Лучший педагог года

Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ

Елена Ващенко
Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ

Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что в свою очередь побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.

Центром является личность ребенка, его внутренний мир. Чётко усвоив и то, что многое зависит от творчества работающего, слаженного педагогического коллектива, в котором даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Публикация «Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» размещена в разделах

Цель работы старшего воспитателя в детском саду такова, чтобы создать в ДОУ целостную педагогическую систему, обеспечивающею оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.

Анализируя работу ДОУ, хочу выделить приоритетное направление и накопленный опыт на тему: «Проектный метод, как инновация в методической работе дошкольного учреждения».

Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель - ребенок, ребенок - родители, воспитатель - родители. Использую разнообразные технологии метода проектов : развлечения, творческие проекты, информационные, педагогические. В технологии проектирования позволяет создать такие педагогические условия, где каждому педагогу и ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Метод проектов как педагогическая технология – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Цель: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы детей;

• формирование предпосылок учебной и исследовательской деятельности детей, умения работать в коллективе, координировать свои действия, распределять обязанности в соответствии с целью и этапами проекта;

воспитание личностных качеств дошкольников: любознательность, самостоя-тельность, целенаправленность, инициатива и др.

Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего дня.

В феврале 2014г. на базе нашего детского сада проходил районный семинар педагогических работников «Формы организации взрослых и детей в процессе образовательной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками». Педагоги ДОУ поделились опытом работы по созданию, реализации и результативностью работы по проектам.

Проектная деятельность позволяет нам:

- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в дея-тельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

- формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста

Проектная деятельность в нашем детском саду начала внедрятся с 2007 года. И за это время были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс детского сада не один десяток проектов. Я расскажу о наиболее интересных, значимых и продуктивных из них. Первым нашим проектом был педагогический физкультурно-оздоровительный проект «Здоровье». Цель - создание условий для полноценного физического развития детей и полноценной двигательной активности. В ходе реализации этого проекта в спортивно-музыкальном зале были созданы все условия для проведения физкультурных занятий, оборудован уголок спортивного оборудования и инвентаря, оборудована и расширена спортивная площадка на улице. Проводятся ежедневные физкультурные занятия инструктором физической культуры, как в спортивном зале, так и на улице.

Продолжением этой работы стали и ещё рад дочерних проектов. В апреле 2013 года нами был составлен социально значимый проект, который предусматривает организацию системы работы по коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата со всеми воспитанниками детского сада. Проект выиграл грант на конкурсе социально-значимых проектов, посвященных 90-летию Купинского района в размере 20 тыс. рублей. На эти деньги нами было приобретено спортивное оборудование и инвентарь, предназначенный для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Ведётся профилактическая работа с детьми с нарушением осанки и плоскостопием как индивидуально, так и во время проведения занятий, гимнастики утром и после дневного сна, в течение дня при организации динамических пауз, в ходе работы коррекционного кружка «Крепыши».

В 2015г. победителем конкурса социально-значимых проектов Купинского района стал разработанный нами проект по созданию детской спортивной площадки на улице. Проект выиграл грант в размере 75 тыс. рублей. Деньги были освоены в полном объёме - 2 сентября 2016 года прошло торжественное открытие спортивной площадки, кульминацией которого стали малые районные олимпийские игры для дошкольников «Лето Сибири – 2016».

В результате дети стали реже болеть и на 15% выросла посещаемость ДОУ. У воспитанников сформированы навыки: дисциплины, двигательной активности, умственной работоспособности, умение действовать автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Дети физически подготовлены к школе, что позволяет им быстрее адаптироваться к школьным условиям. Воспитанники ДОУ (131 человек) получили возможность заниматься физической культурой и спортом не только в музыкально - спортивном зале детского сада, но и при организации всех видов детской деятельности на свежем воздухе. Увеличилась сфера взаимосвязей с социумом, повысился эмоциональный фон воспитанников и их родителей, вырос престиж ДОУ, укрепилось физическое здоровье детей. У детей и их родителей сформировано положительное и бережливое отношение к здоровому образу жизни. Занятие физической культурой позволило воспитанникам показать высокие результаты в спортивных мероприятиях и соревнованиях города Купино и района. В рай-онных соревнованиях «Олимпийские надежды – 2015» воспитанники заняли 3 место, а в малых олимпийских играх «Лето Сибири – 2016» - 1 место.

С 2007 года в детском саду работает проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». Цель - воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию. В рамках этого проекта была разработана система занятий во всех возрастных группах по темам: «Земля наш общий дом», «Россия – Родина моя», «Моя малая родина», что помогает нам проводить работу по патриотическому воспитанию в системе и охватывать все его направления. Проект реализуется не только во время занятий, применяются также такие формы организации взрослого и детей, как совместная поисково-исследовательская деятельность по организации и пополнению мини-музея народного быта, подготовка и проведение праздников: «День защитников отечества»; «9 мая – день Победы»; «Мамин день»; «Праздники по народному календарю». Выставок на-родного творчества: «Славься Край Сибирский!»; «Город Купино – глазами детей» физкультурных мероприятий, акций «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «Зелёный патруль», «Озеленение территории детского сада», экскурсий, создание герба семьи и генеалогического древа, создание семейных фотоальбомов различной тематики, оснащение предметно-развивающей среды детского сада по патриотическому воспитанию совместно дети – родители – педагоги. В результате наши дети знают историю родного города и края, культуру и обычаи русского народа, растут истинными патриотами России.

Тогда же стартовал и эколого-дизайнерский проект «Чудо рядом с тобой», в процессе реализации которого был создан парк отдыха и развлечений, в котором так любят бывать наши дети. Там же реализуется проект «Экология вокруг нас», цель которого воспитание экологической культуры дошкольников. Проекты по экологическому воспитанию были отмечены на конкурсе «Экобеби», где в течение 2 лет мы занимаем призовые места, в 2012 году диплом 2 степени в номинации «Экологический паспорт учреждения», а в 2013 году также диплом 2 степени, но уже в номинации «Ландшафтный дизайн территории дошкольного образовательного учреждения. В данное время участвуем в конкурсе «Экобеби – 2016» в номинации «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников». В результате у детей сформированы элементарные представления о явлениях природы, привиты навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, они с удовольствием гуляют в парке, наслаждаясь ароматами цветов и многотравья, летом бегают босиком по мягкому ковру густого газона, ухаживают за растениями на мини-огороде детского сада.

Уже шестой год в детском саду работают кружки : «Крепыши» и «Мастерилки» в рамках реализации проекта «Дополнительного образования в ДОУ». Пятый год в детском саду функционирует кружок «Юные исследователи», работа которого начиналась с разработки и реализации проекта по организации кружка поисково-исследовательской деятельности, в сотрудничестве с учителем химии лицея №2 Гарбузовой В. Е., и она же на протяжении 2 лет проводила занятия кружка в детском саду, а в настоящее время является его куратором. В детском саду создана лаборатория опытно – экспериментальной деятельности «Любознайка». В результате, работа данных кружков позволяет нам развивать детей всесторонне, углубить работу по физическому, художественно-творческому и познавательно-исследовательскому развитию детей. Работы, созданные детьми на занятиях кружка «Мастерилки» занимают призовые места в конкурсах детского творчества: «Красота божьего мира», «Пасхальный перезвон», «Мой любимый педагог», «Моя семья» и др.

После организации работы кружков у нас оставалась слабо развито художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие детей. С целью заполнить этот пробел был разработан проект «Одаренные дети» для дальнейшего развитие одарё нных детей в разных видах деятельности: музыкальной, художественно-продуктивной, хореографической, индивидуальной и др. Результатом данной работы являются победы в конкурсах различных уровней и направлений, в условиях очень жёсткой конкуренции и высоких требований к конкурсантам. Стабильно высокие результаты в фестивале творчества детей дошкольного возраста «Радуга детства» : в номинации «Вокальное творчество» 2014г. - 3 место, 2015г. - 2 место, 2016г. – 2 место и ребёнок, исполнивший сольную песню стал лауреатом; в номинации «Оригинальный жанр» 2014г. - 1 место, 2016г. – 3 место; в номинации «Художественное чтение» 2014г. - 1 место, 2015г. – 1 и 3 место, 2016г. – лауреаты и в номинации «Танцевальное творчество» 2015г. – 3 место; 2016г. – 1 место. В конкурсе «Умники и умницы» воспитанники ДОУ занимают только призовые места: 2014г. – 1 место; 2015г. – 2 место; 2016г. – 3 место.

Развитие детей не прекращается и в летний оздоровительный период. С 2010 года в нашем детском саду действует проект «Лето Сибири», и в 2011 года нами создана программа организационно-педагогической работы в летний период, что помогает создавать в летне-оздоровительный период условия, способствующие оздоровлению детского организма; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка. Работа по этому проекту ведётся через формы организации нерегламентированной деятельности детей, праздники и развлечения, ежедневные прогулки и игры в парке отдыха и развлечений, занятия на спортивной площадке, театрализованную и творческую деятельность, различные виды закаливания, организацию разнообразного сетевого взаимодействия и сотрудничества. Дети с удовольствием общаются со своими сверстниками и школьниками на совместных праздниках, развлечениях и соревнованиях, ходят на экскурсии на промышленные предприятия города, в библиотеку, посещают мастер-классы в ДК им. Кирова, проводят совместные акции с ГИБДД города. В результате, в новый учебный год, дети входят окрепшими и отдохнувшими, с но-выми впечатлениями и приобретёнными в непосредственной обстановке знаниями.

Начиная с 2014 года, детский сад реализует ряд проектов :

1. Проект «Чтобы не было беды». Работая по проекту, мы формируем у детей осознанное и ответственное отношения к выполнению правил пожарной и дорожной безопасности. Вооружаем знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Работа по проекту ведется через организацию совместной поисково-исследовательской деятельности, разбор опасных ситуаций, проведение досугов, викторин, организацию художественно-творческой деятельности, участие в конкурсах и акциях по пожарной и дорожной безопасности, проведение интегрированных занятий по образовательным областям «Безопасность и здоровье». Большое значение в данной работе отводится сетевому взаимодействию с пожарной частью и отделом ГИБДД Купинского района. Мы проводим экскурсии в пожарную часть и совместные учения пожарной безопасности, а с сотрудниками ГИБДД – совместные акции «Самый главный пассажир», «Дорога – символ жизни», викторины по правилам дорожного движения. В результате проводимой работы дети владеют правилами и навыками действий в случае пожара, знают и соблюдают правила дорожного движения.

2. Проект по взаимодействию ДОУ и школы, как условию формирования готовности воспитанников детского сада к школьному обучению. В начале каждого учебного года мы, совместно с педагогами лицея № 2, разрабатываем перспективный план по взаимодействию. Осенью дети подготовительной группы, традиционно, ходят на экскурсию в лицей № 2, а на осенних каникулах мы принимаем первоклассников у себя в гостях, где для них организовываем экскурсию по детскому саду и проводим спортивные соревнования «Весёлые старты» между командами детей подготовительной группы и первоклассниками. В этом году мы смогли пригласить первоклашек на новую детскую спортивную площадку для проведения совместных соревнований. Весной 2014 г. дети старшей и подготовительной групп ходили в гости в лицей, где ученики 5 класса показали им инсценировку сказки «Спящая красавица» в рамках «Театральной недели». Ежегодно для детей детского сада в лицее проходят дни открытых дверей с проведением мастер-классов по разным образовательным областям. На этот учебный год у нас запланированы взаимные встречи в течение всего года, сотрудничество в области конструирования и робототехники. Взаимодействие ведётся и среди педагогов. На базе детского сада прошёл совместный семинар «Взаимодействие детского сада и школы при подготовке детей к школьному обучению в соответствии с ФГОС ДО». Педагоги ДОУ посетили урок обучения грамоте в 1 классе лицея №2, и смогли обсудить общие требования готовности ребёнка к школе. Традиционно, на родительское собрание в подготовительной группе, приглашаем учителей лицея, которые будут набирать в свои классы выпускников нашего ДОУ и родители имеют возможность познакомиться с будущим учителем своего ребёнка, задать интересующие его вопросы. В результате такого сотрудничества воспитанники намного быстрее адаптируются к условиям школьного обучения, а родители более глубже вникают в школьную жизнь, находят общий язык с учителями.

3. В рамках проекта «Маленькая страна чудес» в группах создана и постоянно совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда соответствующая ФГОС ДО. Она насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. В результате дети с удовольствием идут в детский сад, где могут развиваться, общаться, играть.

Часть перечисленных проектов уже реализованы и на их основе созданы педагогические условия, способствующая всестороннему развитию детей. Большинство разработанных проектов продолжает работать из года в год, повторяя педагогические циклы. Мы не останавливаемся на достигнутом и в этом году планируем работать по проекту, способствующему речевому развитию детей «Рукописная семейная книга» и реализовывать в работе с детьми целый ряд педагогических проектов, перспективное планирование которых отражено в рабочих программах педагогов ДОУ. Для участия в конкурсе социально-значимых проектов Купинского района мы работаем над разработкой проекта по организации кружка «Легомир» в детском саду, по обучению дошкольников легоконструированию и робототехнике.

Эти и другие проекты я представила в презентации «Калейдоскоп проектов».

Вывод: Используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с до-школьниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности, мы реализуем личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению и воспитанию, обязательно ориентируясь на личность ребёнка. К выпуску в школу дети, действуя самостоятельно, учатся разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т. д.). У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности, делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Внедрение в образовательный процесс технологии проектирования способствует развитию свободной творческой личности, помогает создать в ДОУ целостную педагогическую систему, обеспечивающую оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.

Публикации по теме:

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Доклад на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений с детьми». Работая с детьми, каждый педагог находится в постоянном поиске новых идей. И новые требования к образованию двигают нас к использованию.

Интерактивные формы в методической работе с педагогами ДОО В дошкольной образовательной организации существует множество форм работы с педагогическим коллективом. Перестройка дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития Проектный метод в детском саду. Содержание. 1. Общие понятия и история развития метода. 2. Проектный метод в России. 3. Проектный метод.

Проектный метод в образовании дошкольников 1 слайд. Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая) Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть третья) Дети моей группы принимают активное участие в районных конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть вторая) Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 06:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД