет любознательность, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; может назвать явления природы в натуре, на картинках.
Интеллектуальные качества
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
Стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении.
Проявляет интерес к потешкам, стихам, сказкам, загадкам, к рассматриванию картинок.
Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Способен действовать по образцу педагога в процессе создания продукта собственной художественно-творческой деятельности.
Физические качества
Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Вид проекта – познавательно - информационный, игровой.
Состав участников
Дети второй младшей группы.
Воспитатели группы, младший воспитатель.
Родители.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
-ОД.
-Выставки рисунков и поделок.
-Игры-ситуации.
-Беседы.
-Просмотр мультфильмов.
-Консультации.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1. Этап
Поисковый
Содержание деятельности
Дети:
Рассматривание картин, рисование рисунков по данной теме.
Наблюдение за комнатными растениями, на участке детского сада.
Родители: Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за сезонными изменениями в природе, в жизни комнатных цветов, обсудить это. Участвовать в изготовлении поделок.
Воспитатели:
Подбор методической, художественной литературы
Изготовление дидактических пособий по теме.
Написание конспектов од.
Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.
2. Этап
Аналитический
Изучение уровня знаний детей по теме, закрепить знания детей о весенних явлениях в природе, изменениях в уходе за комнатными растениями, о роли человека в их жизни. Уточнить знания детей об особенностях комнатных растений весной.
3. Этап
Практический
Выставка рисунков на весеннюю тематику.
Изготовление дидактической игры «Когда это бывает?».
Оформление демонстрационного альбома «Растения в нашей группе»
Оформление картотеки загадок, стихов о комнатных растениях.
4. Этап
Презентационный
Презентация «Путешествие в страну Цветов»
5. Этап
Контрольный
Рефлексия. В рамках проекта работа получилась познавательной. Проектная деятельность помогла детям освоить и осмыслить новые знания о комнатных растениях, в частности о цветке фиалка. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Организационные формы работы над проектом
Деятельность воспитателя
Подбор методической литературы, иллюстративного материала
Энциклопедия «Цветы, какие они», «Будем беречь, и охранять природу», «Правила ухода за комнатными растениями», «Удивительный мир растений»
Книга «Комнатные растения», картинки с изображением садовых и полевых цветов.
настольно – печатных игр, дидактических игр, тематических альбомов.
«Части цветка», «Чей лепесток», «Подбери по цвету», «Собери букет», «Что прибавилось», «Четвёртый лишний».
Рекомендаций для родителей.
Консультация «Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями
Написание конспектов од.
«Вот такой у нас букет».
Деятельность узких специалистов
Написание сценария досуга.
«Путешествие на цветочную поляну».
Совместная деятельность педагога и детей
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
Картинки из папки «Цветы». «Цветы на подоконнике»
Изготовление карточек – схем. - Уход за комнатным растением.
Чтение художественной литературы.
«Сказка о волшебной арфе и принцессе фиалке», «Фиалка» С. Белов, «Фиалка» Е. Серова, «Неизвестный цветок» А. Платонов, Е. Благинина «Огонёк», Я. Колас «Цветок»
Разучивание подвижных игр.
Пальчиковые игры: «В гости к нам весна пришла» «Цветочек», «Солнце», «Травка», «Цветочек», «Солнышко и дождик».
Создание развивающей среды в группе.
Дидактические и настольно-печатные игры.
Наглядно-дидактические пособия.
Раздаточный материал
Трафареты для свободного рисования.
Специальная методическая литература
Наблюдения.
«Уход за комнатными растениями», «Растения, которые живут в нашей группе», «Знакомство с фиалкой», «За цветущими растениями», «Мои зелёные друзья».
Беседы.
«Наши друзья - комнатные растения»
«Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями»
«Строение комнатного растения».
«Что необходимо растению для роста?»
«Как ухаживать за комнатным растением?»
Совместная деятельность детей друг с другом
Игровая деятельность детей с дидактическими играми.
«Что изменилось?»
«Найди такой же»
«Угадай растение по описанию»
«Где спряталась матрёшка?»
«Найди растение по названию»
«Опиши, я отгадаю»
Игра инсценировка - «Цветочек заболел»
Сюжетно-ролевая игра - «Магазин цветов»
Самостоятельная деятельность детей
Создание из строителя. Выкладывание из геометрических фигур, из палочек.
«Полочка для цветка»
«Фиалка в горшочке»
Совместная деятельность ребенка с родителями
Продуктивная деятельность - Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Деятельность родителей
Продуктивная деятельность - Лэпбук «Комнатные растения»
Итоговое мероприятие. НОД «Помоги растению».
Описание продукта, полученного в результате проекта : Презентация «Путешествие в страну Цветов» Лэпбук «Комнатные растения»
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)
Рисование ладошами «Цветики-цветочки», «Фиалка».
Раскрашивание ватными палочками «Бабочка на цветке».
Коллективная работа «Корзина цветов».
Лепка «Фиалки», пластилинография «Цветок»
Аппликация
«Какие разные цветы на моём окне».
Аппликация из пластилина «Фиалки»
Развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство)
Чтение художественной литературы «Сказка о волшебной арфе и принцессе фиалке», «Фиалка» С. Белов, «Фиалка» Е. Серова, «Неизвестный цветок» А. Платонов, Е. Благинина «Огонёк», Я. Колас «Цветок»
Беседы «Наши друзья - комнатные растения», «Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями»
Формировать интерес и любовь к художественной литературе. Познакомить детей со стихотворениями о комнатных растениях.
Активизировать речь детей, проговаривая слова: цветы, растения, листочки и др.
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство)
Слушание музыки В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Прослушивание и разучивание песен о цветах.
Закреплять умения слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
Познавательное развитие
Рассматривание комнатных растений (фиалка, иллюстраций о цветах, составление описательных рассказов.
Беседы «Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями»
«Строение комнатного растения».
«Что необходимо растению для роста?»
«Как ухаживать за комнатным растением?»
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, познавательно-исследовательскую деятельность
Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Социально-коммуникативное развитие.
Наблюдение и составление рассказа по темам «Как нужно относиться к цветам?», «Как вы думаете, их кто-то посадил?», «Где вы видели ещё красивые цветы?»
Беседы «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».
Привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Речевое развитие.
Словесные игры «Угадай по цвету», «Игра в слова», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Что прибавилось», «Четвёртый лишний».
Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Цветы»
Беседы: «Наши друзья - комнатные растения», «Как ухаживать за комнатным растением?»
Развивать навыки диалогической и монологической речи. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Развивать речь, мышление.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Цветочек», «Солнце», «Травка», «Цветочек», «Солнышко и дождик».
Подвижные игры: «Бабочки - цветочки», «Мяч по кругу», «Лесная фиалка».
Развивать двигательную активность, используя физкультурные паузы и упражнения.
Развивать желание детей играть в подвижные игры.
Развивать навыки взаимодействия в игре.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
- участие детей и родителей в выставке;
Выставка семейных творческих работ, выставка рисунков: «Наши любимые цветы»
Создание: Картотека физкультминуток по теме проекта.
Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
Картотека дидактических игр по теме проекта.
Стихотворения и загадки про цветы.
- материальное обеспечение проекта;
ИКТ, набор сюжетных картинок, художественной литературы, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, дидактическим играм, предметы, материал к экспериментальной деятельности, к проведению опытов, к изодеятельности, атрибуты к подвижным играм, словесным играм.
- методические разработки;
Конспект ОД, сценарий досуга, презентации, беседы с детьми и родителями.
- интеграция со специалистами детского сада - музыкальный руководитель
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Центр речевого развития.
Мини – библиотека: детская художественная литература: Энциклопедии «Цветы, какие они», «Будем беречь, и охранять природу», «Правила ухода за комнатными растениями», «Удивительный мир растений».
Книга «Комнатные растения»
Картины и иллюстрации, изображающие комнатные растения.
Центр познавательного развития.
Энциклопедии, электронные презентации.
Магнитофон с дисками, ноутбук.
Наборы игрушек «Животные», «Птицы».
Центр экспериментальной деятельности.
Уголок экспериментирования с набором природного и бросового материала.
Центр изодеятельности.
Материалы для изобразительной деятельности.
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Наблюдения
«Растения, которые живут в нашей группе» «Знакомство с фиалкой» «Мои зелёные друзья» «Уход за комнатными растениями» «За цветущими растениями»
В специально созданных условиях
Мытье растений. За протиранием широких листьев. Полив растений. Сравнение комнатного и садового цветка. За рассаживание цветов.
Образовательная деятельность
Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Цветы»
«Знакомство с комнатным растением – фиалкой» «Полив комнатного растения»
«Где вы видели ещё красивые цветы?» «Наши зеленые друзья — комнатные растения»
Рассказывание
Придумывание рассказа «Как попало комнатное растение в детский сад».
Описание комнатных растений. Приключение комнатного растения в детском саду. Такие разные комнатные растения. Растения на участке и в группе
Чтение художественной литературы
«Неизвестный цветок» А. Платонов «Сказка о волшебной арфе и принцессе фиалке» «Фиалка» С. Белов Е. Благинина «Огонёк» Я. Колас «Цветок» Экспериментирование, моделирование
«Горшочки для цветов» «Выложи цветок из камушков и крышек» «Подбери блюдца к цветочным горшкам» «Заборчик для клумбы» Игра с пуговицами «Цветок в красивом горшке»
Игры (настольно-печатные и дидактические)
«Собери цветок» (разрезные картинки) «Что изменилось?» «Найди такой же» «Угадай растение по описанию» «Найди растение по названию»
Художественно-творческая деятельность
«Фиалка в горшочке» «Подбери лейку» «Полочка для цветка» Раскрашивание ватными палочками «Бабочка на цветке». «Где спряталась матрёшка?»
Рисование
«Поливаем из лейки» Рисование ладошками «Цветики-цветочки» «Фиалка». «Веточка мимозы» Коллективная работа «Корзина цветов».
Лепка
«Лейка» «Фиалка» «Пушистая верба». «Цветок» «Кашпо для цветка»
Аппликация
«Комнатные растения» «Мой любимый цветок» «Весенний букет» «Какие разные цветы на нашем окне». «Фиалки»
Список литературы.
1. Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сакмарский детский сад «Улыбка», 2014 г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду Вторая младшая группа М. : «Мозаика-Синтез», 2016 г. 112с.
3. Соломенникова О. А «Ознакомление с природой в детском саду» Вторая младшая группа М. : «Мозаика-Синтез», 2016 г. 64с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду Вторая младшая группа. Планирование. ООО ИД Цветной мир 2015г. -158с
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет М. : «Мозаика-Синтез», 2016 г. -48с
6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. : Просвещения, 1981. – 80с.
7. Журнал «Узамбарская фиалка». 2004-2006.
8. Журнал «Комнатные растения»2004.
9. Материалы интернет сайтов:
https://infourok.ru/igra-inscenirovka-v-pervoy-mladshey-gruppe-na-temu-cvetochek-zabolel-2904870.html
https://www.maam.ru/detskijsad/igra-otkrytie-dlja-detei-mladshei-grupy.html
https://www.maam.ru/detskijsad/detskii-isledovatelskii-proekt-udivitelnyi-mir-fialok.html
https://dohcolonoc.ru/conspect/6322-znakomstvo-s-komnatnym-rasteniem-fialkoj.html
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-fialki-iz-plastilina.html