Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Светлана Васильченко
Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Плоскостопие – одно из нарушений опорно–двигательного аппарата. Это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Стопа – опора, фундамент нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Частый симптом – боль в стопе, мышцах голени. Ребенок начинает выкручивать ножки и ставить стопу не прямо, а на внешнюю часть стопы, «косолапить», подгибать пальчики внутрь, и в этом положении он не испытывает дискомфорт. Но, благодаря неправильной постановке стопы, позвоночник тоже принимает неестественную форму, изгиб, которая приводит к нарушениям осанки. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы, бега, плохо переносит статические нагрузки. При плоскостопии практически отсутствует амортизирующая роль стопы. Внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений и могут нарушиться функции систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения. При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети могут жаловаться на головные боли, становятся нервозными, рассеянными, быстро утомляются. Стопа ребенка имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат стопы ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки. Пухленькие стопы ребенка кажутся абсолютно плоскими (до 3 лет, но это не так. У ребенка ясельного возраста выемку свода стопы заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В правильности строения стопы можно убедиться простым способом: ставлю малыша на ножки и вкладываю палец под его стопу с внутреннего края. Если палец входит свободно, то костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности слоем жира. Существуют много способов проведения плантографии, методов диагностики плоскостопия. По определению Н. Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений. Для себя я выбрала методику В. А. Яралова – Яралянца с соавторами, удобную для массового обследования детей дошкольного возраста. Необходимо обозначить на отпечатке стопы 3 точки:

1. середину основания большого пальца;

2. центр пятки;

3. середину межпальцевого промежутка 2 и 3 пальцев.

Затем необходимо соединить 1 точку со 2, а 2 с 3. Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма; если первая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем – стопа уплощена; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке – отмечается плоскостопие.

По методике определения степени плоскостопия необходимо от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев; обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной; к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией; полученный отрезок разделить на 3 равные части. Нумерация – от внутренней части к наружной.

1 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал.

2 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал.

3 степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.

Если внутренний контур отпечатка попадает на половину интервала, можно записать – 1\2 1 степени плоскостопия и т. д. В практической работе такой подход позволит раньше отслеживать эффективность или неэффективность применяемых комплексов лечебной гимнастики и всей программы в целом, внося соответствующие коррективы. И вот, рассмотрев плантограммы 24 детей старшей группы, я обнаружила, что 17 человек из них либо уже имеют плоскостопие, уплощение стопы, либо имеют предрасположенность к этому. В подготовительной группе дела обстояли не лучше – из 20 человек 9 нуждались в индивидуальных занятиях по профилактике плоскостопия.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Главные принципы – систематичность и регулярность. Необходимо:

1. Укреплять мышцы и связки ног;

2. Массаж и гимнастика, влажные обтирания, «морские ножные ванны» с применением гальки, резинового массажного коврика, контрастные ножные ванны, гигиена ног;

3. Физиотерапевтические процедуры, парафиновые и грязевые аппликации, ортопедические стельки или обувь;

4. Утренняя гимнастика, подвижные игры;

5. Занятия плаванием, лыжами (с 4 лет, велосипед;

6. Босохождение по гравию, гальке, песку, траве.

Главная причина плоскостопия – слабость мышечно–связочного аппарата. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное. Врожденное встречается редко и, как правило, врачи сразу извещают об этом родителей. Приобретенное появляется в связи с заболеваниями – рахитическое, паралитическое, статическое, у детей с избыточным весом. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем детстве. Определить правильность положения стоп вполне по силам всем, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. У нормальной стопы пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена снаружи. Этот дефект свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. О вальгусном (Х-образном) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Этот дефект приобретается в раннем возрасте при раннем вставании на ножки, длительном стоянии, в результате рахита, травм и врожденных аномалий, избыточного веса. При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленном суставе. При неравномерном развитии суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется снаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены снаружи, развивается плоскостопие.

Часто дети страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей (в раннем детстве, нагружать их длительной ходьбой. Приводит к плоскостопию и ношение слишком тесной или слишком широкой обуви, обуви «на вырост»; донашивание за старшими детьми, очень теплая обувь; некачественная обувь, поставляемая из Китая или вообще неизвестно откуда.

В какой обуви ходят наши дети? Казалось бы – да сколько там ребенок в детсаду бывает! Но с 8 утра до 18 часов вечера каждый день – это большая часть дня. Обувь должна быть тщательно подобрана:

- это фабричная обувь, которая соответствует стандартам ГОСТа;

- не тесная, ни чересчур свободная, не стоптанная, по ножке ребенка обувь («на вырост»- 0,5 размера);

- обувь кожаная, матерчатая или из кожзаменителя с перфорацией;

- закрытый верх, чтобы ножка ребенка не проскакивала вперед;

- обязательна подкладочная ткань;

- застежка безопасная, не травмирующая ножку ребенка, любая;

- задник твердый, закрытый, формирующий правильное становление пяточной хрящевой подушки ребенка;

- на внутренней части подошвы – наличие подушечки – супинатора;

- подошва в помещении и в сухую погоду – кожаная, гнущаяся;

- каблук от 0,5 до 2 см. После 5 лет – можно 2-4 см, но без склонности к возникновению плоскостопия и только широкий каблук;

- нельзя носить обувь с перемычкой вместо задника до 5 лет. После 5 лет – перемычка не менее 2-х см;

- ботинки для дошкольников должны четко фиксировать голеностопный сустав;

- фабричная обувь продается в индивидуальных упаковках, с памяткой или инструкцией для покупателя.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Я ставлю своего сына на большой лист бумаги, очерчиваю стопу по контуру. Длина измеряется линейкой от края пятки до большого пальца. В магазине такой шаблон помогает при выборе обуви. Если у меня с собой нет такого шаблона, я пользуюсь более простым методом: расстегиваю обувь и ставлю ножку сына поверх туфли, погружая в нее только пятку, соприкасающуюся с задником. Между большим пальчиком и носком летней обуви должно быть расстояние примерно в 1 сантиметр, зимней – до 2 см. Но часто одной рационально подобранной обуви не достаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или обувь. Однако без назначения врача заказывать и покупать их нельзя. Стелька вкладывается в тщательно подобранную обувь на 1 размер больше. Частота их смены колеблется от 3 до 6 месяцев, в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Кабинет ЛФК Павловской ЦРБ настоятельно рекомендует на всю детскую обувь (при наличии плоскостопия) изготовить в г. Воронеже специальные стельки – супинаторы. Но не стоит увлекаться ими, т. к. многие специалисты сейчас сходятся во мнении, что эти стельки не исправляют плоскостопие, а лишь снимают болезненные ощущения и предотвращают дальнейшее его развитие. Длительное их ношение бесполезно и даже вредно, т. к. их жесткая конструкция не дает возможности тренировать мышцы стопы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно выбрать музыкальную игрушку» В современных магазинах для детей. Представлен очень широкий ассортимент звучащих музыкальных игрушек. Это – и музыкальные шкатулки, куклы,.

Мастер-класс для родителей «Я хочу помочь своему ребёнку говорить правильно» Прошедший учебный год я работала по своему второму образованию - учителем-логопедом в ДОУ, поэтому не было времени выкладывать, да и почти.

Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия).Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: - Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика плоскостопия. Общие вопросы Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Профилактика плоскостопия в нашей группеПрофилактика плоскостопия в нашей группе Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Наш детский сад уже давно сотрудничает с Областным центром лечебной физкультуры.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 1) I. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы: Сегодня жизнь ставит перед нами много новых.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 2) V. Режим и формы занятий Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 20-25 мин. Занятия проводятся в игровой.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?
Опубликовано: 13 октября 2016 в 18:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...