МААМ-картинки

Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Светлана Васильченко
Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?

Плоскостопие – одно из нарушений опорно–двигательного аппарата. Это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Стопа – опора, фундамент нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Частый симптом – боль в стопе, мышцах голени. Ребенок начинает выкручивать ножки и ставить стопу не прямо, а на внешнюю часть стопы, «косолапить», подгибать пальчики внутрь, и в этом положении он не испытывает дискомфорт. Но, благодаря неправильной постановке стопы, позвоночник тоже принимает неестественную форму, изгиб, которая приводит к нарушениям осанки. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы, бега, плохо переносит статические нагрузки. При плоскостопии практически отсутствует амортизирующая роль стопы. Внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений и могут нарушиться функции систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения. При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети могут жаловаться на головные боли, становятся нервозными, рассеянными, быстро утомляются. Стопа ребенка имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат стопы ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки. Пухленькие стопы ребенка кажутся абсолютно плоскими (до 3 лет, но это не так. У ребенка ясельного возраста выемку свода стопы заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В правильности строения стопы можно убедиться простым способом: ставлю малыша на ножки и вкладываю палец под его стопу с внутреннего края. Если палец входит свободно, то костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности слоем жира. Существуют много способов проведения плантографии, методов диагностики плоскостопия. По определению Н. Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений. Для себя я выбрала методику В. А. Яралова – Яралянца с соавторами, удобную для массового обследования детей дошкольного возраста. Необходимо обозначить на отпечатке стопы 3 точки:

Публикация «Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?» размещена в разделах

1. середину основания большого пальца;

2. центр пятки;

3. середину межпальцевого промежутка 2 и 3 пальцев.

Затем необходимо соединить 1 точку со 2, а 2 с 3. Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма; если первая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем – стопа уплощена; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке – отмечается плоскостопие.

По методике определения степени плоскостопия необходимо от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев; обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной; к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией; полученный отрезок разделить на 3 равные части. Нумерация – от внутренней части к наружной.

1 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал.

2 степень плоскостопия – внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал.

3 степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.

Если внутренний контур отпечатка попадает на половину интервала, можно записать – 1\2 1 степени плоскостопия и т. д. В практической работе такой подход позволит раньше отслеживать эффективность или неэффективность применяемых комплексов лечебной гимнастики и всей программы в целом, внося соответствующие коррективы. И вот, рассмотрев плантограммы 24 детей старшей группы, я обнаружила, что 17 человек из них либо уже имеют плоскостопие, уплощение стопы, либо имеют предрасположенность к этому. В подготовительной группе дела обстояли не лучше – из 20 человек 9 нуждались в индивидуальных занятиях по профилактике плоскостопия.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Главные принципы – систематичность и регулярность. Необходимо:

1. Укреплять мышцы и связки ног;

2. Массаж и гимнастика, влажные обтирания, «морские ножные ванны» с применением гальки, резинового массажного коврика, контрастные ножные ванны, гигиена ног;

3. Физиотерапевтические процедуры, парафиновые и грязевые аппликации, ортопедические стельки или обувь;

4. Утренняя гимнастика, подвижные игры;

5. Занятия плаванием, лыжами (с 4 лет, велосипед;

6. Босохождение по гравию, гальке, песку, траве.

Главная причина плоскостопия – слабость мышечно–связочного аппарата. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное. Врожденное встречается редко и, как правило, врачи сразу извещают об этом родителей. Приобретенное появляется в связи с заболеваниями – рахитическое, паралитическое, статическое, у детей с избыточным весом. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем детстве. Определить правильность положения стоп вполне по силам всем, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. У нормальной стопы пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена снаружи. Этот дефект свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. О вальгусном (Х-образном) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Этот дефект приобретается в раннем возрасте при раннем вставании на ножки, длительном стоянии, в результате рахита, травм и врожденных аномалий, избыточного веса. При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленном суставе. При неравномерном развитии суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется снаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены снаружи, развивается плоскостопие.

Часто дети страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей (в раннем детстве, нагружать их длительной ходьбой. Приводит к плоскостопию и ношение слишком тесной или слишком широкой обуви, обуви «на вырост»; донашивание за старшими детьми, очень теплая обувь; некачественная обувь, поставляемая из Китая или вообще неизвестно откуда.

В какой обуви ходят наши дети? Казалось бы – да сколько там ребенок в детсаду бывает! Но с 8 утра до 18 часов вечера каждый день – это большая часть дня. Обувь должна быть тщательно подобрана:

- это фабричная обувь, которая соответствует стандартам ГОСТа;

- не тесная, ни чересчур свободная, не стоптанная, по ножке ребенка обувь («на вырост»- 0,5 размера);

- обувь кожаная, матерчатая или из кожзаменителя с перфорацией;

- закрытый верх, чтобы ножка ребенка не проскакивала вперед;

- обязательна подкладочная ткань;

- застежка безопасная, не травмирующая ножку ребенка, любая;

- задник твердый, закрытый, формирующий правильное становление пяточной хрящевой подушки ребенка;

- на внутренней части подошвы – наличие подушечки – супинатора;

- подошва в помещении и в сухую погоду – кожаная, гнущаяся;

- каблук от 0,5 до 2 см. После 5 лет – можно 2-4 см, но без склонности к возникновению плоскостопия и только широкий каблук;

- нельзя носить обувь с перемычкой вместо задника до 5 лет. После 5 лет – перемычка не менее 2-х см;

- ботинки для дошкольников должны четко фиксировать голеностопный сустав;

- фабричная обувь продается в индивидуальных упаковках, с памяткой или инструкцией для покупателя.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Я ставлю своего сына на большой лист бумаги, очерчиваю стопу по контуру. Длина измеряется линейкой от края пятки до большого пальца. В магазине такой шаблон помогает при выборе обуви. Если у меня с собой нет такого шаблона, я пользуюсь более простым методом: расстегиваю обувь и ставлю ножку сына поверх туфли, погружая в нее только пятку, соприкасающуюся с задником. Между большим пальчиком и носком летней обуви должно быть расстояние примерно в 1 сантиметр, зимней – до 2 см. Но часто одной рационально подобранной обуви не достаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или обувь. Однако без назначения врача заказывать и покупать их нельзя. Стелька вкладывается в тщательно подобранную обувь на 1 размер больше. Частота их смены колеблется от 3 до 6 месяцев, в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Кабинет ЛФК Павловской ЦРБ настоятельно рекомендует на всю детскую обувь (при наличии плоскостопия) изготовить в г. Воронеже специальные стельки – супинаторы. Но не стоит увлекаться ими, т. к. многие специалисты сейчас сходятся во мнении, что эти стельки не исправляют плоскостопие, а лишь снимают болезненные ощущения и предотвращают дальнейшее его развитие. Длительное их ношение бесполезно и даже вредно, т. к. их жесткая конструкция не дает возможности тренировать мышцы стопы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно выбрать музыкальную игрушку» В современных магазинах для детей. Представлен очень широкий ассортимент звучащих музыкальных игрушек. Это – и музыкальные шкатулки, куклы,.

Мастер-класс для родителей «Я хочу помочь своему ребёнку говорить правильно» Прошедший учебный год я работала по своему второму образованию - учителем-логопедом в ДОУ, поэтому не было времени выкладывать, да и почти.

Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия).Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: - Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика плоскостопия. Общие вопросы Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Профилактика плоскостопия в нашей группеПрофилактика плоскостопия в нашей группе Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Наш детский сад уже давно сотрудничает с Областным центром лечебной физкультуры.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 1) I. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы: Сегодня жизнь ставит перед нами много новых.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 2) V. Режим и формы занятий Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 20-25 мин. Занятия проводятся в игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика плоскостопия или Как правильно выбрать обувь своему ребенку?
Опубликовано: 13 октября 2016 в 18:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД