Папки-передвижки

Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»

Альфия Беляева
Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»

Актуальность. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (ОНР, которое характеризуется большой распространенностью, сложностью симптоматики и патогенеза. В структуре этого вида дизонтогенеза, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляется и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная неполноценность (И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Публикация «Проектная работа „Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

Таким образом, общее недоразвитие речи является сложным системным нарушением, сочетающим в себе разнообразную речевую и неречевую симптоматику.

В связи с этим преодоление имеющихся у детей с ОНР нарушений речевой и неречевой психической деятельности возможно только при реализации комплексной системы коррекционной работы. Комплексный подход в осуществлении коррекционного воздействия является основополагающим принципом построения программ коррекции общего недоразвития речи (Л. С. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова Л. Г. Парамонова, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.).

Современные сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии и здоровья населения России и в то же время возрастание требований к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость изменений в системе образования детей с ОНР. Важным условием реализации этих изменений становится разработка новых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к углубленному изучению и коррекции нарушений, социальной адаптации и интеграции данной категории детей, что требует координации деятельности специалистов разных профилей.

Совершенствование коррекционно-развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации.

В настоящее время актуальным является разработка и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий тестопластики. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются объемные предметы. Для коррекционно-логопедического обучения возможности тестопластики представляют особую важность. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Установлено, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Однако, исследований, изучающих возможности использования тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно. В результате чего, возникает противоречие между необходимостью коррекции речи детей с общим недоразвитием речи при помощи инновационных технологий, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы применения тестопластики в коррекции речевых нарушений.

Цель: проверить возможности применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи: 1) проанализировать теоретико-методические источники по проблеме применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня;

2) экспериментальным способом определить роль тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи ;

3) разработать предложения по применению тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи;

4) заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми, изготовлении разных игрушек и игр из соленого теста и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Тип проекта : позновательно-игровой, творческий, долгосрочный.

Возраст:

Дети 5-го-6-го года жизни (старшая группа детского сада).

Участники проекта :

Воспитатели;

воспитанники;

родители;

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

- знакомство воспитанников с соленым тестом;

консультации для родителей о происхождении соленого теста, о изготовлении соленого теста и о применении соленого теста в играх с детьми в домашних условиях;

- мастер-класс для родителей по изготовлению соленого теста;

- подбор игр для привлечения детей к лепке соленым тестом;

- подбор наглядного материала.

2. Основной этап.

- презентация на тему «Путешествие в страну Соленого теста»;

- разучивание пальчиковых игр;

- разработка занятий по лепке соленым тестом;

- сюжетно-ролевые, дидактические, народные игры;

- обыгрывание сказок при помощи игрушек из соленого теста сделанных руками детей.

3. Заключительный этап.

Выставка работ из соленого теста, сделанная руками детей.

Новизна: впервые составлена и применена программа применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

данные исследования и предлагаемая программа могут применяться в организации коррекционной работы специалистами дошкольных учреждений.

Ожидаемые результаты: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук и соответственно коррекция речи при применении тестопластики.

2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

3. Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией

Оценка результатов

- Участие в проекте 75% семей группы.

- При проведении анкетирования возросло желание родителей заниматься дома с детьми лепкой соленым тестом.

У детей воспитываются такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

Включение в систему работы тестопластики и упражнений способствовало улучшению словообразования, фонематического анализа и синтеза, как активного, так и пассивного словаря, улучшило фонематический слух, и состояние звукопроизношения.

Список использованной литературы:

1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 48 с.

2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопед в детском саду. – Nо 1. – 2007. – С. 20 -27.

3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М. :АРКТИ, 2006. – 88 с.

4. Баронова, В. В. Формирование навыков звуко - слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели/ М. М. Баронова // Логопедия. – Nо 3. – 2012. – С. 26 - 31

5. Баряева, Л. Б. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина. - СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.

6. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – 46 с.

7. Гуськова, А. А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок / А. Н. Гуськова // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 32-42.

8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Карапуз». - М., 2009 - 208 с.

9. Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала : Издательский дом «Карапуз». - М, 2009 - 208 с.

10. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. - М: Издательский Дом МСП, 2006. - 128 с.

11. Силаева, К. В. Соленое тесто : украшения, сувениры, поделки, М. : Издательство Эксмо, 2003 - 128 с.

Консультация для родителей

«О пользе лепки»

Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.

Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги - и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее сделать собственными руками все, что видишь или то, что создала фантазия. Один из знаменитых скульпторов И. Я. Гинцбург говорил о лепке: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

Трехмерность, объемность изображения дает объемный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. Под влиянием своих чувств они наделяют образы теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к тем или иным событиям и явлениям.

Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации.

Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых- педагогов, воспитателей, родителей- облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.

Публикации по теме:

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 24 октября 2014 в 13:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД