Папки-передвижки

Профилактика речевых нарушений

ольга семерюк
Профилактика речевых нарушений

Родители, ожидающие рождения своего первенца в первую очередь озабочены его физическим здоровьем и это правильно. Если ребенок здоров он будет хорошо расти и развиваться. И первые слова сорвутся с его уст довольно рано. Но, нередко ребенку исполняется 2-3 года, а он чаще молчит или его речь только начинает формироваться. Известно, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить, а профилактикой речевых проблем необходимо заниматься задолго до рождения ребенка. Необходимы меры по предупреждению анте - и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности. Одним из самых критических периодов беременности является первый триместр.

Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах

Очень важно обеспечить нормальное протекание беременности: соблюдать меры предосторожности, избегать стрессов. Разрешение различных семейных конфликтов лучше отложить, оградить будущую мать от переживаний. Окружение будущей матери максимально должно быть приятным и радостным. Ей необходима забота и внимание. Отцу следует быть вежливым, нежным и внимательным ко всем нуждам будущей матери.

Каждая женщина, которая готовится стать матерью, независимо от обстоятельств должна стараться сохранять радостное, спокойное расположение духа. Зная, что за все усилия в этом направлении она будет вознаграждена физическим здоровьем и спокойным уравновешенным характером своего ребенка

Ни для кого не секрет, что вредные привычки родителей пагубно сказываются на развитии плода, поэтому обязательной частью профилактики является отказ от курения, употребления алкоголя, наркотических средств. Следует не забывать о том, что физическое и умственное состояние родителей передается потомству. Также к речевой и другой патологии ребенка может привести воздействие на родителей радиации и других профессиональных вредностей. Развитие речи является процессом, имеющим непосредственную зависимость от влияния внешней среды. Эти влияния обуславливают настройку психофизиологических ресурсов организма.

Чрезвычайно важен и сам процесс родов, в котором одним из основных моментов, является предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного. К неблагоприятным факторам процесса родов, неизбежно сказывающимся на ребенке, относят следующие:

• длительный безводный период;

• отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности;

• плохое или недостаточное раскрытие родовых путей;

• быстрые или стремительные роды;

• применение различных ручных родовспомогательных приемов;

• кесарево сечение;

• тугое обвитие плода пуповиной;

• большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода;

• преждевременное рождение;

• затяжные роды.

С первых дней жизни ребенка необходимо обращать особое внимание на факторы, которые могут сигнализировать о проблемах с речью:

• ребенок плохо берет грудь, вяло сосет, быстро устает при сосании, отмечаются поперхивание, вытекание молока через нос, ребенок часто срыгивает;

• у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;

• ребенок вялый или слишком беспокойный;

• по ночам при длительном лежании на спине ребенок начинает беспокоиться, а потом кричать, пока его не возьмут на руки и не придадут ему вертикальное положение;

• при плаче у ребенка дрожит подбородок;

• при засыпании ребенок вздрагивает, сон у него короткий, прерывистый;

• ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

• отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

• снижена двигательная активность ребенка — он вялый или скован в движениях; мышцы его ослаблены, и он напоминает тряпичную куклу, или, наоборот, постоянно напряжены.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, могут свидетельствовать о перинатальном поражении центральной нервной системы и впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Забота о правильном речевом развитии должна состоять в обеспечении благоприятного речевого окружения. Необходимо как можно больше разговаривать с младенцем с первых дней его жизни, поощрять лепет малыша улыбкой.

Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым, готовим почву и для совершенствования движений артикуляционного аппарата. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики.

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему - все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и не обращённость лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к врачу-невропатологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия.

Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период, по мере роста ребенка все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения.

Позднее развитие речи так же должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы, и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек»Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 24 октября 2022 в 19:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД