Получи документы

Профилактика насилия в подростковой среде

МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА ПЛЕТНЕВА
Профилактика насилия в подростковой среде

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Формы насилия в среде школьников многообразны: систематические насмешки, в основе которых может лежать любой фактор - от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

В поведении подростков часто прослеживается стремление с помощью насилия самоутвердиться за счет более слабых сверстников или взрослых людей.

Причины агрессивного поведения подростков

Публикация «Профилактика насилия в подростковой среде» размещена в разделах

Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок. Исследователи пришли к таким выводам:

• наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания, и те, кого подвергают суровым наказаниям;

• агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка : друзьями, учителями, родителями;

• дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди себе подобных сверстников;

• СМИ играют существенную роль в формировании агрессии у подростков;

• агрессивное поведение, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков подростка.

Как правило, подростковая агрессия не является следствием психических расстройств. Исследования показали, что наиболее опасные формы подростковой агрессии (насилие, убийства, терроризм) являются извращенной реакцией на адаптацию в среде.

3. Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые - исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение.

4. Проблема детской агрессии - проблема родителей, это недостаток воспитания.

Факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают тех, кто слабее или отличается от других. Чаще всего объектами школьного насилия становятся дети, имеющие:

• физические недостатки. Детей с физическими недостатками - имеющих сниженный слух, зрение или с нарушениями движений, т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя - обижают гораздо чаще;

• особенности в поведении. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети или дети с импульсивным поведением. Например, гиперактивные дети порой бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком сильно вторгаются в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре - и поэтому часто вызывают раздражение. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми, и другими одновременно;

• особенности внешности. Все, что внешне выделяет ребенка из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д. ;

• плохие социальные навыки. Дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия из-за недостаточного опыта общения и самовыражения, легче принимают роль жертвы. Они смиряются с ситуацией как с неизбежностью, часто внутренне даже находят оправдание насильнику : «. значит, я такой, заслужил это».

• страх перед школой. Чаще возникает у детей, идущих в школу с отрицательными социальными ожиданиями. Иногда этот страх провоцируют родители, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

• болезни. Существует масса расстройств, вызывающих насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи, энкопрез (недержание кала, нарушения речи - дислалия (косноязычие, дисграфия (безграмотное письмо, дислексия (нарушение обучению чтению, дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д. ;

• низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности обуславливают и низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует невысокую самооценку, которая в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственного поведения как варианта компенсации.

Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.

Если в классе есть ребенок, являющийся объектом агрессии окружающих, на это укажут следующие факты:

• на уроках ребенок ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинается шум, помехи, раздаются комментарии;

• его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;

• во время перемены, в столовой держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учащихся, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

• его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

• на агрессивные действия со стороны детей он реагирует безвольной улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

• хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

• опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

• во время групповых игр, занятий его игнорируют или выбирают последним.

Характерное поведение агрессора:

• на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

• манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

• может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

• на его поведение поступают жалобы от детей и взрослых;

• не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники;

• прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

• входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;

• спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Что может помочь ребенку избавиться от агрессии или снизить ее уровень? Например, занятия спортом. В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различными видами спорта способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение.

Также очень важны и полезны беседы со школьниками - как индивидуальные, так и групповые. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому задача педагога - доказать агрессивному ребенку, что решение проблемы - в его интересах. Следующий шаг - обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними - вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми. Вот некоторые рекомендации:

• обсудите со школьниками, возможно ли в вашем образовательном учреждении проявление детского насилия, и что нужно сделать для его предотвращения;

• предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте рассказ и попросите дать определение насилию. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные;

• ознакомьте школьников с материалами (видео, книги, которые содержат информацию о насилии;

• предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».

Алгоритм работы с агрессорами и их «жертвами»

1. Поговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой агрессоров, и предложить письменно изложить случившееся.

2. Поговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента.

3. Объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное.

4. Собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать другим, о чем шел разговор в индивидуальной беседе с педагогом.

5. Подготовить членов группы к встрече с остальными учащимися: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6. Поговорить с родителями детей, состоявших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят.

7. Вести дневник с записью всех инцидентов, фиксацией письменных объяснений детей и принятых мер.

8. Обучить детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты (с помощью школьного психолога).

9. Потребовать от обидчиков письменных извинений перед потерпевшими.

10. Если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что такие ситуации не могут быть смешными.

11. Если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».

Моя главная цель, как учителя и классного руководителя по ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ это не только всё вышеперечисленное, но и вовлечение воспитанников в классную и общешкольную жизнь, а именно:

1. Конкурсы

2. Предметные недели

2. Агитбригады

3. Мероприятия посильные каждому

Где я стараюсь задействовать максимальное количество детей, данные мероприятия помогают их сплочению и налаживанию межличностных отношений.

Одним из интереснейших проектов нашей школы я считаю 6 месячный проект «Волшебники двора»

А так же ежегодные проекты в рамках предметной недели «Выступление экологической бригады «Исток»

Публикации по теме:

«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе Своих малышей мы, воспитатели группы №2 приняли 16 июля. Детки пришли к нам из ясельной группы. Мы с напарницей и няней тщательно готовили.

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Сказка для профилактики алкоголизма в среде школьников Сказка о трех кувшинах и злом колдуне Ализме Коголе. Хочешь, расскажу тебе сказку? Не простая это сказка, а волшебная. Кто прослушает ее,.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группеФотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группе 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовала профилактическая акция «Дом без насилия!». Инициаторами такой акции стали Министерства внутренних.

Игровые макеты в развивающей среде ДОУ. Макет «Джунгли»Игровые макеты в развивающей среде ДОУ. Макет «Джунгли» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Информационные таблички для родителей в образовательной средеИнформационные таблички для родителей в образовательной среде Вот такие таблички, необходимые и незаменимые были "внедрены и апробированы" в нашей группе Как же быть родителям, которые неожиданно.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика насилия в подростковой среде
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 00:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД