Получи документы

Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий

Осадчева Карина
Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий

Осадчева К. П.

Воспитатель МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное»

Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий» размещена в разделах

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены ФГОС ДО :

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи [6, с. 167].

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения : часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна : все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактические игры и пособия необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую игровые пособия, в состав которых включены:

Игры на расширение словарного запаса детей

«Волшебный сундучок»

Цель - развивать тактильные ощущения и наблюдательность детей. Ход игры: Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в мешочке, дети определяют, что это за предмет. Содержимое мешочка можно менять и использовать как сюрпризный момент к непосредственно образовательной деятельности

«Перепутанная сказка»

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать ребенку сказку о «Теремке» В том месте истории, где лисичка-сестричка пришла в терем и спросить кто живет в нем должна встретить волка,и изменить сюжет. В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Терем и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

«Книжка малышка»

Мягкая развивающая книга предназначена для развития ребенка дошкольного возраста. эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, животными, морскими обитателями и насекомыми, научит считать, различать времена года, погоду и т. д. Книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.

Упражнение «Лабиринт».

Цель – развивать мелкую моторику руки, логическое мышление и восприятие цвета. Необходимо помочь зайчику поймать веревочку от воздушного змея, пропустив ее через воздушные шарики, называя цвета и проговаривая свои действия, объясняя выбор того или иного шарика.

Словесная игра «Назови предмет такой же формы».

Цель - формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Ход игры: Ребенку предлагается найти предметы в книге, в группе такой же формы как солнышко, тучка, радуга.

Словесная игра «Когда это бывает?».

Задачи – закреплять и расширять знания детей о явлениях природы, последовательности сезонов, характерных признаках каждого времени года. Развивать мыслительную деятельность, наблюдательность. Активизировать речь детей. Ход игры: Ребенку предлагается рассказать в какое время года бывает такое явление природы как дождь, гроза, когда появляется радуга.

Игра «Пирамидка».

Цель – способствовать развитию сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста. Задачи: способствовать формированию умения разбирать и собирать пирамидку в определенной последовательности, называть цвет, форму, размер; формировать умение сравнивать два предмета, находить один; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность в игре; развивать конструктивное мышление.

Упражнения по математике «Сосчитай цветочки» «Разложи по цвету».

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи

«Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия)

«Поезд»

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданием

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания).

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют).

Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие грамматического строя речи

«Скажи ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

«Скажи по-другому»

Цель: упражнять в подборе синонимов.

Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

Грустный –Радостный -Злой –Веселый –Сильный –Храбрый –Слабый –Трусливый –Смелый –Хороший –Чистый –Удивленный -

Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам, которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. – М. : Детство-Пресс, 2009. – С. 125-155.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 3-4 года. Наглядное пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.

4. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М. : Ювента, 2009. – 62 с.

5. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеоразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 306 с.

7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2003. – 228 с.

8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М. : Академия, 2011. – 342 с.

9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 224 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

11. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2014. – 362 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Зима в лесу» с использованием игровых технологий Цель: Расширять знания детей о жизни зверей в лесу зимой. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей представления о зиме; • Формировать.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими.

Мастер-класс «Применение наглядно-игровых пособий из фетра в познавательном развитии детей дошкольного возраста» Обучая детей, мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и.

Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособийРазвитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособий Ранний возраст (мелкая моторика) Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект.

План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №1 «Петушок» г. Богородска План профессионального.

Практический опыт развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраст Практический опыт развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста 3.1. Актуальность,.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Задолго до.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий
Опубликовано: 12 марта 2019 в 20:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД